Фрагмент для ознакомления
2
- расчет влияния различных факторов на отклонение величины фактической прибыли от плановой;
- выявление резервов для роста прибыли и путей их использования.
Анализ финансовых результатов проводится в нескольких направлениях:
- горизонтальный анализ, заключается в изучении изменений величины показателей за анализируемый период;
- вертикальный анализ, является анализом структуры показателей прибыли, а так же их структурной динамики;
- факторный анализ, состоит в выявлении факторов и источников роста прибыли и их количественной оценке;
- оценка показателей рентабельности в динамике.
Для проведения анализа прибыли используются следующие источники: бухгалтерский баланс предприятия, отчет о прибылях и убытках, учетный регистр и финансовый план предприятия.
Все факторы, оказывающие влияние на изменение прибыли, обычно подразделяют на две основные группы: внешние и внутренние (рис.1.1).
Рисунок 1.1 – Факторы, влияющие на прибыль
Внутренние факторы — факторы, которые осуществляют воздействие на размер прибыли предприятия через увеличение объема выпуска и реализации продукции, улучшение качества продукции, повышения отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции.
Внутренние факторы увеличения прибыли предприятия:
- уровень хозяйствования;
- компетентность руководства и менеджеров;
- конкурентоспособность продукции;
- уровень организации производства и труда и др.;
- производительность труда;
- состояние и эффективность производственного и финансового планирования.
Внутренние факторы делятся на:
1. производственные — характеризуют наличие и использование средств и предметов труда (оснащенность предприятия), трудовых и финансовых ресурсов (компетентный персонал);
2. внепроизводственные — связаны со снабженческо-сбытовой и природоохранительной деятельностью, социальными условиями труда и быта.
Производственные факторы подразделяются на: экстенсивные и интенсивные.
Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др.
Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через «качественные» изменения:
- повышение производительности оборудования и его качества;
- использование прогрессивных видов материалов и совершенствование технологии их обработки;
- повышение квалификации и производительности труда персонала;
- совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др.
Внешние факторы - эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли.
К ним относятся:
- конъюнктура рынка; (экономическая ситуация, складывающаяся на рынке и характеризующаяся уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объёмами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления)
- уровень цен на потребляемые материально- сырьевые и топливно-энергетические ресурсы;
- природные условия;
- государственное регулирование цен, тарифов, процентных ставок, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и др.
На величину прибыли предприятия оказывают влияние факторы, связанные с его деятельностью и носящие субъективный характер, и объективные, не зависящие от его деятельности.
К субъективным факторам можно отнести: организационно-технический уровень управления предпринимательской деятельностью, конкурентоспособность выпускаемой продукции, уровень производительности труда, затраты на производство и реализацию продукции, уровень цен на готовую продукцию.
Объективные факторы включают: уровень цен на потребляемые материальные и энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений, конъюнктуру рынка.
При осуществлении производственно-хозяйственной деятельности предприятия все эти факторы находятся в тесной взаимозависимости. Непосредственное влияние на величину себестоимости продукции, а значит, и прибыли, связано с тем, насколько рационально и экономно расходуются все материальные ресурсы — ведь доля материальных затрат в составе себестоимости обычно колеблется от 60 до 90%.
Современное состояние экономики, выражающееся в экономической нестабильности, инфляции, монопольном положении товаропроизводителей, приводит к тому, что рост прибыли происходит в основном за счет роста цен на товары, т. е. за счет инфляционного наполнения прибыли. Отсутствует взаимосвязь между объемом производства и величиной прибыли. Не действуют в полной мере присущие прибыли функции, что является следствием расстройства экономики, неполноценности действующего механизма хозяйствования. Максимальное получение прибыли за счет интенсивных факторов, финансовое оздоровление экономики, создание эффективной налоговой системы будут способствовать оздоровлению экономики, развитию предпринимательства и рыночных отношений.
Прибыль является источником финансирования разных по экономическому содержанию потребностей. При ее распределении пересекаются интересы как общества в целом в лице государства, так и интересы самого предприятия и даже интересы отдельных сотрудников.
При распределении прибыли исходят из следующих принципов:
- первоочередное выполнение финансовых обязательств перед бюджетом (уплата налогов и обязательных платежей);
- прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, распределяется на накопление и потребление в соответствии с экономически обоснованными пропорциями. Ориентиром для установления соотношения между накоплением и потреблением должны быть состояние производственных фондов и конкурентоспособность выпускаемой продукции. В процессе распределения чистой прибыли предприятие вправе самостоятельно определить способ распределения прибыли.
Распределение чистой прибыли может быть осуществлено посредством образования специальных фондов: фонда накопления, фонда потребления и резервных фондов либо путем непосредственного распределения чистой прибыли по отдельным направлениям
Фонд накопления используется на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, разработку и освоение новых видов продукции, технологических процессов, на затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией, погашение долгосрочных ссуд и уплату процентов по ним, уплату процентов по краткосрочным ссудам сверх сумм, относимых на себестоимость продукции, прирост оборотных средств, затраты на проведение природоохранных мероприятий, взносы в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других организаций, взносы союзам, ассоциациям, концернам, в состав которых входит хозяйствующий субъект и др.
Фонд потребления используется на социальное развитие и социальные нужды. За счет него финансируются расходы по эксплуатации объектов социально-бытового назначения, находящиеся на балансе хозяйствующего субъекта, строительство объектов непроизводственного назначения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий, осуществляется выплата премий за выполнение особо важных производственных заданий, оказание материальной помощи, надбавок к пенсиям, компенсация работникам удорожания стоимости питания в столовых и буфетах и т. п.
Как известно, прибыль от продаж — это разница между выручкой от продаж и полной себестоимостью продукции, работ, услуг. Поэтому существуют два пути увеличения прибыли предприятия:
- снижение себестоимости;
- увеличение объема продаж.
Таким образом, что стратегическая цель любого предприятия – максимизация прибыли, т е получение наибольшей экономической прибыли:
Пэк = Двал – Иобщ (1.1),
Где
Пэк – экономическая прибыль,
Двал – валовой доход,
Иобщ – общие издержки.
Основные факторы увеличения объема продаж и выручки:
1. Факторы — требования организации дела.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Арабян Э.К. Диагностика как инструмент прогнозирования финансовой неустойчивости предприятия / Э.К. Арабян // Российское предпринимательство. - 2016. - № 12. - С. 21-24
2. Абрютина М.С. Современные подходы к оценке финансовой устойчивости и платежеспособности компании. /М.С. Абрютина// Финансовый менеджмент. - 2017. - №7. - С. 14-17.
3. Батуев М.В. Анализ финансового состояния /М.В. Батуев//Аудит и финансовый анализ. – 2017. - № 2. – С. 6-8.
4. Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. / Л.Т. Гиляровская [и др.]. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015. - 360 с.
5. Грищенко, Ю.И. Анализ финансовой отчетности / Ю.И. Грищенко // Справочник экономиста. – 2017. – №2. – С. 26–35.
6. Глазунов, М.И. Оценка финансовой устойчивости коммерческой организации на основе данных бухгалтерского баланса / М.И. Глазунов // Экономический анализ: теория и практика. – 2016. – №21. – С. 58–65.
7. Ендовицкий Д.А., Рахматулина P.P.; под ред. Д.А. Ендовицкого. Бухгалтерский и налоговый учет на малом предприятии : учебное пособие / - М. : КНОРУС, 2015. - 256 с.
8. Косолапова, М.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / М.В. Косолапова, В.А. Свободин. - М.: Дашков и К, 2015. - 248 c.
9. Кондратенко О.Н. Сущность финансового и управленческого учета и их взаимосвязь / Наука и современность. – 2016. № 45. С .171-177.
10. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика / В.В. Ковалев. 4- е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2016. - 1104 с.
11. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник / Н.П. Кондраков. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 681 c.
12. Кравченко, Л.М. Анализ хозяйственной деятельности предприятий: Учебно-практическое пособие/Л.М.Кравченко// – Мн.: Финансы, учет, аудит, 2016. – 203с.
13. Лысенко, Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов / Д.В. Лысенко. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 320 c.
14. Мельникова, Л.А. Бухгалтерский учет: Учебник для бакалавров / Ю.А. Бабаев, А.М. Петров, Л.А. Мельникова; Под ред. Ю.А. Бабаев. - М.: Проспект, 2016. - 432 c.
15. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. 6-е изд. М.: Инфра-М, 2016. - 512 с.
16. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник/Г.В.Савицкая// – М.: ИНФРА – М, 2019. – 425с.
17. Толпегина О.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для бакалавров / О.А. Толпегина, Н.А. Толпегина. - М.: Юрайт, 2016. - 672 c.
18. Чернов, В.А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический бизнес: Учебное пособие для студентов вузов / В.А. Чернов; Под ред. М.И. Баканов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 639 c.
19. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2016. - 208 с.
20. Ярошевич М.В. Современные подходы к антикризисному управлению и предупреждению банкротства на предприятиях малого бизнеса / М.В. Ярошевич // Науковедение. - 2015. - №2. – 105 с.