Фрагмент для ознакомления
2
Теоретические аспекты социализации детей-сирот средствами социально-культурной деятельности
1.1 Сиротство как социальное явление
На сегодняшний день ключевым показателем социального благополучия абсолютно каждого государства считается отношение к менее защищенным слоям населения - инвалидам, сиротам, пожилым людям, нуждающимся в помощи. Согласно материалам книги «Дети в России-2018», примерно, 714 тысяч детей остались сиротами, свыше 136 тысяч воспитываются в интернатных учреждениях. Лишились родительских прав около 74-х тысяч родителей. В сравнении с 2010 годом, данное число возросло в 2,3 раза [19].
В РФ появляется каждый год 118-120 тыс. сирот, ежедневно до 220-ти детей органы власти отбирают у нерадивых родителей, 600 тыс. сегодня находятся в интернатах [34].
Оказание помощи детям - важнейшее направ¬ление социальной политики государства. Сиротство как социальное явле¬ние существует столько же, сколько существует человеческое общество. В военное время, эпидемии, стихийные бедствия происходила гибель родителей, впоследствии чего дети становились сиротами. С появлением классового общества возникает социальное сиротство, т.е. такие дети лишены попечения родите¬лей из-за нежелания реализовать родительские обязанности по отношению к своим детям.
Социальное сирот¬ство с середины XX века приобрело огромные масштабы. Рост социального сиротства отмечался в различных странах, в частности, развитых. В России в данное время социальные сироты составляют большинство детей, оставшихся без попечения ро¬дителей (95 %), из них рожденных матерями в возрасте от 16 до 19 лет 60 % [32].
Биологическое сиротство – это общественное явление, описывающее образ жизни ребенка, лишившегося родителей по причине их смерти. Согласно научной литературе, социальное сиротство - социальное явление, при котором несовершеннолетние остаются без родительской заботы при живых биологических родителях.
К сожалению, из-за несовершенства учетной системы, повышенной динамики числа беспризорных, точное их число указать нельзя. Социальное сиротство приобретает сегодня острую социально-экономическую роль.
К причинам, которые объясняют аномальное поведение родителей, следует отметить [20, с. 15]:
- урбанизация общества;
- миграция;
- социальные проблемы;
- конфликты в семье;
- высокая нестабильность;
- низкий уровень доходов;
- плохое качество питания.
Следствием этого является увеличение беспризорности в послевоенное время. Из-за не¬совершенства учета, динамики увеличения количества детей, которые утрачивают попечение родителей, число детей-сирот, в стране назвать нельзя.
Статистика в России демонстрирует, что за три последних года, число сирот, чьи данные размещены в федеральной базе данных, сократилось с 87 до 71 тысячи, по итогам 2020 г. эксперты прогнозируют 57 тысяч детей, которые остались без родителей. Скептики апеллируют к снижению общей численности детей, как таковых. Проводятся реформы интернатов: нежизнеспособные закрываются (30% от общей численности), иные укрупняются и получают большее финансирование (20-25% в зависимости от региона) [34].
Проблема социальной адаптации и социализации в социуме воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, была и остается одна из актуальных проблем в сфере помощи детям и семьям.
Итак, выделим ос¬новные причины современного сиротства:
- добровольность отказа семьи от свое¬го ребенка;
- лишение родительских прав;
- утеря родителями ребенка из-за бедствий.
В законодательстве РФ выделены такие катего¬рии как «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения ро¬дителей». ФЗ № 159 в качестве детей-сирот признает лишь тех, кто не достиг совершеннолетия и при этом потерял обоих или единственного родителя. Остальных же несовершеннолетних, чьи родители безвестно пропали, лишены родительских прав или признаны недееспособными, законодатель рассматривает в качестве детей, оставшихся без попечения родителей, хотя их правовой статус, по сути, одинаков [3].
Смежным понятием служит категория лиц, у которых живые родители, но лишенные прав на ребёнка, отказались от воспитания. Большие категории между категориями отсутствуют, кроме процедуры усыновления.
В Законе отсутствует отличие между такими категориями детей с точки зрения общих прин¬ципов, мер их государственной поддержки. В Семейном кодексе РФ понятие «дети-сироты» отсутствует, они считаются оставшимися без попе¬чения родителей по причине смерти.
Таким образом, государство прикладывает усилия к снижению социальной пропасти между детьми в семьях и сиротами, реализуя комплекс мер, часто совместно с фондами, включая снижение проблем адаптации, повышение социализации. Основной закон - Семейный кодекс, но часть норм установлена дополнительными гарантиями в федеральном законодательстве: мероприятия по психологической и педагогической поддержке, включая образовательную, медицинскую сферу, возможность принимать участие некоммерческих организаций к использованию данных федеральных систем, существование разных порядков устройства сирот в семьи, включая усыновление, опеку семьи, государственные институты поддержки, помощи и содержания детей.
1.2 Сущность и понятие «социализация» в психолого-педагогической литературе
Социализация является достаточно сложным междисциплинарным понятием. Данный термин пришел в гуманитарные науки из политэкономии, где термин имел значение как «обобществление» земли. По отношению к человеку его применял Ф.Г. Гиддингс [17, с 63]. Постепенно понятие «социализация» человека стало привлекать внимание ученых различных областей гуманитарной науки:
- в философии в различное время происходит изучение сущности, структуры, типологии личности и ее взаимоотношений с общественностью. Социализация - отражение человеком общественных отношений в ходе изучения окружающей среды. Например, философы Г. Гак, Ю.Н. Давыдов, П.Е. Кряжев, А.К. Курылев, Э.В.Соколов, П.Н. Федосеев определяют социализацию в качестве формирования личности;
- в социальной философии изучается воздействие на человека представлений общества (Э.В. Ильенков, М.С. Каган, Л.Н. Коган, П.П. Лямцев, А.В. Мялкин, Б.Д. Парыгин, Г.Л. Смирнов и пр.);
- в психолого-педагогической науке вырабатываются психологические механизмы взаимосвязи общества и личности, способы, средства и формы ее воспитания и формирования (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович и др.), аспекты соотношения объективного и субъективного в личности человека (Л.С. Выготский, Ю.Н. Кулюткин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.).
Так, в социальной психологии понятие «социализация» приобрело разную интерпретацию. Данное понятие было введено в работах А. Бандуры, Дж. Кольмана в 40-50-е гг. XX в. [10, с. 94]:
- в необихевиоризме - как социальное учение;
- в интеракционизме - результат социального взаимодействия;
- в «гуманистической психологии» - самоактуализация Я-концепции.
Социализация как явление достаточно многоаспектно, каждое направление обращает свое внимание на одну из сторон изучаемого феномена. В психологии проблема социализации вырабатывается в рамках диспозиционной концепции регуляции социального поведения, в которой имеется иерархия диспозиций, которые синтезируют систему регуляции социального поведения.
Далее рассмотрим главные концепции и подходы к пониманию процесса социализации в психолого-педагогической литературе:
- к началу XX в. в зарубежной педагогике предпринималась попытка теоретического осмысления связи индивида и общества. А. С. Искин определил перечень основополагающих концепций: адаптивная (структурно-функциональный подход), ролевая (функциональный подход), критическая (личностный подход), концепция «баланса идентичности» (функционально-личностный подход) и др. [22, с. 41];
- В начале 20-х гг. XX в. «социализация» определяется в качестве приспособления индивида к определенному образу жизни, к господствующим общественным нормам и принципам, подготовка к исполнению социальных ролей. Представитель - Дж. Дьюи. Так, с точки зрения Дж. Дьюи, социализацию - приспособление к окружающей среде, необходимость «выкристаллизовывать» индивидуальность каждого воспитанника;
- в начале 70-х гг. 20 в. распространилась ролевая концепция социализации (функциональный подход), отстаивающую и развивающую представителями «гуманитарной педагогики» (Р. Дарендорф, К. Лэнгтон и
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 21.07.2014 № 8 – ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (в ред. от 01.01.2019) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. – Ст. 3515.
3. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48 «Об опеке и попечительстве»//Консультант плюс
4. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»//Консультант плюс
5. Аверин В. А. Психология детей и подростков[Текст]/В.А. Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., – 2018. – 121 с.
6. Алёхин А.Н. Адаптация как концепт в психологическом исследовании [Текст]/А.Н. Алехин// Юбилейный сборник научных трудов. – 2016. - № 8. - С. 27-32.
7. Андреева Г.Н. Социализация и ее сущность [Текст]/Г.Н. Андреева. – М., 2016. – 210 с.
8. Аплетаев М.Н. Воспитание детей-сирот: Монографиям[Текст]/М.Н. Аплетаев. – М.: Просвещение, 2015. – 314 с.
9. Аполлонова А.А. Социальное сопровождение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в учреждениях социальной защиты[Текст]/А.А. Аполлонова//Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования. – Калининград.- 2017. - № 3. – С. 4-6.
10. Бандура А. Социализация младших школьников [Текст]/А. Бандура. – 2016. – 210 с.
11. Божович Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] : / Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 2015. – 352 с.
12. Болотина Л.Р. Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов[Текст]/Л.Р. Болотина. – М: Просвещение, 2016. – 415 с.
13. Бороздина, Л. В. Сущность самооценки и её отношение с Я- концепцией [Текст] : / Л. В. Бороздина // Вестник Московского Университета СЕР. –2017. – № 1. – С.54–65.
14. Брынцева Г. А. Детям пора домой. Самая больная проблема России решается не в детдоме, а в семье [Текст]/Г.А. Брынцева// Социальная защита. – 2016. - № 2. – С. 12-15.
15. Волович А.С. Социализация школьников[Текст]/А.С, Волович. – 2016. – 210 с.
16. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций[Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2012. – 218 с.
17. Гиддингс Ф. Г. Младшие школьники и их особенности/Ф. Г. Гиддингс. – 2017. – 316 с.
18. Гребенюк О.С. Социализация и ее особенности [Текст]/О.С. Гребенюк. – 2016. – 210 с.
19. Дети России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.detirossii.com/ (дата обращения: 25.02.2020)
20. Журкина А. Я. Социальная адаптация детей-сирот [Текст] / А. Я. Журкина, Г. В. Никуленкова// Начальное образование. - 2017. - № 1. - С. 18-24.
21. Игнатьева Т.В. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы[Текст]/ Т.В. Игнатьева. - М.: Просвещение, 2015. – 322 с.
22. Искин А.С. Социальное сиротство в России: актуальность комплексного подхода к проблеме [Текст]/А.С. Искин. – М., 2017. – 216 с.
23. Казанская В.Г. Социализация младших школьников: книга для психологов, педагогов, родителей[Текст]/В.Г. Казанская. – СПб: Питер. 2016. – 240 с.
24. Кибирев А.А. Деятельность образовательных учреждений по профилактике социального сиротства: учебно-методическое пособие, Хабаровск, 2015. – 214 с.
25. Кольберг Л.С. Социализация школьников[Текст]/Л. Кольберг. – Спб.:Наука, 2016. – 184 с.
26. Костина Л.М. Развитие адаптационного потенциала [Текст]/А. Л. Костина. - СПб. – М., 2015.- 333 с.
27. Ларионова С.А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика: монография[Текст]/С.А. Ларионова. - Белгород, 2015. - 200 с.
28. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов [Текст]/ под ред.В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия». – 2016. – 184 с.
29. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии) [Текст]/А.А. Налчаджян. - Ереван, 2015. – 214 с.
30. Петровский А. В. Социализация. Учеб. пособие[Текст] / под ред. Н. М. Платонова. – СПб. : «Речь», 2016. - 336 с.
31. Прихожан А.М. Психология дошкольного и школьного возраста[Текст]/А.М. Прихожан. – СПб: Питер, 2017. – 192 с.
32. Реан А.А. Психология адаптации личности[Текст]/А.А. Реан. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2015. - 479 с.
33. Социальное сиротство в России: виды, причины, профилактика проблемы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zakon7ya.ru/formy-ustrojstva-detej/opeka-i-popechitelstvo/sirotstvo.html (дата обращения: 15.02.2020)
34. Социальное сиротство в России как социальная проблема. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sbornet.ru/publics/detail/14 (дата обращения: 15.02.2020)
35. Социальное сиротство в России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sbornet.ru/publics/show1.htm. (дата обращения: 15.02.2020)
36. Тихомиров Д. А. Опыт социализации в России [Текст]/Д.А. Тихомиров// Знание. Понимание. Умение. – 2018. – №1. – С. 15-21.