Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что интерес ученых к вопросам осуществления и защиты субъективных гражданских прав традиционен. В теории гражданского права изучается механизм защиты субъективных гражданских прав, средства их защиты.
Зачастую защита субъективного права рассматривается параллельно с исследованием самого субъективного права. При этом нет однозначной позиции по вопросу о том, является ли право на защиту самостоятельным правом или это особое состояние «изначального» субъективного права.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением субъективных гражданских прав.
Предметом настоящей работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие осуществление субъективных гражданских прав, практика их применения, а также научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы является изучение осуществления субъективных гражданских прав.
Задачами работы ставится:
• рассмотреть субъективные гражданские права;
• исследовать осуществление субъективных гражданских прав;
• проанализировать право на защиту, как исходное субъективное право;
• изучить самозащиту субъективных гражданских прав.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Субъективные гражданские права и их осуществление
1.1. Субъективные гражданские права
Гражданский кодекс рассматривает субъективное право наравне с другими видами имущества. Однако не всякое право может быть объектом правоотношения. Во-первых, для этого право должно быть имущественным. Во-вторых, когда в ГК упоминаются имущественные права, то имеются в виду в первую очередь права обязательственные. Вещные права лишены возможности быть самостоятельными объектами - они слишком тесно связаны с вещами.
Право нематериально, оно совершенно не может находиться в физическом обладании лица. Применительно к вещам владение выполняет функцию оповещения третьих лиц о принадлежности вещи данному лицу (на этом основана презумпция владения - владелец вещи считается ее собственником, пока не доказано иное). Принадлежность же права далеко не столь очевидна. Поэтому существует специальный порядок оповещения третьих лиц об актах перехода прав. Закон требует известить должника о состоявшемся переходе прав кредитора к другому лицу.
Закон специально ограничивает возможность передачи прав. Не могут быть переданы права, неразрывно связанные с личностью кредитора, - ни при сингулярном, ни при универсальном правопреемстве. Не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника.
Права нельзя виндицировать. Если деньги не могут быть истребованы от добросовестного приобретателя, то права вообще остаются вне виндикации (хотя предписания ст. 149.3 Гражданского кодекса РФ похожи на нее).
Лицо, которому принадлежит право, может отказаться от него (речь идет именно об отказе от права, а не об отказе от осуществления права), как от любого другого имущества. Отказ от обязательственного права представляет собой прощение долга и сопровождается прекращением права и обязательства, тогда как вещь сохраняет свою сущность и после отказа от нее. Выброшенная вещь может быть обращена в свою собственность иным субъектом, а вот «подобрать» брошенное право невозможно.
Все субъективные гражданские права являются имущественными, подразделяясь по степени их связанности с личностью управомоченного на передаваемые и непередаваемые (личные). По общему правилу субъективные гражданские права передаваемы. Однако примеры исключений из данного правила можно обнаружить практически в любой цивилистической подотрасли (так, непередаваемыми являются: право собственности на вещь, изъятую из оборота, узуфрукт - в вещном праве; право, связанное с личностью кредитора, - в обязательственном праве, интеллектуальное право - в одноименной подотрасли).
В литературе предлагаются следующие определения имущественных прав: «Имущественные права - субъективные права участников правоотношений, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, а также с теми материальными (имущественными) требованиями, которые возникают между участниками гражданского оборота по поводу распределения этого имущества и обмена (товарами, услугами, работами, ценными бумагами, деньгами и др.)». «Имущественное право - это субъективное гражданское право, принадлежащее субъекту гражданского права, выступающее средством реализации имущественного интереса, имеющее денежную оценку, приобретаемое на основании сделок или иных юридических фактов и обладающее признаком отчуждаемости».
Сложно поддержать используемый в указанных дефинициях прием, согласно которому определяемое и определяющее слово «право» совпадают. Это, безусловно, противоречит правилам формальной логики. Вместе с тем можно предположить, что это сделано намеренно, для того чтобы имущественные права подходили под широко поддерживаемую в науке гражданского права конструкцию. В специальной литературе можно встретить подход, согласно которому по «субъективному» признаку «имущественное право» отграничивают от «права на имущество». Право на имущество - это любое дозволенное законом право на приобретение, использование, владение, распоряжение имуществом, т.е. потенциальное правомочие или объективная возможность. Имущественное право уже выступает в качестве субъективного права - конкретного права, принадлежащего определенному субъекту гражданских правоотношений. Возникает вопрос: в таком случае право на имущество не является субъективным правом? Или неверно определено, что имущественное право - это право субъективное? Думается, что проблема заключается в ошибочном понимании родовой категории «субъективное право». На наш взгляд, поскольку имущественное право - это субъективное право, на него распространяется всеми признанное определение права как меры возможного поведения. Таким образом, исследователь, утверждающий, что имущественное право является субъективным правом, изначально допускает, что это возможность, а не действительность. В этом отношении, безусловно, прав Н.И. Матузов, утверждающий, что «в субъективном праве изначально (в абстрактном виде) заложена юридически обеспеченная возможность, причем обеспеченная не только со стороны государства, но и со стороны третьих лиц. Когда же возможность начинает практически реализовываться, то тем самым она переходит в плоскость действительности. Это уже иной процесс, иное состояние явления, т.е. другое понятие. Вот почему реальные действия субъектов нельзя включать в содержание субъективного права».
В науке гражданского права высказывается и другая точка зрения, согласно которой «имущественное право как объект гражданского оборота не должно трактоваться как мера возможного поведения управомоченного лица, так как данное определение применяется для характеристики субъективного права как элемента правоотношения, точнее, для указания на содержание правоотношения. Как объект гражданского оборота имущественное право представляет собой принадлежащее управомоченному лицу благо идеального (нематериального) характера, выступающее преимущественно как право требования кредитора к должнику, которое может быть реализовано третьим лицам. При этом необходимо учитывать, что это понятие применяется для обозначения обязательственных прав. Вещные права выступают только как элемент содержания правоотношения, поскольку не могут выступать в обороте самостоятельно, а следуют за вещью». Следуя логике автора, можно предположить, что для вещных и обязательственных имущественных прав необходимо разработать различные определения. Вещное имущественное право - это мера возможного поведения, т.е. субъективное право, а обязательственное имущественное право - это некое благо идеального (нематериального) характера.
Представляется, что более обоснованна позиция А.С. Яковлева, который, не поддерживая подобный подход, полагает, что обязательственные права все же являются объектами правоотношений, но не являются объектами субъективных прав. Иначе возникала бы недопустимая ситуация существования «права на право».
Субъективное гражданское неимущественное право, входящее в содержание интеллектуального неимущественного правоотношения, представляет собой предусмотренную законом возможность полного морального господства автора (исполнителя) над результатом своего творчества. Субъективное гражданское неимущественное право включает личные (неотчуждаемые, непередаваемые) правомочия, конкретный состав которых зависит от разновидности этого права (так, автору произведения науки, литературы, искусства принадлежат правомочия авторства на имя, на
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
5. Апелляционное определение Вологодского областного суда от 8 октября 2012 г. по делу N 33-3278/2012 // СПС «КонсультантПлюс».
6. Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2017 г. по делу N А05-580/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
7. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25 ноября 2008 г. N 127 «Обзор практики применения арбитражными судами статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 2009. N 2.
8. Андреев Ю.Н. Механизм гражданско-правовой защиты. М.: Норма; Инфра-М, 2010. С. 169.
9. Вавилин Е.В. Осуществление и защита гражданских прав. М.: Волтерс Клувер, 2009. С. 61.
10. Гражданское право: Учебник: В 4 т. Т. 1 / Под ред. Е.А. Суханова. М., 2006. С. 521 (автор главы - В.С. Ем).
11. Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М.: Статут, 2000. С. 117.
12. Грибанов В.П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав // Осуществление и защита гражданских прав. М., 2001. С. 44.
13. Груздев В.В. Интеллектуальное правоотношение как разновидность абсолютной юридической связи // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. N 9. С. 74.
14. Груздев В.В. Прекращение охранительного обязательства // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. N 12. С. 76 - 78.
15. Груздев В.В. Осуществление субъективных гражданских прав и исполнение гражданско-правовых обязанностей // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. N 8. С. 91.
16. Джабаева А.С. Имущественное право как объект гражданского оборота // Сибирский юридический вестник. 2003. N 3. С. 33.
17. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. М.: Статут, 2005. С. 121.
18. Еськина И.А. Механизм приобретения гражданских прав. Н. Новгород: Стимул-СТ, 2015. С. 12; Вавилин Е.В. Механизм осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей. М., 2009. С. 363.
19. Ишеков К.А., Ишекова Ю.С. Имущественные права как категория гражданского процессуального права // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. N 8. С. 51.
20. Куприянова А.А. Правовое состояние защиты // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. N 9. С. 102.
21. Лаврова С.В. Правовые основания и юридические средства механизма реализации права на самозащиту // Гражданское право. 2018. N 6. С. 38.
22. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2004. С. 27.
23. Монгуш Б.С. Средства защиты гражданских прав: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2012. С. 57.
24. Полякова Н.В. Субъективное гражданское право и механизм его осуществления // ДНК Права. 2014. N 1. С. 33.
25. Трофимова Г.А. Свойства имущественного права, закрепленного в ценной бумаге // Законодательство и экономика. 2014. N 12. С. 57.
26. Филиппова С.Ю. Частноправовые средства организации и достижения правовых целей. М.: Статут, 2011. С. 53.
27. Чеговадзе Л.А. О защите гражданских прав и ответственности за их нарушение // Юрист. 2013. N 12. С. 8.
28. Яковлев А.С. Имущественные права как объекты гражданских правоотношений: теория и практика. М., 2005. С. 31.