Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Наше исследование посвящено описанию невербального поведения достаточно авторитетных телеведущих российского медийного пространства – Владимира Владимировича Познера, Сергея Евгеньевича Дружко, Владимира Соловьева. В. Познер считается родоначальником жанра ток-шоу на отечественном телевидении, он стал популярен благодаря легендарному телемосту «Ленинград – Сиэтл», который вышел в эфир 29 декабря 1985 года на российском телевидении. После ряда других подобных интерактивных программ («Встреча женщин Ленинграда и Бостона» «Телемост журналистов СССР– США) он получил должность политического обозревателя на Центральном телевидении. По итогам обширного социологического исследования за 1989 год «Политические обозреватели и комментаторы информационных передач ЦТ в оценках московской аудитории» Владимир Познер был признан тележурналистом №1. После возвращения на родину Владимир Познер реализует несколько телевизионных проектов, главным из которых становится авторское ток-шоу «Познер». Оно еженедельно выходит на Первом канале с 17 ноября 2008 года. Гости программы – это известные личности из сферы политики, культуры, спорта и науки.
«Вечер с Владимиром Соловьевым» (в воскресенье выходит в эфир под названием «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым») — авторское общественно-политическое ток-шоу Владимира Соловьева. Возникло и существовало на телеканале НТВ, а с 9 сентября 2012 года выходит на телеканале «Россия 1». В передаче обсуждаются актуальные политические проблемы и события. В дискуссии, проходящей в студии телепрограммы, задействованы эксперты, политики, политологи, журналисты и предприниматели. Продолжительность одного выпуска составляет от 80 до 150 минут.
Сергей Дружко. С 2005 по 2009 год был одним из авторов и ведущим программы «Необъяснимо, но факт» на телеканале ТНТ, в которой получал сообщения о столкновениях с различными мистическими аномалиями, а затем проводил расследования по их материалам[4]. Также в 2007—2010 годах был ведущим программы «Фантастические истории» на канале «РЕН ТВ»[3], в 2013 году — аналогичной программы «ТВ-3 ведёт расследование». Через 8 лет после закрытия программы «Необъяснимо, но факт» Дружко приобрёл популярность в интернете ставши человеком- мемом.
Жанр авторской передачи формируется на российском телевидении под влиянием западных образцов в начале 90-х годов XX века. Безусловно, он адаптировался к специфике российского телевидения и национальных особенностей общения. С одной стороны, жанр является одним из самых популярных в России и за рубежом (большинство таких передач выходят в прайм-тайм). С другой стороны, этот жанр стал развиваться на российском телевидении относительно недавно, поэтому в теоретическом плане он еще до конца не осмыслен экспертами в области масс-медиа и лингвистики. Это обусловливает актуальность обращения к данному материалу, в частности к анализу невербального поведения ведущих программ. Актуальность нашей исследовательской работы определяется несколькими факторами, помимо интереса аудитории к вышеназванным личностям. Интерпретация поведения телеведущего требует интегрированного подхода: необходимы знания из области психологии, журналистики, риторики, прагматики, семиотики, а также системной лингвистики. Также следует подчеркнуть важность изучения невербального поведения в аспекте конфликтологии.
Материалом исследования стали расшифровки видеозаписей выпусков передач: «Познер. Гость Максим Галкин», «Познер. Гость Земфира» (В.Познер), «Вечер с Владимиром Соловьевым» (В. Соловьев), «Необъяснимо, но факт» (С. Дружко). Общий объем материала – 310 минут.
В ходе расшифровки и предварительного анализа материала сложилась гипотеза исследования: Телеведущие используют однотипный набор стратегий и тактик в своем невербальном поведении, однако их реализация резко разнится в общении, что предполагает недостаточно эффективное использование невербального образа.
Объект исследования: невербальный образ журналиста (В. Познер, В. Соловьев, С. Дружко).
Предмет: анализ авторской программы.
Цель исследования: проанализировать особенности телевизионной авторской программы и создать методическое пособие.
Проблема: Проблема невербальной грамотности телевизионного журналиста.
Задачи исследования:
1. изучить теоретические аспекты невербального общения журналиста в авторской программе.
2. на основе полученных результатов представить собственную разработку невербального поведения журналиста
Актуальность: в современном мире телевизионных программ знание невербальных сигналов и способа создания образа телеведущего позволяют грамотно и эффективно воздействовать на аудиторию. При написании работы использовались следующие методы: метод обобщения, метод аналогии и системно-структурный метод, метод стилистического анализа текста.
Научно – методологической базой исследования, во-первых, стали работы отечественных теоретиков журналистики Б.И. Есина, Я.Н. Засурского, И.М. Дзялошинского, Л.Г. Свитич, Корконосенко С.Г., Тертычного А.А., Л.П. Громовой и других исследователей. Н.Г. Шаповалова («Ток-шоу как модель современного дискурсивного взаимодействия в России»), Михайлова О.А. («Коммуникативные тактики воздействия в речевом поведении телеведущего ток – шоу), Д.В. Карпова («Использование коммуникативных особенностей жанра беседы на современном российском телеэкране»).
Новизна исследования заключается в том, что автором предпринята попытка проследить динамику развития невербального поведения на основе анализа медиатекстов.
Практическая ценность работы заключается в том, что материалы, полученные в ходе исследования могут быть использованы студентами и преподавателями вузов в ходе учебного процесса на различных курсах и дисциплинах, таких как: современный русский язык, стилистика и литературное редактирование, основы журналистики.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературы.
I глава. Эволюция образа телевизионного журналиста
§1. Этапы развития телевизионной журналистики в России
За последние несколько десятилетий исследователи предложили несколько вариантов периодизации развития телевидения. В истории этого типа электронных средств массовой информации существуют методы, ограничивающие экспертов тремя или даже двумя этапами. Тем не менее, существуют некоторые классификации, которые детализируют изменения, которые произошли во время развития вещания.
Первый этап: этап научных исследований и разработок долгосрочной системы передачи изображений в режиме реального времени, этап теоретических исследований и фактического развития.
Этап второй: начало советского экспериментального радио.
Третий этап: открытие традиционного вещания, появление традиционных вещательных сетей, появление и развитие большого количества телевизионных форматов и начало промышленного производства телевизионных приемников.
Четвертый этап: появление телевидения как средства массовой информации. Главным признаком этого этапа является появление новой телевизионной профессии - телевизионных журналистов. В результате появление телевизионных шоу может оказать реальное влияние на общественную, политическую и культурную жизнь страны.
Пятый этап: превращение телевидения в ведущую медиасистему. Признак этого периода: резкое распространение телевидения, его влияние на общественное сознание резко возросли, роль телевидения как основного средства партийной пропаганды и появление видеокассет.
Шестой этап: период реформ Основными признаками этого этапа являются: изменение правительственных руководящих принципов в информационной политике, огромные изменения в системе СМИ, появление альтернативных информационных версий, отмена цензуры и давление на журналистов с демократическими идеями.
Седьмой этап: появление альтернативных компаний, основные признаки коммерциализации телевидения: появление большого количества телевизионных компаний, внедрение спутникового и кабельного телевидения, требует фундаментальных изменений в направлении телевизионного контента, глобальной коммерциализации всех электронных средств массовой информации и социальной Результаты исследования (доля программы и рейтинг) связаны с экономикой телевизионного производства и улучшением функций телевизионного образования.
Восьмой этап. Основными явлениями современного этапа цифровизации телевидения являются: появление единой цифровой платформы, появление и развитие Интернета, интеграция различных средств массовой информации, фрагментация и рассредоточение аудитории, а также ее отток в область интернет-ресурсов. Период научных исследований и разработок (1880-конец 1920-х годов)
Однако Борис Львович Розинг считается основателем электронного телевидения, поскольку экран современного телевидения фактически является аналогом разработанной им катодной трубки. Мысль Розинга была ценным продолжением в развитии его ученика Владимира Кузьмича Зворыкина. В.К. Зворыкин, тогда гражданин США, изобрел то, что в 1923 году дало реальную возможность воплотить в жизнь «яркий» образ. Начало экспериментального вещания в Советском Союзе (начало 1930-х годов) 25 апреля 1931 года радиостанция Союзного радиотехнического института отправила следующее сообщение: «29 апреля Советский Союз проведет свое первое экспериментальное телевизионное вещание (дальновидение). Передавались изображения лица и фотографии "[1 стр. 60]. По сути, сигнал транслировался с изображениями сотрудников лаборатории и их фотографиями. Вскоре было принято решение начать регулярное вещание. Начиная с 1 октября 1931 года, три часа в неделю транслировалась часовая механическая телепередача. 1 мая 1932 года была показана первая передача в современном понимании. Это отчет о первомайских демонстрациях.
Основным содержанием телешоу того времени были поп-музыка, балетные клипы и оперные спектакли. Вскоре люди увидят программы на социально-политические темы: выступления лидеров всех уровней, руководителей производства, известных ученых, художников, писателей. В июне 1940 года появился первый пресс-релиз. Диктор зачитывает «в кадре» информацию о трансляции «последних новостей». Важным событием, влияющим на развитие телевидения, является появление мобильных телевизионных станций (ПТС), которые предназначены для радиопрограмм и являются частью технических средств телецентра.
Нельзя не заметить появления первой еженедельной новостной записи «Daily News», для которой можно с уверенностью сказать, что он был пионером современных абстрактных новостных программ. Конечно, важным событием в истории советского телевидения стало появление в начале 1954 года новой профессии, телевизионного журналиста. К тому времени печатная и радиовещательная журналистика уже имела некоторый потенциал, поэтому логично, что бывшие сотрудники пытались использовать радиовещание и газеты.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бондаренко В. В. Организационное поведение : учеб. пособие для студентов, [магистрантов, аспирантов] вузов, обучающихся по направлению "Менеджмент" (квалификация (степень) "бакалавр") / В. В. Бондаренко, С. М. Васин, А. В. Седлецкий. - М. : КноРус, 2016. - 287 с.
2. Бороздина Г. В. Психология и этика делового общения : учеб. для бакалавров : учеб. для студентов вузов, обучающихся по эконом. направлениям и специальностям / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; под общ. ред. Г. В. Бороздиной. - М. : Юрайт, 2012.
3. Ворошилов, В. В. История журналистики России : конспект лекций : [учеб. пособие] / В. В. Ворошилов. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 1999. - 46 с.
4. Горянина В. А. Психология общения : учеб. пособие для студентов вузов / В. А. Горянина. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2005. - 415с.
5. Дусенко, С. В. Профессиональная этика и этикет : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки "Гостиничное дело" и "Туризм" / С. В. Дусенко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2012. - 221с.
6. Дюпра, Ж. Ложь [Электронный ресурс]: монография / Ж. Дюпра; пер. Д.И. Соловьев. - Ложь ; 2019-09-20. - Москва : Современная гуманитарная академия, 2008. - 124 c. URL:http://www.iprbookshop.ru/16940.html
7. Казакова, И.Н. Вербальные и невербальные средства формирования метакоммуникации в дискурсе телепередачи «Наблюдатель» / И.Н. Казакова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2017. – № 6 (72) : в 3 ч. Ч. 2. – C. 98–100
8. Капустина, В. А. Психология общения [Электронный ресурс] : Учебное пособие / В. А. Капустина. - Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2018. - 44 с.URL:http://www.iprbookshop.ru/91405.html
9. Касимханова Альбина Фаритовна. Языковая личность регионального телеведущего в контексте телевизионного дискурса: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.02.01 / Касимханова Альбина Фаритовна;[Место защиты: Кубанский государственный университет].- Уфа, 2015. - 181 с. [Электронный ресурс]: URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34968470 (дата обращения 10.02.2020)
10. Кривошеев, В.М. В творческой лаборатории журналиста [Электронный ресурс] : учебное пособие / В.М. Кривошеев. - В творческой лаборатории журналиста ; 2019-04-20. - Москва : Университетская книга, 2010. - 192 c.
11. Кривошеев, В.М. В творческой лаборатории журналиста [Электронный ресурс] : учебное пособие / сост. В.М. Кривошеев; ред. В.М. Кривошеев. - Москва : Логос, 2016. - 192 c. URL:http://www.iprbookshop.ru/66420.html,
12. Кузнецов, Г.В. Так работают журналисты ТВ [Электронный ресурс] : учебное пособие / Г.В. Кузнецов. - Так работают журналисты ТВ; 2020-09-18. - Москва : Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2004. - 400 c.
13. Курганская, М.Я. Деловые коммуникации [Электронный ресурс] : учебное пособие / М.Я. Курганская. - Москва : Московский гуманитарный университет, 2013. - 121 c. URL:http://www.iprbookshop.ru/22455.html,
14. Лазутина, Г. В. Профессиональная этика журналиста : учеб. и практикум для акад. бакалавриата : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению "Журналистика" и специальности "Журналистика" / Г. В. Лазутина. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 225 с. : ил.
15. Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения: [руководство] / А. Меграбян. - СПб.: Речь, 2001. – 253 с. - (Практикум по психодиагностике).
16. Мельник, Г. С. Общение в журналистике: секреты мастерства / Г. С. Мельник. - СПб. : Питер, 2006. - 217 с: ил.
17. Мурашов А. А. Личность и речь: эпоха кризисов : учеб. пособие / А. А. Мурашов. - М. [и др.] : Моск. психол.-соц. ин-т [и др.], 2005. - 501с.
18. Непряхин, Н. Как выступать публично [Электронный ресурс] : практическое руководство / Н. Непряхин; ред. Е. Чудинова. - Как выступать публично ; 2018-03-18. - Москва : Альпина Паблишер, 2016. - 245 c. .URL:http://www.iprbookshop.ru/43632.html,
19. Олешко, В. Ф. Психология журналистики : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по прогр. бакалавриата и магистратуры по направлениям подгот. 42.03.02, 42.04.02 "Журналистика" / В. Ф. Олешко ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. - 474 с.
20. Основы ораторского мастерства : метод. указания по изучению курса : направления подготовки: 050100.62 - Педагогическое образование (профиль "Образование в области русского языка и литературное образование") : 050100.62 - Педагогическое образование (профиль "Художественное образование") : 031300.62 - Журналистика / Департамент образования и молодеж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, Сургут. гос. пед. ун-т ; [сост. В. В. Гаврилов]. - Сургут : РИО СурГПУ, 2012. - 45 с.
21. Особенности невербального поведения ведущего / Е. В. Журавлева ; науч. рук. Е. Г. Борисова // Научный старт – 2018 : сб. ст. магистрантов и аспирантов / [отв. ред. :Л. Г. Викулова, И. В. Макаро-ва ; рец. Е. Г. Тарева]. – М., 2018. – С. 29–31 [Электронный ресурс]: URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=35013484 (дата обращения 10.02.2020)
22. Психология общения [Электронный ресурс] : Энциклопедический словарь / М. М. Абдуллаева [и др.]; ред. А. А. Бодалева. - Москва : Когито-Центр, 2019. - 600 с.URL:http://www.iprbookshop.ru/88339.html,
23. Развитие культуры общения в подростковой среде : программа, разработки занятий, рекомендации / авт.-сост. О.Н. Рудякова. - Волгоград : Учитель, 2011. - 151 с.
24. Риторика : учеб. для бакалавров, обучающихся по направлению 050100 "Педагогическое образование" / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена ; [В. А. Ефремов и др.] ; под общ. ред. В. Д. Черняк. - М. : Юрайт, 2013. – 430 с.
25. Смирнова, Е. Е. Психология общения : курс для ст. кл. сред. шк. / Е. Е. Смирнова. - СПб. : Каро, 2005. - 334c.
26. Станкин, М. И. Психология общения : [курс лекций] / М. И. Станкин ; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. - М. [и др.] : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та [и др.], 2000. - 301 с.
27. Трошина Н. Н. Язык средств массовой информации: Сб. обзоров / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.- информ. исслед. Отд. языкознания; Отв. ред. Трошина Н. Н. – М., 2007. – 173 с. [Электронный ресурс]: URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29198101 (дата обращения 10.02.2020)
28. Шарафадина К.И. (сост.). Язык и стиль СМИ. СПб. : Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, 2016. — 228 с.
29. Шур Анна Михайловна. Формирование толерантного коммуникативного поведения у будущих журналистов : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Шур Анна Михайловна; [Место защиты: Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского].- Саратов, 2010.- 180 с. [Электронный ресурс]: URL: https://elibrary.ru/query_results.asp?pagenum (дата обращения 10.02.2020).
30. Экман, П. (Ekman, P.). Психология лжи = Telling Lies: Clues to Deceit in the Marketplace, Politics, and Marriage : [науч.-практ. изд.] / Пол Экман ; [под ред. В. В. Знакова ; пер. с англ. Н. Исупова и др.]. - СПб. : Питер, 2003. - 267с.
31. Эмоциональные и познавательные характеристики общения : [науч. изд.] / Северо-Кавказ. науч. центр высш. шк. ; отв. ред. В. А. Лабунская. - Ростов н/Д : Изд-во Ростов. ун-та, 1990. - 167с.
32. Юсупов, И. М. Психология взаимопонимания : [науч. изд.] / И. М. Юсупов. - Казань : Тат. кн. изд-во, 1991. - 192 с.