Фрагмент для ознакомления
2
Публично-правовое регулирование права частной собственности на землю следует рассматривать исходя из воздействия на соответствующие отношения норм публично-правовых отраслей (административного, финансового, уголовного и т.д.). И, наконец, административно-правовое регулирование права частной собственности на землю предполагает использование норм отрасли административного права, регламентирующих порядок осуществления органами исполнительной ветви власти управленческого процесса в рамках предоставленных им полномочий. Следовательно, механизм публично-правового, в том числе и административно-правового регулирования, следует рассматривать в качестве составной части общей системы механизма правового регулирования, включающий в себя тот же набор правовых средств, посредством применения которых происходит упорядочивание соответствующих общественных отношений. Как уже было отмечено выше, ряд отечественных ученых и практиков, наряду с общими признаками, чаще всего предлагает выделять некоторые отличительные особенности административно-правового регулирования в отношении смежных с землей объектов гражданских прав.
Как известно, правовое регулирование в целом может быть представлено в качестве длящегося во времени процесса, состоящего из последовательно сменяющих друг друга стадий. В рамках каждой из стадий используются определенные юридические средства, которые, в конечном счете, в своей совокупности и образуют так называемый механизм правового регулирования. Следовательно, публично-правовое регулирование и его механизм вообще можно охарактеризовать как специфическую форму юридического опосредствования отношений власти и подчинения, возникающих и развивающихся между властвующими и подвластными (юридически неравноправными) субъектами.
Таким образом, с учетом отмеченного выше, публично-правовое регулирование права частной собственности на землю в РФ можно попытаться определить как целенаправленную деятельность нашего государства, которая осуществляется им через уполномоченные на то органы исполнительной ветви власти, связанную с созданием необходимых условий для приобретения и юридического признания права частной собственности на землю, с осуществлением контроля за соблюдением земельного законодательства, а также с охраной и защитой прав собственников.
Исследование механизма публично-правового регулирования предполагает в первую очередь уяснение круга общественных отношений, составляющих его предмет, поскольку именно в нем заложена объективная необходимость в осуществлении обособленной нормативно-правовой регламентации.
С точки зрения динамики основная нагрузка в механизме публично-правового регулирования ложится на конкретное правоотношение, так как именно с помощью последнего реализуются предписания, содержащиеся в правовых нормах, приводя тем самым в движение все его структурные элементы (стадии). С учетом отмеченного под механизмом публично-правового регулирования права частной собственности на землю необходимо, на наш взгляд, понимать установленную законодательством определенную совокупность правовых средств, которые применяются государством в строго закрепленных формах, реализуемых посредством деятельности специально уполномоченных на то органов исполнительной ветви власти, в целях осуществления эффективного управленческого воздействия на отношения частной собственности на землю.
Среди отечественных ученых нет единства мнений относительно установления количественного и содержательного состава элементов механизма правового регулирования. Так, по мнению А.Н. Ниязовой, в качестве основных элементов механизма правового регулирования следует использовать такие последовательно сменяющие друг друга стадии правового регулирования как:
1) принятие и действие правовых норм;
2) возникновение прав и обязанностей (правоотношений);
3) реализация прав и обязанностей;
4) применение права .
Д.М. Хлопцов же утверждает, что в данном случае механизм правового регулирования, включает в себя следующие элементы:
1) нормы права;
2) правоотношения;
3) акты применения;
4) субъектов, реализующих соответствующие средства .
В механизме правового регулирования следует выделять всего лишь три таких стадии как: во-первых, стадия общенормативного регулирования; во-вторых, стадия возникновения у конкретных субъектов прав и обязанностей и, в-третьих, стадия реализации указанных прав и обязанностей.
Некоторые другие отечественные ученые дополняют перечень отмеченных выше стадий (элементов) механизма правового регулирования. Так, М.А. Лапина в дополнение к уже упомянутым нами выше элементам предлагает также выделять: интерпретационные акты (акты толкования норм права), а также индивидуальные правовые акты, а Н.М. Конин – стадию защиты правовых отношений, М.И. Абдуллаев и С.А. Комаров – законность и правопорядок.
И.Н. Пяткевич же, наоборот, предлагает выделять лишь один из перечисленных элементов механизма правового регулирования – правовую норму . Анализ отмеченных выше подходов позволяет нам предположить, что публично-правовое регулирование права частной собственности на землю в РФ включает в себя следующие стадии: во-первых, принятие и действие норм права, посредством которых осуществляется публично-правовое регулирование соответствующих отношений; во-вторых, непосредственное возникновение правоотношений в сфере публично-правового регулирования и охраны земель; в-третьих, реализация прав и юридических обязанностей участников правоотношений, посредством поведения последних; в-четвертых, применение норм права, с помощью которых определяется публично-правовое регулирование права частной собственности на землю. Каждая из перечисленных выше стадий соответствует таким элементам механизма публично-правового регулирования, как:
1) публично-правовые нормы, содержащиеся в нормативно-правовых актах;
2) интерпретационные акты (акты толкования);
3) публично-правовые отношения;
4) акты реализации, в том числе и правоприменительные акты.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что механизм правового регулирования, в том числе и публично-правового регулирования права собственности на землю, с точки зрения юридической науки выступает как достаточно сложная система, включающая в себя определенные структурные элементы. Охарактеризуем вкратце указанные выше стадии.
Первая стадия публично-правового регулирования права частной собственности на землю может быть характеризована с точки зрения осуществления общего воздействия норм публично-правовых отраслей. Указанные правовые нормы определяют круг субъектов публично-правового регулирования права частной собственности на землю, их правовой статус, права и обязанности, а также меры юридической ответственности за совершенные правонарушения. Нормы различных публично-правовых отраслей играют роль исходной базы правового регулирования, поскольку с их помощью закрепляется, что дозволено и чего не разрешено участникам соответствующих правоотношений; каковы последствия соблюдения или, наоборот, нарушения зафиксированных в них предписаний. Иными словами, исходя из целей настоящего исследования, можно утверждать, с помощью нормативно-правовых актов, происходит воздействие на поведение людей, устанавливается публично-правовой режим регламентации соответствующих отношений. Посредством же интерпретационных актов (актов официального толкования) уполномоченными на то органами и лицами осуществляется разъяснение смысла правил и предписаний, содержащихся в правовых нормах.
Правовые отношения, характеризующие вторую стадию, непосредственно устанавливают весь механизм публично-правового регулирования. Указанные правоотношения возникают в силу соответствующих юридических фактов, влекущих за собой возникновение, изменение и прекращение права частной собственности на землю. Правоотношения, определяющие специфику публично-правового регулирования права частной собственности на землю, выступают в качестве средства перевода общих стандартных моделей поведения, заложенных в нормах соответствующих отраслей права, в конкретизированные акты поведения отдельных субъектов.
На третьей стадии публично-правового регулирования происходит реализация тех предписаний, которые содержатся в нормах права, т.е. непосредственное воплощение в жизнь принадлежащих субъектам (участникам) соответствующих правоотношений прав и обязанностей. Так, посредством возмещения материального ущерба и других убытков в случае изъятия принадлежащих гражданам или юридическим лицам земельных участков для государственных или муниципальных нужд по решению
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 44. – Ст. 4147.
4. Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3018.
5. Постановление Президиума ВАС РФ от 04.10.2011 № 6325/11 по делу № А41-40307/09 // Вестник ВАС РФ. – 2012. – № 1.
6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» // Вестник ВАС РФ. – № 6. – Июнь. – 2010.
7. Бабина, О.А. Земельный участок как объект права собственности и иных вещных прав / О.А. Бабина // Актуальные вопросы развития юридической науки и практики в современных условиях сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 23-29.
8. Белоусов, С.А. Соотношение публичных и частных интересов в земельном праве / С.А. Белоусов // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2019. – № 4 (129). – С. 246-251.
9. Бринчук, М.М. Природа как национальное достояние или объект права собственности и конституция Российской Федерации / М.М. Бринчук // Юридический вестник ДГУ. – 2018. – Т. 25. – № 1. – С. 43-52.
10. Гиззатуллин, Р.Х. Земельное право в системе российского права / Р.Х. Гиззатуллин // Правовое государство: теория и практика. – 2019. – Т. 58. – № 4. – С. 164-172.
11. Емелькина, И.А. Современные модели частноправовых ограничений права собственности на земельную недвижимость / И.А. Емелькина // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2018. – № 39. – С. 74-98.
12. Ефименко, В.В. Правовая модель возникновения прав на земельные участки в теории земельного и гражданского права / В.В. Ефименко // Аграрное и земельное право. – 2017. – № 1 (145). – С. 36-41.
13. Кодификация российского частного права 2019 / В.В. Витрянский, С.Ю. Головина, Б.М. Гонгало и др.; под ред. Д.А. Медведева. – М.: Статут, 2019. – 492 с.
14. Котлова, Ю.А. Основания прекращения права собственности на землю: разграничения гражданского и земельного законодательства / Ю.А. Котлова // Актуальные научные исследования в современном мире: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции / под общей редакцией А.И. Вострецова. – 2018. – С. 464-468.
15. Максимов, В.А. Особенность земли и земельных участков как объектов права собственности и иных вещных прав / В.А. Максимов // Правовая охрана окружающей среды: материальные и процессуальные аспекты сборник статей по материалам межвузовского Круглого стола (посвящается памяти профессора И. А. Соболя). Санкт-Петербургский университет МВД России. – 2016. – С. 210-212.
16. Мельников, Н.Н., Склярук С.А. Соотношение гражданского и земельного законодательства при регулировании аренды земельных участков, находящихся в публичной собственности / Н.Н. Мельников, С.А. Склярук // Труды Института государства и права Российской академии наук. – 2017. – Т. 12. – № 3. – С. 176-192.
17. Ниязова, А.Н. Ограничения в реализации права собственности на землю в частных и публичных интересах / А.Н. Ниязова // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2016. – № 1 (31). – С. 68-73.
18. Пяткевич, И.Н. Эволюция, современное состояние и тенденции развития земельно-правовых отношений И.Н. Пяткевич // В сборнике: Юридический форум Межвузовский сборник научных трудов. Москва, 2016. – С. 114-126.
19. Стельмахова, Л.А. Актуальные проблемы соотношения частного и публичного права / Л.А. Стельмахова // Права и свободы человека и гражданина: теоретические аспекты и юридическая практика: Материалы ежегодной Международной научной конференции памяти профессора Феликса Михайловича Рудинского / Под общей редакцией Д.А. Пашенцева. – 2017. – С. 513-516.
20. Сумская, М.Ю., Кипа, Е.А. К вопросу о понятии механизма публично-правового регулирования права частной собственности на землю в РФ / М.Ю. Сумская, Е.А. Кипа // Аллея науки. – 2018. – Т. 2. – № 6 (22). – С. 746-755.
21. Федина, Н.А., Москалев, Д. Проблема права частной собственности в отношении земельных участков / Н.А. Федина, Д. Москалев // В сборнике: Наука: финансы, события, люди на правовой территории Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2016. – С. 17-21.
22. Федюнина, Е.Н. Парадигма земельной собственности в контексте теории прав собственности / Е.Н. Федюнина, Л.О. Оганесян, А.В. Воробьев / Финансовая экономика. – 2018. – № 9. – С. 400-404.
23. Хлопцов, Д.М. Трансформация земельных отношений в России / Д.М. Хлопцов // Экономика и управление инновациями. – 2018. – № 3. – С. 77-86.
24. Чаплин, Н.Ю. Понятие и особенности земельного участка как объекта гражданских прав / Н.Ю. Чаплин // Журнал российского права. – 2018. – № 8 (260). – С. 155-161.
25. Черноморец, Р.В. Соотношение частных и публичных начал в гражданском и земельно-аграрном праве // Р.В. Черноморец, Д.О. Платонова // Современное кооперативное образование: традиции и инновации: сборник научных статей по итогам Национальной научно-практической конференции. Волгоградский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперациим. – 2019. – С. 184-189.