Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Дошкольный период является благодатным временем для формирования представлений об окружающей действительности. Если ребенок усвоит, что к природе нельзя относиться потребительски, что его окружает живая среда, а значит, нужно соблюдать особые правила при взаимодействии с ней, то он будет способен жить в гармонии с миром. Основа, заложенная на этапе дошкольного возраста, позволяет сформировать такой тип мировоззрения, который в качестве приоритетных начал человека будет признавать ценность жизни. Следовательно, такой тип личности станет отличаться наличием навыков культурного поведения в природе. Развитием основ взаимодействия с природой занимаются педагоги детского сада. Они выстраивают свою работу, опираясь на содержание примерных образовательных программ. Однако, каковы бы ни были усилия педагогов, труд не принесет ожидаемого эффекта, если родители устраняются от решения общих вопросов, связанных с формированием у детей навыков поведения в природе. Ведь семья закладывает основы мировоззрения подрастающей личности: родители показывают на собственном примере те нормы и ценности, которые он усвоит и в дальнейшем возьмет в качестве ориентиров.
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью осмысления роли взаимодействия дошкольной организации и семьи в процессе формирования у детей навыков поведения в природе.
Объект исследования – процесс формирования навыков поведения в природе у дошкольников.
Предмет исследования – влияние взаимодействия дошкольной организации и семьи на процесс формирования навыков поведения в природе у дошкольников.
Цель исследования – систематизировать научно-методические представления о влиянии взаимодействия дошкольной организации и семьи на процесс формирования навыков поведения в природе у дошкольников.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать воспитательное значение формирования у дошкольников навыков культурного поведения в природе;
2) обосновать, что взаимодействие дошкольной организации и семьи является средством формирования у дошкольников навыков культурного поведения в природе;
3) перечислить принципы и правила формирования у дошкольников навыков культурного поведения в природе;
4) проанализировать методические рекомендации по организации взаимодействия дошкольной организации и семьи для формирования у дошкольников навыков культурного поведения в природе.
Методологической основой исследования являются труды ведущих ученых об особенностях развития ребенка дошкольного возраста (Н.Е. Веракса, М.А. Васильева, Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.С. Комарова, Е.Н. Новосёлова) и организации психолого-педагогической работы по формированию у дошкольников мировоззрения, позволяющего жить в гармонии с природой, заниматься природоохранной деятельностью (Н.Ф. Виноградова, О.М. Газина, С.Н. Николаева).
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме исследования) и эмпирические (обобщение опыта методистов).
Значимость исследования заключается в обобщении методических рекомендаций о формировании у дошкольников навыков поведения в природе. Материалы могут быть использованы в работе старшего воспитателя детского сада для проведения педагогического совета, посвященного вопросам организации работы по формированию у воспитанников навыков поведения в природе.
Структура исследования. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические основы формирования у дошкольников культуры поведения в природе
1.1 Воспитательное значение формирования у дошкольников навыков культурного поведения в природе
Дети осваивают представления об окружающей действительности благодаря рассказам взрослых, собственным наблюдениям, систематическому обучению на занятиях, в процессе которых запоминают большой объем информации. Присвоение социального опыта, зафиксированного в знаниях, осуществляется не только на репродуктивном уровне, иначе каждое новое поколение только бы воспроизводило то, что передано предками, а путем переосмысления. Именно с его помощью формируется отношение ребенка к миру. Достаточно рано у некоторых малышей закрепляются устойчивые представления о том, что все сущее на земле делится на две группы: полезное и не представляющее ценности. К этому выводу пришел автор статьи, посвященной организации экологического образования воспитанников детского сада, В.П. Антонов. По его наблюдению, «дети дошкольного возраста по-разному ощущают окружающий их мир: одни четко разграничивают понятия «живое» и «неживое», другие ищут лишь полезное для себя. Таких детей, к сожалению, много» [2, с. 105].
Не исключено, что виной тому – средства массовой информации, ставшие неотъемлемой частью жизни современного человека. Взять хотя бы рекламу. Так, в одном из роликов показаны новые возможности пароварки; закадровый голос комментирует, что техника помогает сохранить то, что полезно. И далее демонстрируется видеоряд, на котором показаны брокколи, помидоры, тыква. Свою лепту в процесс формирования представлений ребенка о мире вносят и родители, утверждающие, что продукты растительного происхождения полезны. Благодаря объяснениям взрослых дети прочно усваивают: культивируемые растения имеют утилитарную ценность, а остальные, если они нейтральны, служат лишь фоном, декорацией для удобства людей: «если человек наблюдает сцены природы прежде, чем подвергнуться стрессу, он приходит в себя быстрее. Он восстанавливается, его парасимпатическая нервная система активизируется» [14].
С этим в корне не согласен А.В. Миронов, написавший десятки научных работ, посвященных проблемам воспитания подрастающего поколения. В одной из публикаций он разъясняет свою позицию: «вопрос о вредности и полезности отдельных представителей природы остается открытым. Решать его можно доведением до сознания детей следующих положений: в естественной природе не может быть вредных и полезных» [17, с. 7]. Если взрослый с увлечением рассказывает об окружающем мире, если сам является достойным примером для подражания, так как уважительно относится ко всему живому, безотносительно бытующих представлений о пользе или бесполезности, то и дети откажутся от прежней системы убеждений.
Взгляды А.В. Миронова всецело разделяет член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук Н.Ф. Виноградова, чьи публикации посвящены проблемам семейного воспитания. Она подчеркивает, что взрослые должны способствовать формированию субъектности подрастающего поколения. Чтобы сформировать у ребенка эмоционально-ценностное отношение к природе, он должен «иметь право предлагать собственные решения, выдвигать аргументы, делать выводы, спорить, отстаивать свою точку зрения» [5, с. 104]. Формирование таких способностей происходит при условии, если взрослые на практике покажут, что природа, выступающая в многообразии форм, красок, звуков, представляет собой самостоятельную ценность.
Разумеется, комментирует Н.Ф. Виноградова, это длительный процесс, растягивающийся на годы. Но в итоге, при его сопровождении, дети постепенно придут к пониманию объективной ценности флоры и фауны. Задача взрослых – обеспечить возможность ребенку для полноценного общения, взаимодействия с природными объектами. Продолжением сказанного являются выводы, сделанные в А.Р. Галиевой, публикация которой посвящена использованию произведений художественной литературы в ознакомлении детей с окружающим миром. В тексте ее работы отмечается, что в развитии дошкольников «воспитательное значение природы очень велико. Общение с природой положительно влияет детей, будит лучшие чувства. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – все это дает богатую пищу для их развития» [8, с. 74].
Поддерживая ранее сказанное, автор статьи об ознакомлении детей с природой А.Ф. Беседина обобщает опыт работы в данном направлении. Воспитанников разных групп учат «осторожно и внимательно относиться: к животным, земноводным, пресмыкающимся (ужи, ящерицы, черепахи)» [3, с. 42]. Ближе к старшему дошкольному возрасту они имеют исчерпывающие представления о том, что необходимо «охранять тишину леса, беречь деревья, не вбивать в стволы гвозди. Нельзя разжигать костров, не сжигать сухую траву, так как убивается все живое. Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для любви и бережного отношения к ней» [3, с. 42]. Говоря иначе, формируются навыки культурного поведения в природе.
В словаре системы основных понятий по педагогике, составленном А.М. Новиковым, дается следующее объяснение: «навык – сформировавшийся при многократных повторениях автоматизированный компонент деятельности» [20, с. 117]. Автоматизированный значит осуществляемый без непосредственного участия сознания. И хотя любая деятельность человека всегда осуществляется сознательно, уточняет составитель словаря, здесь нет противоречия, потому что отдельные операции, входящие в ее состав, перестают нуждаться в сознательном контроле. Причина – неоднократные тренировки и упражнения. В этом случае, пишет А.М. Новиков, сознание направляется на общее руководство деятельностью. Но если возникнут затруднения в процессе выполнения неких операций, то «сознание снова начинает контролировать их. Навыки возникают и закрепляются в результате
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1) Алексеенко Т.Ф. Формирование педагогической культуры современной молодой семьи // Проблемы семейного и полового воспитания детей и учащейся молодежи: методический сборник / отв. ред. С.А. Свириденко. - Краснодар, 2014. – С. 31 - 37.
2) Антонов В.П. Пути и средства экологического образования и воспитания дошкольников // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. – 2019. №27. – С. 103-111.
3) Беседина А.Ф. Ознакомление с природой // Педагогика: традиции и инновации: матер. Междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2012. – С. 41-44.
4) Виноградова Н Ф. Познаём мир природы: Рассказы-загадки: пособие для детей 5 – 7 лет. – М.: Вентана-Граф, 2020. – 144 с.
5) Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1-2 классы: методическое пособие. – 2-е изд., доп. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 368 с.
6) Волошко Т. Правила о правилах: что делать, чтобы ребенок слушался и соблюдал ваши договоренности // Мел. – Режим доступа: https://mel.fm/detskaya_psikhologiya/6283971-rules. – Дата обращения: 18.03.2020.
7) Газина О.М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособ. – М.: Прометей, 2013. – 254 с.
8) Галиева А.Р. Художественная литература в формировании интереса к природе у детей дошкольного возраста // Научный альманах. – 2017. № 2-2(28). – С. 74-76.
9) Гиппенрейтер Ю.Б Поведение ребенка в руках родителей // Азбука веры: православная энциклопедия. – Режим доступа: https://azbyka.ru/deti/povedenie-rebenka-v-rukah-roditelej-gippenrejter-yu-b#n4. – Дата обращения: 18.03.2020.
10) Григорян Д.Л. Роль семьи и школы в формировании экологической культуры подрастающего поколения // Наука, образование и культура. – 2017. №8(23). – С. 49-51.
11) Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике. – М.: МарТ, 2015. – 448 с.
12) Краткий словарь современной педагогики / Сост. Т.Б. Санжиева, Ю.Г. Резникова, Т.К. Солодухина и др. / Под. ред. Л.Н. Юмсуновой. – 4-е изд., перераб. доп. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2014. – 102 с.
13) Лаврентьева Н.Г. Подходы и принципы экологического образования детей дошкольного возраста в условиях природного и социокультурного окружения детского сада // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-3. – С. 616-620.
14) Лозинская А. Почему в пустыне невозможно бросить курить // Газета.ru. – 2016. – 22 июля.
15) Максимова И.В. Педагогические условия воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика образования в современном мире: матер. Междунар. науч. конф. – СПб.: Реноме, 2013. – С. 64-67.
16) Методические материалы по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей и подростков / Сост. Н.Ю. Марчук. – Екатеринбург: ГБОУ СО ЦППРиК «Ладо», 2014. – 52 с
17) Миронов А.В. Актуальные вопросы экологического образования школьников // Начальная школа плюс до и после. – 2013. №11. – с. 3-7.
18) Несговорова Н.П. Экологическое воспитание в семье // Вестник Костромского государственного университета. – 2012. №3. – С. 55-56.
19) Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: учеб. пособ. – 9-е изд., испр. – М.: Академия, 2017. – 272 с.
20) Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский Центр ИЭТ, 2013. – 268 с.
21) Новосёлова Е.Н. Роль семейного воспитания в формировании экологической культуры индивида // Вестник Московского университета. – 2017. Т. 23. № 4. – С. 87-106.
22) От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 333 с.
23) Савенкова Е.С. Роль семьи в экологическом образовании детей дошкольного возраста // Проблемы науки. – 2018. №1(25). – С. 63-65.
24) Стреха Е.А. Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой: учебно-методический комплекс. – Минск: БГПУ, 2015. – 381 с.
25) Субботина Т.В. Методические рекомендации по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста // Городской методический центр. – Режим доступа: https://mosmetod.ru/. – Дата обращения: 18.03.2020.
26) Теория и технология экологического образования детей дошкольного возраста: монография / Е.Б. Быстрай, Н.Е. Пермякова, Б.А. Артеменко, Н.В. Калашников, С.Д. Кириенко. – Челябинск: Цицеро, 2017. – 221 с.
27) Царенко Е.Д. Формирование у детей дошкольного возраста правильных представлений о правилах поведения на природе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. №5(2). – С. 135-136.