Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сложным и трудным искусством является наука управления людьми. Процессы власти всегда усложняются, и сама теория управления, как любая наук, упорядочивает явления, выявляет закономерности и указывает причинные связи между ними. На базе этого формируются выводы для применения управления на практике, даются рекомендации.
Любой процесс управления есть не только наука. Это искусство, поскольку при каждом своем решении руководитель базируется не только на рекомендациях и выводах науки, но и на свою интуицию. Руководитель, к тому же, принимает решения в условиях ограниченности временных ресурсов.
Управленческая деятельность связана с принятием решений. Если рассматривать этот вопрос в общем, решение представляет собой поиск конкретного варианта действий, процесс действия и его итог. Управленческие решения – это итог анализа, прогнозирования, оптимизации, обоснования с точки зрения экономики и выбора альтернативы из огромного количества вариантов достижения цели .
Целью данной работы является рассмотрение современного этапа развития науки управления.
Задачи:
1) Рассмотрение задач и функций управления;
2) Описание механизма управления трудовым ресурсами с точки зрения Ф. Тейлора и Г. Ганнта;
3) Изучение вопросов научного управления в трудах Ф. и Л. Гилбрет, Г. Форда;
4) Описание специфики современной науки управления;
5) Характеристика нового типа управления на примере менеджмента компании «Тойота».
Актуальность рассматриваемой темы подчеркивается тем, что на сегодняшний день руководители компаний все больше и больше обращают внимание на проблему, когда все стороны деятельности компании тесно коммуницируют и зависят друг от друга. Внешние, внутренние структуры организации усложняются, расширяются. Таким образом, актуальной становится тема управления мотивацией работников в организации.
Объектом исследования является научное управление.
Предметом исследования выступают тенденции современного развития научного управления.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
Глава 1 Сущность и задачи научного управления: эволюция подходов
1.1 Определение и функции управления
Сущность любого управления выражается в функциональных особенностях. Например, теория Анри Файоля говорит, что существует пять функций управления.
Анри Файоля (американцы называют его «отцом менеджмента») также считают представителем «первого поколения» классической школы управления. Его пять основных функций управления до сих пор используются в теории управлении (см. Рисунок 1).
Файоль сформулировал 14 положения-принципа в управлении. Мы рассмотрели их и представили в Приложении. Интересно, что эта система допускает возможность введения и новых положений.
Группировки принципов по разным признакам приводится в таблице 1.
Структурные принципы создают систему, в которой задачи, права и ответственность руководителя и работника взаимосвязаны. Организаторские функции подразумевают расчленение задач на более мелкие, их перегруппировку; передача и назначение определенного руководителя на определенный участок, передача ему ответственности.
В итоге работ Файоля и его последователей (Л. Урвик, Л. Гьюлик, Д. Муни, Алфред П. Слоун, Г. Черч) была сформирована административная модель организации, которая базировалась на четырех принципах:
1) четкое разделение труда по функциям;
2) четкая передача распоряжений и приказов по иерархии – сверху вниз;
3) единоначалие;
4) контроль осуществляется в отношении ограниченного числа подчиненных.
1.2 Задачи управления трудовыми ресурсами. Механизм управления трудовыми ресурсами: подход Ф. Тейлора и Г. Ганнта
На рисунке 2 мы изобразили задачи управления трудовыми ресурсами.
Если, например, рассматривать механизм управления человеческими ресурсами на микроуровне, то ресурсы представляют собой то, при помощи чего можно эффективно и качественно достигать целей.
Человеческие ресурсы здесь можно рассматривать как источник неиспользованных целей.
1. 3 Школа научного управления в трудах Фрэнка и Лилиан Гилбрет, и Г. Форда
Развитие положений школы научного управления получило в работах Фрэнка и Лилиан Гилбрет, которые изучали факторы, влияющие на производительность труда работников (табл.2) и установили, что наибольшее влияние на эффективность производственной деятельности оказывает фактор движения [8].
Свои исследования Ф. и Л. Гилбреты провели с использованием комплекса технических средств (кинокамер, микрохронометров и т. п.), позволивших изменить ход выполнения работ, выявить неиспользованные резервы и найти возможности сокращения количества лишних трудовых движений, совершаемых производственными рабочими .
Микрохронометр был изобретен Френком Гилбретом и представлял собой часы с циферблатом, проградуированным в долях минут, позволяющие записывать интервалы времени продолжительностью до 1/2000 минуты. Эти часы помещались в кадр при съемке трудовых операций на кинопленку. С помощью этого прибора и стоп-кадров Гилбреты смогли выявить и описать 17 базовых, т. е. наиболее часто повторяющихся движений. Эти движения они назвали терблигами. Название «терблиг» произошло от фамилии Гилбрет, если ее зеркально перевернуть.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Бочаров В.П. Теория и практика государственного предпринимательства / В.П. Бочаров, И.Е. Рисин, Ю.И. Трещевский. -Воронеж : Воронеж, гос. ун-т, 2016. 98 с.
2) Виханский О. Стратегическое управление.- М., 2017.
3) Глухов В. В. Менеджмент/В. В. Глухов. — СПб. : Питер, 2016. — 600 с.
4) Дафт Р. Л. Менеджмент: пер. с англ. / Р. Л. Дафт ; ред. С. К. Мордовин. — СПб. : Питер, 2010. — 799 с.
5) Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. - СПб.: Питер, 2016, 560 с
6) Друкер П. Практика менеджмента. М.: Вильямс, 2016. 398 с
7) Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Вильяме, 2016. 272 с.
8) Иванова В. Особенности формирования моделей корпоративной социальной ответственности в зарубежных странах / В.Иванова // Человек и труд. — 2016. — No10. С. 28-32
9) Иванова С. В. Развитие потенциала сотрудников: профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации. — М.: Альпина Паблишерз, 2012. — 278 с.
10) Казначевская Г. Б.. Менеджмент: учебник/Г. Б. Казначевская. — Ростов н/Д : Феникс, 2018. — 347 с.
11) Кибанов А. Я. Управление трудовыми ресурсами. - Москва: ИНФРА-М, 2018 - 283 с.
12) Корпоративная социальная ответственность /Новосиб. гос. аграр. ун-т; сост.: Чернова С. Г. – Новосибирск, 2014. – 34 с.
13) Либерман Д. Д. Психологические приемы управленца. — М.: Эксмо, 2016. — 236 с.
14) Макарова И. К. Современные модели корпоративной социальной ответственности: мировой и российский опыт//Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право, 2016. № 4. С. 107-112.
15) Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2016,704 с.
16) Перфильева, М.Б. Гуманизация труда как условие эффективности деятельности организации. / М.Б. Перфильева // Известия Саратовского университета. – 2016. – №1. – с. 16 – 24.
17) Ракевич, А.В. Профилактика профессиональных заболеваний. / А.В. Ракевич // Охрана труда и социальная защита. – 2013. – №5. – с.12-19.
18) Тажудинова Д.А., Муталимова Х.Х. Человеческие ресурсы: их роль и значение в современных социально - экономических условиях / В сборнике: Актуальные проблемы развития экономики: теория и практика Сборник научных трудов по итогам Третьей Всероссийской заочной научно - практической конференции. ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» Под ред. Г. Г. Гаджиева (отв. редактор), Н. С. Аскерова, М. А. Алиева, В. В. Каширина. 2016. С. 23 - 26.
19) Хосеус М., Д. К. Лайкер. Корпоративная культура Toyota. Уроки для других компаний – М.: Альпина Паблишер, 2019
20) Чуланова О. Л. Формирование, развитие и коучинг эмоциональной компетентности в управлении персоналом организации: монография. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 217 с.