Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В условиях инновационного развития России возрастает роль молодежи, которая является одним из основных участников модернизации экономики и социальной сферы. Однако для успешного решения молодежью возложенных на нее задач, необходимо наличие ресурсов и возможностей их конвертации. Обеспеченность определенными ресурсами создает условия для социального развития молодежи и определяет ее место в социальной структуре российского общества.
Социальная мобильность входит в число тем, приоритетных для современной социологии. Еще классики изучения темы, среди которых был и российский исследователь Питирим Сорокин, отмечали, что общества, входящие в состояние современности, становятся более «текучими». В подобных обществах утверждаются нормы, делающие социальные группы открытыми для притока извне. Возникают широкие возможности пересекать межгрупповые границы, добиваться более высокой социальной позиции в течение жизни.
Однако мобильность отражает не только позитивные, достижительные возможности современного общества, но и темные стороны этого процесса. Так, высокий уровень мобильности в периоды кризиса проявляется, кроме всего прочего, в нисходящих социальных потоках. В контексте России в ходе межпоколенческих сравнений трех поколений российского общества по критерию интенсивности воспроизводства / изменения заметно, что процессы воспроизводства традиционных сфер социальных страт усиливаются и, чем ближе к сегодняшнему дню, тем более они значительны. «Торможение» социальных лифтов и тенденция к воспроизводству способствуют закреплению классовых позиций.
В результате в современном обществе растет социальная дифференциация, увеличивается экономическое неравенство, углубляются культурные различия между разными социальными группами, занимающих верхние и нижние этажи в социальной иерархии; увеличивается разрыв между богатыми и бедными; между элитами и прекариатом на фоне внутренней дифференциации среднего класса. Данное противоречие не может не влиять на потоки мобильности и связанные с ними ценностные ориентации.
В этих обществах люди имеют реальную возможность повысить свой социальный статус или же в определенных обстоятельствах утратить прежние позиции. В подобных обществах перемещения из одной группы в другую не вызывают у большинства граждан удивления. Считается нормой, если человек получил образование, продвинулся по карьерной лестнице и занял позицию, которая выше, чем та, что занимали его родители. Как правило, общества, о которых идет речь, обладают рядом типичных характеристик. Во-первых, это — общества, в которых законодательным образом утверждены отношения равенства. Речь идет, прежде всего, о равенстве граждан перед законом, а также, в целом ряде случаев, о других формах равенства и, в частности, равенстве в системе образования или здравоохранения. Во-вторых, мобильные общества, как правило, относятся к числу динамичных, развивающихся.
Цель исследования. выявление социокультурных и институциональных особенностей становления стратегий и алгоритмов социальной мобильности на макроуровне российского общества;
разработка типологии алгоритмов социальной мобильности нового поколения на основании значимости образовательного канала; определение приоритетов личностных и социальных перспектив в образе будущего современной молодежи в зависимости от типа избранной стратегии социальной мобильности.
Задачи исследования.
1. Проанализировать и обобщить теоретические и методологические подходы к исследованию социальной стратификации и социальной мобильности.
2. Провести эмпирическое исследование социальной мобильности молодежи.
3. Выявить макро- и микрофакторы, детерминирующие социальные позиции и возможности социальной мобильности работающей молодежи.
Объект исследования: работающая молодежь Ленинградской области и г. Санкт-Петербурга в возрасте от 18 до 30 лет
Предметом исследования является социальная мобильность работающей молодежи и определяющие ее факторы.
Метод исследования: массовый опрос.
Объектом исследования выступили молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет, проживающие на территории Ленинградской области и Санкт-Петербурга. В исследовании использовался целевой тип выборки, её общий объем составил 120 человек.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию социальной мобильности.
1.1.Социальная мобильность
Социальная мобильность - это перемещение отдельных людей и групп в социальной структуре общества, изменение их социального статуса.
Перемещение из одного социального слоя в другой называют вертикальной мобильностью. Например, повышение или понижение в должности.
Перемещение в пределах одного и того же социального слоя - горизонтальной мобильность. Например, переезд в другой город с сохранением должности и доходов.
Основоположник теории социальной мобильности - русско-американский социолог Питирим Сорокин (рис.1).
Концепция расширенного понимания мобильности находится в русле тех традиций, которые заложены в изучении данной темы одним из ее основателей — П. А. Сорокиным, а также в русле современных дискуссий об изменяющейся социальной мобильности.
Питирим Сорокин, введший понятие мобильности в широкий оборот, предлагал рассматривать мобильность как явление с несколькими ключевыми измерениями.
Он полагал, что мобильность следует понимать не только как переход с работы на работу, не только как переезд из одного региона в другой, но и как движение в любой форме, включая перемещения вещей и ценностей. В мобильности он видел не только структурные изменения в обществе, но и культурные трансформации, переход общества от одной культурной парадигмы к другой, от одного образа мысли к другому. Общество эволюционирует, в нем возникают идеи, которые подталкивают изменения структурного плана. Культурная мобильность оказывается связанной с мобильностью структурной, а ценности, распространяющиеся в обществе, становятся фактором, побуждающим население изменять жизненный модус. Как и другие исследователи мобильности, Сорокин выделял в перемещениях статичные и динамичные фазы. В статичной фазе мобильность регулируется устоявшейся системой ценностных ориентиров, а перемещения происходят по строго определенным траекториям. В динамичной фазе ценностные ориентиры размываются, возникает рассогласование жизненных миров, а мобильность становится хаотичной и рождает «муть» — неопределенное состояние, в котором упорядоченные перемещения невозможны и которое более всего напоминает движение в отсутствие какого-либо социального «компаса».
Концепт «многомерной мобильности» включает в себя перемещения, которые совершаются одновременно в нескольких сферах жизни и которые находятся во взаимосвязи друг с другом: перемещения в сфере занятости и отраслевая мобильность, образовательная мобильность, территориальные и жилищные перемещения.
Концепция мобильности как широких жизненных изменений понимается также как рассмотрение ее в единстве объективной и субъективной мобильности. В широком смысле под субъективной мобильностью понимается процесс рефлексии, сопровождающий реальные пространственные или социальные перемещения. Социальная мобильность может быть высокой или низкой. В традиционных обществах она сильно ограничена - люди привязаны к наследственным сословиям или кастам, перейти в другой слой почти невозможно. В условиях индустриального общества мобильность резко возрастает, место в социуме все больше определяется способностями и усилиями самого человека: образованием, заработком, деловой хваткой.
Показатели, позволяющие сравнить уровень социальной мобильности в разных обществах - это:
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Ваньке А. В.; отв. ред. Семенова В. В., Черныш М. Ф. Социальная мобильность в России: поколенческий аспект: [монография] Институт социологии РАН. Москва: Институт социологии РАН, 2017. 384 с.
2. Гаврилюк В.В., Гаврилюк Т.В., Фарахутдинов Ш.Ф. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ АЛГОРИТМА СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖИ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 5-3. – С. 521-525;
3. Горшков М. К., Тихонова Н. Е. Столицы и регионы в современной России: мифы и реальность пятнадцать лет спустя. М.: Весь Мир, 2018. 312 с.
4. Горшков М.К. под ред. М. К. Горшкова, Ли Пэйлиня, П. М. Козыревой, Н. Е. Тихоновой. Среднедоходные слои в России и Китае: положение, динамика, особенности мировоззрения; М.: Новый хронограф, 2018. 544 с.
5. Дамье В. В. Стальной век. Социальная история советского общества; Либроком - Москва, 2013. - 256 c.
6. Дандамаев М. А. Вавилония в 626-330 годы до н. э.: социальная структура и этнические отношения; Петербургское лингвистическое общество - Москва, 2010. - 224 c.
7. Кузнецов Максим , Симдянов Игорь Социальная инженерия и социальные хакеры; БХВ-Петербург - Москва, 2014. - 368 c.
8. Литовская, М.О. Зарубежные молодежные организации. Справочник / ред. В.И. Камышанов, М.О. Литовская. - М.: Молодая Гвардия, 2018. - 494 c.
9. М.К. Горшков и др; отв. ред. М. К. Горшков, В. В. Петухов. М.Двадцать пять лет социальных трансформаций в оценках и суждениях россиян: опыт социологического анализа / Весь Мир, 2018. 384 с.
10. Мальковская И. А. Многоликий Янус открытого общества. Опыт критического осмысления ликов общества в эпоху глобализации; ЛКИ - Москва, 2010. - 280 c.
11. Мертон Роберт Социальная теория и социальная структура; АСТ, АСТ Москва, Хранитель - Москва, 2011. - 880 c.
12. Орехов А. М. Интеллектуальная собственность. Опыт социально-философского и социально-теоретического исследования; Либроком - Москва, 2009. - 224 c.
13. Радченко, А. Ф. Материалы научных исследований проблем молодежной политики современной России / А.Ф. Радченко. - М.: Ленанд, 2017. - 176 c
14. Реальная Россия. Социальная стратификация современного российского общества; Журнал "Эксперт" - Москва, 2014. - 680 c.
15. Реальная Россия. Социальная стратификация современного российского общества; Журнал "Эксперт" - Москва, 2009. - 680 c.
16. Росенко С. И., Кумпен А. А. Социальная дифференциация современного российского общества; Петрополис - Москва, 2009. - 100 c.
17. Ростовская, Т.К. Международный опыт реализации государственной молодежной политики / Т.К. Ростовская. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 478 c.
18. Смирнова Н. М. Социальная феноменология в изучении современного общества; Канон+РООИ "Реабилитация" - Москва, 2009. - 400 c.
19. Сорокин П. А. Кризис нашего времени. Россия и Соединенные Штаты / Сост., подгот. текста, вступ. cт. и коммент. В. В. Сапова. — Сыктывкар: ООО «Анбур», 2018. 640 с.
20. Сорокин, П.А. Социальная мобильность; М.: Academia - Москва, 2005. - 608 c
21. Социология Ядова: методологический разговор. [Избранные труды В. А. Ядова] / ФНИСЦ РАН; Ред.-сост., авторы предисл.: Е. Н. Данилова, Л. А. Козлова, П. М. Козырева, О. А. Оберемко. М.: Новый хронограф, 2018. 944 с.
22. Старостенков Н. В., Шилова Г. Ф. Российская цивилизация в социальном измерении. Методология социально-гуманитарного знания; ЛКИ - Москва, 2012. - 200 c.
23. Стрельникова А. В. Перемещения в пространственных координатах: больше, чем географическая мобильность // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2014. № 8. С. 30–35.
24. Стрельникова А. В. Пространственные проекции социальной мобильности: переезды как доминантные события биографического повествования // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2015. № 10. С. 39–47.
25. Тихонова Н. Е. Социальная структура России: теории и реальность. М.: Новый хронограф, ИС РАН, 2014. 408 с.
26. Тихонова Н. Е., Лежнина Ю. П., Мареева С. В., Аникин В. А., Каравай А. В., Слободенюк Е. Д. Модель доходной стратификации российского общества: динамика, факторы, межстрановые сравнения / под ред. Н. Е. Тихоновой. М.; СПб.: Нестор-История, 2018. 368 с.
27. Тихонова Н. Е., Мареева С. В. Средний класс: теория и реальность. М.: Альфа-М, 2009. 320 с.
28. Тощенко Ж. Т. Прекариат: от протокласса к новому классу / Ж. Т. Тощенко. Институт социологии ФНИСЦ РАН, РГГУ. М.: Наука, 2018. 350 с.
29. Холостова Е. И. Социальная политика и социальная работа; Дашков и Ко - Москва, 2011. - 208 c.
30. Холостова Е. И. Социальная политика и социальная работа; Дашков и Ко - Москва, 2011. - 208 c.
31. Честнов И. Л., Разуваев Н. В., Харитонов Л. А., Черноков А. Э. Социальная антропология права современного общества; ИВЭСЭП - Москва, 2014. - 248 c.
32. Шестаков О. А. Структура общества и структура власти, или Что такое демократия и есть ли она в России; Либроком - Москва, 2009. - 295 c.
33. Яковлев А. М. Социальная структура общества и право; Норма - Москва, 2009. - 368 c.