Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Суицидальное поведение - это образ мышления и патологическая форма пассивных действий, крайне опасный способ избежать решения жизненных проблем.
На разных исторических этапах разные носители культуры выдвигали свои критерии оценки этого явления.
В большинстве случаев (например, в христианстве) самоубийство осуждается и относится к одному из тяжких грехов. Некоторые религии допускали возможность самоуничтожения жизни (ранее в Индии было принято самосожжение вдов).
Какой бы ни была интерпретация феномена самоубийства, с теоретической точки зрения самоубийство - это чрезвычайно опасное и предсказуемое явление.
Сегодня в России увеличилось количество самоубийств среди подростков и старшеклассников. По статистике, это одна из ведущих стран мира по уровню самоубийств. По данным Госкомстата, на 100 000 населения приходится 22 самоубийства. При сравнительном анализе эта причина смерти наиболее часто встречается после естественной смерти от болезней системы кровообращения и смерти от внешних факторов. Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения, большинство тех, кто покончил с собой, - это молодые люди и дети в возрасте до 14 лет.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в начале 50-х годов XX века наметилась тенденция к увеличению числа самоубийств. Каждый год они убивают около 600 000 человек. Доля самоубийств в общем числе всех людей, которые ежегодно умирают в мире, составляет 2%. Это больше, чем от убийств мирного времени. Общее число смертей от самоубийств в мире превышает общее число смертей от брюшного тифа, дизентерии, скарлатины, дифтерии, коклюша, менингококковой инфекции, полиомиелита, кори, малярии, бронхита и ревматизма. Поэтому для многих стран мира самоубийство стало одной из самых острых социальных проблем. В частности, эта проблема чрезвычайно актуальна для России.
Целью курсовой работы является рассмотрение и анализ психологических особенностей суицидального поведения подростков.
Объектом исследования является суицидальное поведение подростков, предметом исследования являются факторы, причины, формы проявления, психологические особенности суицидального поведения.
Гипотеза: профилактика способствует изменению личностно-характерологических особенностей подростков с девиантным стереотипом поведения.
Основными задачами, которые вытекают из цели работы, являются:
- рассмотреть суицид и суицидальное поведение;
- охарактеризовать возрастные особенности проявления суицидального поведения подростка;
- изучить основные направления и формы технологии по профилактике суицидального поведения среди подростков.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили общепсихологические положения о сущности сознания и развитии личности в процессе деятельности (К. О. Абульханова-Славская, Г. С. Костюк, О. М. Леонтьев, С. Д. Максименко).
В изучении проявлений и факторов суицидального поведения за основу брались философские и социологические толкования явления (В.А. Бачинин, М.О. Бердяев, Е. Дюркхайм, О.Ф. Кони); общие положения психодинамики суицидальности (К. Лукас, К. Маннингер, Е. Фромм); исследования социальных и личностных факторов суицидального поведения (В. П. Москалец, О. М. Моховиков); исследование особенностей суицидального поведения у подростков (А. Аптер, О. Е. Блинова, О. О. Куракин, О. Б. Старовойтенко, Г. В. Старшенбаум, С. Г. Шебанова, К. Хоутен); изучение диагностически-профилактических средств предупреждения и способов коррекции суицидальности (Г. Я.Пилягина, ю. Р. Сидорик).
ГЛАВА 1. Теоретические основы профилактики суицидального поведения детей подросткового возраста
1.1 Суицид и суицидальное поведение, как социальное явление
Научный термин «самоубийство» впервые был использован врачом и философом Т. Браун, образовавший его от латинских sui (самость) и caedere (убийство).
Чтобы лучше понять особенности суицидального поведения у подростков, необходимо рассмотреть, что именно вызывает его появление.
В рамках анатомо-антропологического, социологического, психиатрического и психологического подходов учеными этих отраслей знания были разработаны различные представления о детерминации суицидального поведения в разное время.
Представители анатомо-антропологической концепции придерживаются представления о структурно-морфологических и психофизиологических причинах суицида (А. Крюков, И. Леонов, ч. Ломброзо и др.). Важную роль играет неблагоприятная наследственность. Представители социологической концепции (Н. Гернет, Э. Дюркгейм, П. Сорокин и др.) видят основные причины суицида в социально-политических и экономических факторах, степени социальной интеграции личности и влиянии социальных норм.
Интересной с точки зрения изучаемых проблем является психопатологическая концепция (И. Гвоздев, Д. Эскироль и др.), которые оказали сильное влияние на общественное сознание относительно представлений о психической патологии любого суицидального человека. Это, в свою очередь, до недавнего времени существенно снижало эффективность научно-практической разработки проблемы суицида.
Более гибкой объяснительной моделью суицидального поведения является концепция, согласно которой такое поведение рассматривается как следствие дезадаптации личности в условиях микросоциального конфликта (А. Г. Амбрумова). Этот подход был плодотворно развит в последние годы (О. Боенко, О. Полеев, О. Слуцкий, М. Занадворов).
В целом можно утверждать, что суицидальное поведение зависит от ряда факторов, которые можно разделить на внутренние и внешние. Внутренними факторами суицидального поведения являются индивидуальные особенности суицидальной личности (характер, психофизические и эмоциональные состояния и др.), что повышает риск самоубийства. К внешним факторам относятся: микросоциальные условия биографического характера, прежде всего семейное воспитание; межличностные отношения в референтной группе - семейные, дружеские или профессиональные; дезадаптация объективных факторов деятельности (экстремальность, ответственность и др.) [18, с.42].
Феномен суицида чаще всего связан с представлением о кризисе личности, который понимается как острое эмоциональное состояние, вызванное особыми, личностно значимыми психотравмирующими событиями. Более того, это кризис такого масштаба, что предыдущий жизненный опыт человека, решившегося на самоубийство, не может подсказать другого выхода из ситуации, которую он считает невыносимой.
Основоположник суицидологии французкий социолог Э. Дюркгейм своей работой «Самоубийство» дал толчок новым исследованиям и в начале XX века появились три школы суицидологии: социологическая, антропологическая (суицидальность, формирующаяся на основе аномалий в строении и развитии организма) и психиатрическая.
В статье австрийского психолога З. Фрейда «Печаль и меланхолия» автор анализирует самоубийство на основе представлений о существовании в человеке двух главных влечений: Эроса - инстинкта жизни и Танатоса - инстинкта смерти.
Человеческая жизнь - это поле битвы между ними. Для Фрейда самоубийство и убийство - это проявления деструктивного влияния Танатоса, то есть агрессии.
Поэтому на основе научных трудов З. Фрейда, последователь школы психоанализа - американский ученый К. Меннингер развивал идею ученого о самоубийстве, исследуя его глубинные мотивы. Он выделил 3 основных компонента суицидального поведения: желание убивать; желание быть убитым, желание умереть.
Особое внимание следует уделить научным исследованиям Н. Фарбера, создавшего концепцию саморазрушительного поведения человека. Его подход позволил шире взглянуть на проблему, имея в виду не только законченные самоубийства, но и другие формы аутоагрессивного поведения: алкоголизм, злоупотребление психоактивными веществами, неоправданный риск и тому подобное. Суицидальное поведение - это поведение, включающее в себя различные формы деятельности, которые служат деструктивным средством разрешения личностных проблем в конфликтной ситуации [9, с.281]. Это проявление суицидальной активности - мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки. Все поведение устроено так, чтобы попытка самоубийства была успешной.
Суицидальный риск, в свою очередь, можно определить, как потенциальную готовность индивида совершить самоубийство, как соотношение суицидальных и антисуицидальных факторов его поведения.
Суицидальное поведение формируется под влиянием особого стечения большого количества объективных и субъективных факторов. Среди них выделяют демографические, психопатологические, психологические, биологические [15, с.78].
1. Демографические факторы. Для завершенной попытки наложить на себя руки факторами риска являются мужской пол, подростковый, или преклонный возраст. Факторами риска для незавершенной суицидальной попытки являются женский пол, молодой возраст, отсутствие брака, низкий
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аболин Л. М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения / Л. М. Аболин // Вопросы психологии. – 2013. - № 4. – С.9-11.
2. Аверин В. А. Психология детей и подростков: учебн. пособ. / В. А. Аверин. – Издание 2-е, переработанное и дополненное. – СПб.: Издательcтво Михайлова В. А., 2015. – 379 с.
3. Ариес Ф. Человек перед лицом смерти. Пер. с франц. / Ф. Ариес. – М.: Просвещение, 2008. – 526 с.
4. Амбрумова А.Г. Психология самоубийств /А. Г. Амбрумова // Социальная и клиническая психиатрия. – 2017. – № 4. – С. 14-20.
5. Акопян К.З. Самоубийство: проблемы мотивации / К.З. Акопян // Психологический журнал. – 2016. - №2. - С. 16-23.
6. Бугаева Н.М. Психологические факторы суицидального поведения / Н.М. Бугаева. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 258 с.
7. Биркин А. А. Профилактика суицидального поведения / А. А. Биркин, В. Ф. Войцех, В. А. Закондырина, А. А. Кучер. – Мурманск: Пазори, 2014. – 77 с.
8. Вессерман Д. Напрасная смерть: причины и профилактика самоубийств / под ред. Д. Вассерман; пер. Е. Ройне. – М.: Смысл, 2010. – 310 с.
9. Гроллман Э. Суицид: превенция, интервенция, поственция / Э. Гроллман // Суицидология: прошлое и настоящее. Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. – 2019. – С. 270-352
10. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд // Пер. с англ. А.В. Соколов. – М.: Мысль, 2014. – 399 с.
11. Полякова И.В. О некоторых аффективных реакциях у суицидентов. Научные и организационные проблемы суицидологи / И.В. Полякова. – М.: Высь, 2017. – 114 с.
12. Михайлина М.Ю. Психологическая помощь в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги / М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 207 с.
13. Личко А.Е. Самоубийцы – жертвы естественного отбора / А.Е. Личко // Журнал практического психолога. -2011. - №10-11. – С.60.
14. Предупреждение суицидального поведения детей и подростков. Методические рекомендации // Все для учителя. – 2019. – № 10-11. – С.53-64.
15. Психология суицида: учебно - метод. пособие / Сост. И.Н. Рассказова. – Омск: изд-во ОмГМА. – 2010. – 233 с.
16. Психология суицидального поведения: диагностика, коррекция, профилактика / под ред. С. И. Яковенко. – К.: РВВ КІВС, 2014. – 200 с.
17. Психология суицида: учеб. пособ. / за ред. В. П. Москальца. – М.: Плай, 2012. – 260 с.
18. Рыбалка В. В. Психологическая профилактика суицидальных тенденций в учащейся молодежи: Методические рекомендации / В. В.Рыбалка. – К.: ИПППО, 2017. – 68 с.
19. Рутц С. Профилактика суицида и депрессии / С. Рутц // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. – 2015. - № 2. – С. 130-138.
20. Сулицкий В.В. Психология суицидального поведения / В.В. Сулицкий. – К.: МП Леся, 2011. – 316 с.
21. Черепанова М.И. Социально-психологические детерминанты суицидальных рисков / М.И. Черепанова // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. – 2013. - Вып. 3. – С. 358-369.
22. Шнейдман Э. С. Душа самоубийцы // Пер. с англ. А.А.Передрий. – М.: Смысл, 2014. – 315 с.