Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Система административных наказаний претерпела множество изменений в ходе развития общественных отношений. Административные наказания – это один из видов административно-принудительных мер, а система данных наказаний – это установленный в законе перечень видов наказаний, распределенный по степени тяжести. Актуальность работы обуславливает распространенность административных правонарушений и их превалирование над остальными видами. Элементом успешной борьбы с административными правонарушениями является следуемая за их совершением ответственность и наказания.
Теоретические основы системы административных наказаний, ее признаки, цели являются широко распространенной тематикой в научной литературе. Так, рассматриваемыми вопросами занимались такие ученые, как А.Б. Агапов, И.А. Алексеев, Д.Н. Бахрах, Л.Л. Попов, Б.В. Россинский, В.Е. Сатышев и другие. Однако, особенности административных наказаний нуждаются в дополнительных исследованиях с учетов практики применения административных наказаний и возможностью скорого принятия нового КоАП РФ.
Объект данной работы – это общественные отношения, касающиеся административных наказаний, их системы и особенностей.
Предмет работы – это нормы законодательства РФ и прежде всего нормы Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Цель данного исследования – анализ теоретических основ системы административных наказаний.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
- определить понятие административного наказания;
- рассмотреть цели административных наказаний и их эффективность;
- проанализировать систему административных наказаний;
- изучить возможные классификации административных наказаний;
- охарактеризовать общие принципы наложения административных наказаний.
Основу методологии работы составили анализ и синтез, логический метод, сравнительно-правовой и формальной-юридический методы.
Структура работы обусловлена поставленными задачами и включает введение, три главы, заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ: ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ
1.1 Понятие административного наказания
Административное принуждение, является одним из видов государственного принуждения, которое направлено на охрану общественных отношений, формирующихся в сфере государственного управления. Меры административного принуждения обширно используются в процессе исполнительной деятельности компетентными государственными органами и их должностными лицами, которые служат результатом проявления государственно-властных полномочий.
Опираясь на теорию административного права, можно выделить несколько видов мер административного принуждения, что показывает разнообразие и широту объема регулирования общественных отношений:
1) административно-предупредительные меры;
2) меры административного пресечения;
3) меры административно-процессуального обеспечения;
4) административные наказания.
Каждая из указанных элементов составляет самостоятельный, отдельный вид административного принуждения, значительно отличающийся от других по содержанию, целям, а также и основаниям применения.
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
По мнению А.И. Каплунова, «принуждение – необходимый метод осуществления всякой государственной власти, так как власти без принуждения вообще не бывает. Принуждение свойственно и всякому правовому государству, в условиях которого оно также будет выполнять функции нормального средства борьбы с аномальными проявлениями, правонарушениями и преступностью, функции укрепления дисциплины и законности» . Административное принуждение - категория многофункциональная. Его используют при характеристике метода административного права, деятельности органов государственной власти, указывая на закрепленность мер административного принуждения в самих правовых нормах. Большинство норм административного права являются обязывающими или запрещающими, они формируют императивный метод правового регулирования, свойственный административному праву. При этом принудительность норм административного права выражается во всех его структурных элементах: диспозиции, гипотезе и санкции.
В статье 27.1 КоАП РФ закреплены следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:
1) Доставление;
2) Административное задержание;
3) Личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;
4) Изъятие вещей и документов;
5) Отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;
6) Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;
7) Медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
8) Задержание транспортного средства;
9) Арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
10) Привод;
11) Временный запрет деятельности;
12) Залог за арестованное судно;
13) Помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации в специальные учреждения.
Все указанные меры являются мерами административного принуждения. Они основаны на предположении, что было совершено административное правонарушение, обладают количественными и качественными характеристиками. В них находит свое отражение оценка совершенного деяния (в данном случае основанная на предположении).
При характеристике мер административной ответственности и мер административного принуждения некоторые ученые употребляют термин «насилие», полагая, что так лучше отражается его принудительная природа . Из понятия «принуждение» следует, что воля подвластного подчиняется воле властвующего субъекта. Исходя из этого, употребление термина «насилие» не отражает сущность принуждения. Более того, термин «насилие» несет в себе негативный оттенок. С принудительной природой мер административного наказания тесно связан психологический аспект проблемы и принуждение обладает как внешней, так и внутренней стороной. С внутренней – психологической стороны оно связано с восприятием субъектом государственной воли, ее осознанием, выработкой к ней определенного психического отношения. Вовне это выражается в поведении субъекта в процессе исполнения административного наказания, либо непосредственно перед его исполнением. Несмотря на психологическую составляющую, психическое отношение, выраженное в поведении административного правонарушителя, имеет юридическое значение для применения административного наказания. Например, в статье 4.2 КоАП РФ закреплены обстоятельства, смягчающие административную ответственность. В числе таковых законодатель называет: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; добровольное исполнение до вынесения постановления по делу
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2020) // Российская газета. № 256. 31.12.2001.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.
Судебная практика
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.03.2003 № 3-П «По делу о проверке конституционности положений Уголовного кодекса Российской Федерации, регламентирующих правовые последствия судимости лица, неоднократности и рецидива преступлений, а также пунктов 1 - 8 Постановления Государственной Думы от 26 мая 2000 года «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» в связи с запросом Останкинского межмуниципального (районного) суда города Москвы и жалобами ряда граждан» // Российская газета. № 61. 02.04.2003.
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 № 3-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Б.А. Кехмана» // Российская газета. 43. 01.03.2000.
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.03.2018 № 14-П «По делу о проверке конституционности части 3 статьи 43 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с жалобой некоммерческого партнерства «Спортивно-охотничий клуб «Румелко-Спортинг» // Российская газета. № 85. 20.04.2018.
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью «Барышский мясокомбинат» и «ВОЛМЕТ», открытых акционерных обществ «Завод «Реконд», «Эксплуатационно-технический узел связи» и «Электронкомплекс», закрытых акционерных обществ «ГЕОТЕХНИКАП» и «РАНГ» и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Детская городская больница № 3 «Нейрон» Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» // Российская газета. № 51. 05.03.2014.
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 08.12.2017 № 39-П «По делу о проверке конституционности положений статей 15, 1064 и 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 14 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации и части первой статьи 54 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Г.Г. Ахмадеевой, С.И. Лысяка и А.Н. Сергеева» // Российская газета. № 291. 22.12.2017.
8. Постановление Конституционного Суда РФ от 12.05.1998 № 14-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений абзаца шестого статьи 6 и абзаца второго части первой статьи 7 Закона Российской Федерации от 18 июня 1993 года «О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» в связи с запросом Дмитровского районного суда Московской области и жалобами граждан» // Российская газета. 96. 21.05.1998.
Научная литература
9. Беккария Ч. О преступлениях и наказаниях. М.: Инфра-М, 2004. 184 c.
10. Веретенникова Д.А., Фадеева О.И. Усовершенствование административных наказаний // Законность и правопорядок в современном обществе. 2013. № 13. С. 9-13.
11. Гришковец А.А. Проблема фискальной направленности Кодекса РФ об административных правонарушениях и пути ее решения в проекте нового КоАП РФ // Сибирское юридическое обозрение. 2019. Т. 16, № 4. С. 498-506.
12. Жамбиева Е.М. Система административных наказаний и их классификация // Административное право и процесс. 2006. № 1. С. 25-29.
13. Каплунов А.И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел (системно-правовой анализ): Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. М., 2005. 58 с.
14. Кирьянова О.В. Эффективность деятельности органов государственной власти в реализации целей административных наказаний // Сборник научных трудов: Проблемы организации органов государственной власти и местного самоуправления: история, теория, практика и перспективы. Иркутск, 2013. С. 92-97.
15. Максимов И.В. Административные наказания. М.: Норма, 2009 г. 464 с.
16. Редичкина К. Кодекс об административных правонарушениях: перезагрузка // URL: https://www.pnp.ru/economics/kodeks-ob-administrativnykh-pravonarusheniyakh-perezagruzka.html (дата обращения 21.02.2020).
17. Россинский Б. В. Административно-правовые аспекты государственного управления в России. Системные подходы: монография / Б. В. Россинский. Москва: Норма: ИНФРА-М, 2020. 168 с.
18. Старостин С. А. О некоторых проблемах реформирования Кодекса РФ об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2017. № 9. С. 29-34.