Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ БИЗНЕСА НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОЛИТИКУ И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1. Политическое влияние среднего бизнеса и пути его взаимодействия с властью
Институциональное устройство, порождающее редистрибутивную систему отношений между государством и бизнесом, основывается на слиянии политической и экономической власти. В этих условиях преобладающей целью бизнеса становится стремление к приобретению ренты или нерыночной прибыли, получаемой в результате связей и влияния на органы государственной власти и участию в политическом процессе1.
«Стремление к извлечению ренты» в принципе отличается от «стремления к извлечению прибыли».
Стремление к получению прибыли означает использование возможностей рынка для увеличения собственных доходов посредством производства большего количества благ при данных затратах или того же количества благ при меньших затратах.
Стремление к изысканию ренты (ее можно назвать политической рентой) представляет собой расходование ресурсов на получение нерыночных, непроизводственно создаваемых доходов, приобретаемых за счет государственного влияния.
Преследование дохода приводит к положительным, а преследование ренты - к негативным социальным последствиям. Индивиды действуют или производительно в рамках существующих прав собственности (внедряя новые технологии, повышая масштабы производства, оперативно реагируя на ценовые сигналы и т.д.), или непроизводительно - добиваясь пересмотра прав собственности в свою пользу (требуя от государства ограничения доступа конкурентов, установить повышенные цены на производимую им продукцию или сниженные цены на используемые им факторы производства и т.д.).
В первом случае конкуренция между индивидами способствует повышению производительности общества, а во втором вызывает стагнацию, выражаясь в борьбе за перераспределение преимущественных прав на пользование искусственно созданной редкостью.
В рыночных системах преследование индивидами собственной выгоды способствует реализации интересов всего общества: «Изыскивая все новые возможности заработать... предприниматели запускают динамический процесс постоянного перераспределения ресурсов, который обеспечивает экономический рост и развитие».
В редистрибутивных системах обмен ресурсами осуществляется при активном посредничестве государства, которое перераспределяет социальные блага и обеспечивает рентой те или другие общественные группы (путем прямых субсидий, регулирования цен, установления монопольных прав и пр.). В данных системах преследование индивидами собственной выгоды не способствует реализации интересов всего социума: «усилия индивидуумов по максимизации прибыли становятся для социума источником потерь, а не выигрыша».
Итогом утверждения редистрибутивной модели социально-политических отношений становится появление крайне неэффективных политико-экономических систем, с политизированной экономикой и предельно бюрократизированными, зависимыми от элитных групп механизмами управления, где правительство при помощи субсидий, лицензий и налогов предоставляет привилегии избранным потребителям и производителям, особенные отношения с которыми предоставляют возможность проводить необходимую политику.
Политический процесс в таких системах представляет собой перманентную борьбу элитных групп за право получения внерыночных доходов, что препятствует развитию подлинно рыночной экономики и является источником политической нестабильности.
Крупные российские бизнес-структуры в начале 90-х годов формировались под жестким контролем государственной власти. Их собственниками и руководителями чаще всего становились представители партийной элиты, государственные чиновники, директора промышленных предприятий, а также другие люди, пользующиеся доверием и лояльные власти, способные управлять крупными предприятиями, приносящими большие прибыли и имеющими стратегическое значение для страны.
В целом же, становление и развитие российского бизнеса в этот период характеризовалось обилием негативных проявлений: коррупционные связи нарождающегося предпринимательства с бюрократическими структурами; криминализация изначального накопления капитала и связи бизнеса с организованной преступностью; игнорирование значительной частью предпринимателей законов и нравственных норм. Не способствовали развитию экономики ориентация бизнеса, главным образом, на сырьевую, финансовую и торгово-посредническую сферы, а также низкий уровень государственной поддержки среднего и малого предпринимательства.
Политика реформаторов-либералов, направленная на вытеснение государства из экономики, вызвала не только дальнейшую дестабилизацию рынка, но и социальную напряженность в российском обществе. В течение 19911995 гг. падение ВВП и промышленного производства составило 20 %, а инвестиции за период с 1991 по 1998 гг. сократились на 70%5. Сокрушительный удар по благосостоянию населения нанесла либерализация цен. Ситуация в стране была близка к социально-экономической катастрофе.
Если на начальном этапе политические и экономические преобразования воспринимались населением страны положительно, то в последующем, когда коренные изменения в экономике повлекли за собой ослабление материальной основы государства и привели к резкому снижению уровня жизни значительной части населения государства, реформы перестали пользоваться поддержкой.
В итоге в РФ усугубились все те противоречия, которые были характерными для советской системы: коррупция, неэффективная экономика, фактическое неучастие главной массы населения в управлении государством, несоблюдение свобод и прав гражданина и человека. Помимо этого, в итоге реформ к перечисленным противоречиям добавились следующие: снижение уровня жизни основной части населения государства, социальное расслоение социума, криминализация сознания, демографический кризис. Политическая нестабильность и отсутствие концептуальных стратегий в сфере развития национальных интересов, внешних связей, региональной политики РФ, нехватка эффективных социально-экономических программ закономерно привели к неопределенности в области обеспечения безопасности российского социума.
В 1992 г. правительство приступило к приватизации государственной собственности. Ее итогом стало формирование в РФ круга крупных предпринимателей, с которым власть должна была считаться и вырабатывать политику взаимоотношений с ним.
Как отмечают ученые, в течение первой половины 90-х гг. для российских предпринимателей были характерными две модели организации взаимоотношений с властью:
1) дистанцирование от власти по принципу «мы не вмешиваемся в вашу политику, а вы не вмешиваетесь в наш бизнес»;
2) активное взаимодействие с властью, включая и курс на инфильтрацию в государственные органы.
Первая стратегия являлась характерной преимущественно для среднего и малого бизнеса, которые заинтересованы в как можно меньшем внимании к ним со стороны государства (органов внутренних дел, налоговых служб, местных администраций).
Второй стратегии придерживались крупные бизнесмены, которые осознавали, что в текущее время не только они зависят от государства, но и государство зависит от них.
Вторая половина 90-х годов характеризовались усилением позиций отечественного предпринимательства, в особенности среднего бизнеса, и расширением его влияния на власть и политическую деятельность. Зависимость власти от информационных и финансовых ресурсов среднего бизнеса фактически превратила государство на этом этапе в инструмент защиты корпоративных интересов крупных бизнес-структур. Бизнес оказывал воздействие на политику государства не только при помощи лоббирования, но и продвигая своих представителей на высшие посты в законодательной и исполнительной власти.
Для развития отечественного предпринимательства в целом это имело скорее отрицательные последствия, потому что способствовало монополизации целых сфер экономики и вытеснению из них более слабых конкурентов, которые не обладают соответствующим воздействием в структурах власти.
Результатом политики, которая направлена на интеграцию с крупным капиталом при притеснении малого и среднего предпринимательства, стала фактическая «олигархизация» государства к концу 90-х гг., когда небольшая группа крупных предпринимателей фактически осуществляла управление государством, направляя политику правительства и президентской администрации.
1.2. Среднее предпринимательство как основа гражданского общества и демократического государства
Гражданское общество представляет собой активное проявление творческих возможностей личности во всех сферах социальных связей. К базовым признакам такого общества можно отнести «экономическую, политическую и духовную свободу личности» [4, с. 144].
Бизнес - самостоятельная, осуществляемая под личную имущественную ответственность и на свой риск деятельность отдельных граждан, нацеленная на получение прибыли или экономической выгоды в
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.
2. Андерсон Р. Просто не стой на пути: как государство может помочь бизнесу в бедных странах / пер. с англ. Е. Артемовой. М., 2012.
3. Исмагилов Р.Ф. Свобода выбора пути развития экономики как непознанная государственная необходимость // Правовое поле современной экономики. 2013. № 10. С. 11-26.
4. Кондрат Е.Н. Государство и рынок в финансовой сфере // Юридическая наука: история и современность. 2015. № 1. С. 132-142.
5. Фирсова Е.А., Фирсов С.С., Фирсов С.А. Сущность и пределы государственного регулирования предпринимательской деятельности в России // Инновационный потенциал Тверского региона: сборник научных трудов / под ред. Е.А. Фирсовой, С.В. Жукова. Тверь. 2017. С. 3-13.
6. Предпринимательское право Российской Федерации / под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. М., 2017.
7. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федер. закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 19. Ст. 2716.
8. О саморегулируемых организациях: Федер. закон от 1 дек. 2007 г. № 315-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6076.
9. Юрьева Т.В., Миронюк Н.Ю. Саморегулирование: история вопроса и перспективы развития // Экономический анализ: теория и практика. 2011.
10. Лескова Ю.Г. Концептуальные и правовые основы саморегулирования предпринимательских отношений. М., 2013. URL: https://www.nalog.ru/rn64/
11. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федер. закон от 26 дек. 2008 г. № 294-ФЗ // СЗ РФ. 2008. № 52, ч. 1. Ст. 6249.
12. О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 17 авг. 2016 г. № 806. URL: http:// www.pravo.gov.ru
13. Орлова О.Е. Риск-ориентированный подход и области его применения / Руководитель автономного учреждения. 2017. № 10. С. 37-46. URL: http://konsultant.saratov.gov.ru/documents/93242
14. О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан: Федер. закон от 27 нояб. 2018 г. № 422-ФЗ // СЗ РФ. 2018. № 49, ч. 1. Ст. 7494.