Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Жизнь и здоровье человека, также как и судьба его собственности, постоянно пребывают в непосредственной зависимости от самых различных по характеру и зачастую непредвиденных обстоятельств.
Не имеющие возможности оказать какое-либо воздействие на происходящие события, люди остаются озабоченными тем, как предотвратить либо хотя бы смягчить отрицательные последствия подобных событий. Страхование предоставляет возможность восстановить уничтоженные либо поврежденные материальные ценности.
Страхование гарантирует восстановление нарушенных имущественных интересов в условиях непредвиденных природных, техногенных и других явлений.
Страхование в обстоятельствах рыночной экономики требует изучения результативного юридического механизма, который бы обеспечил бы четкость и абсолютную полноту правил поведения страхователя и страховщика при обязательном страховании автогражданской ответственности. Определенную значимость подобная проблема приобретает в наше время, когда страна пребывает в условиях активного становления страхования как механизма охраны имущественных интересов граждан.
Из-за высоких темпов развития рынка страховых услуг договор обязательного страхования автогражданской ответственности динамично применяется в гражданско-правовой деятельности субъектов права. Заключая подобный контракт, страхователь желает добиться охраны своего имущества от разнообразных неблагоприятных последствий. При всем этом имеющиеся пробелы в имеющемся законодательстве, которые влекут неоднозначность в правоприменительной практике, не могут позволить страхователю осуществить свои законные права, которые предусмотрены договором обязательного страхования автогражданской ответственности.
Целью курсовой работы выступает изучение страхования автогражданской ответственности.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и виды страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- выделить актуальные проблемы правового регулирования обязательного страхования автогражданской ответственности;
- рассмотреть судебную практику заключения договора ОСАГО.
Степень разработанности темы курсовой работы. Обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств посвящено большое количество работ. Такое пристальное внимание ученых и иных представителей страховой общественности к проблемам одного вида страхования, по идее, должно способствовать детальной проработке всех проблем и пробелов в правовом регулировании и правоприменительной практике. Однако поток статей и научных работ по различным вопросам ОСАГО с течением времени не уменьшается. Очевидно, следует говорить не об отдельных проблемах прикладного характера, но о системных вопросах правового регулирования.
Объект исследования составляют отношения, складывающиеся при осуществлении обязательного страхования автогражданской ответственности.
Предметом исследования являются нормы гражданского права, регулирующие обязательного страхования автогражданской ответственности, а также правоприменительная практика, связанная с рассмотрением споров, вытекающих из вышеуказанных отношений.
Методологическую основу курсовой работы составляют такие общенаучные методы познания, применяемые в юриспруденции, как анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, диалектический, логический, структурный, сравнительный и другие методы, а также частнонаучные методы познания – формально-юридический, метод обобщения и другие.
В качестве теоретической основы курсовой работы были изучены труды известных ученых: В.Ю. Абрамова, С.П. Гришаева, С.В. Дедикова, Н.В. Елизарова, Красавчикова, Е.А. Крашенинникова, Ю.Б. Фогельсона, А.И. Худякова и др.
Научная новизна работы заключается в том, что обнаруженные проблемы и сформулированные положения и выводы развивают и дополняют теоретические положения обязательного страхования автогражданской ответственности.
ГЛАВА 1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АВТОГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
1.1 Понятие и виды страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
ОСАГО выступает юридическим фактом, который влечет появление страхового обязательственного правового отношения.
ОСАГО - это соглашение, по которому страховщик берет на себя обязанность за определенную договором плату (страховую премию) при возникновении установленного в соглашении события (страхового случая) компенсировать потерпевшим причиненный из-за данного события вред их жизни, здоровью либо имуществу (осуществить страховую выплату) в границах зафиксированной соглашением суммы (страховой суммы).
По своему виду данный договор выступает видовой разновидностью договора имущественного страхования (ст. 929 ГК РФ ), принадлежа группе договоров страхования гражданской ответственности (ч. 2 п. 2 ст. 4 Закона об организации страхового дела ). Причем, верно было бы в качестве лицензируемого вида деятельности отметить обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Анализируя правовую характеристику договора обязательного страхования его можно причислить к следующим группам договоров :
1) Возмездных договоров (ст. 423 ГК РФ), где ценой соглашения выступает уплачиваемая страхователем страховая премия, которая формируется с учетом страховых тарифов и страховых взносов.
2) Двустороннеобязывающих договоров, т.к. у каждой из сторон присутствуют как права, так и обязанности, которые носят иногда встречный характер;
3) Консенсуальных договоров (ст. 433 ГК РФ), т.к. подобный договор будет считаться заключенным с момента достижения определенного согласия, а также уплаты страховых взносов. Тем не менее, уплачиваемые взносы не выступают вещью, т.е. предметом договора, который подлежит передаче как определенное условие заключения договора.
Отмеченные характеристики выступают типичными характеристиками договора страхования вообще. Причем, если первая и вторая подобные характеристики, как правило, не вызывают у правоведов нареканий, то последняя вызывает большие научные дискуссии.
Многие ученые считают подобный договор страхования по общему положению реальным потому, что договор страхования вступлением в момент уплаты страховой премии либо первого страхового взноса (п. 1 ст. 957 ГК РФ), а в случае, если соглашением установлен другой порядок вступления - до момента уплаты страхового взноса, то консенсуальным .
Иные правоведы причисляют его к группе консенсуальных договоров, отмечая, что уплату страховой премии не следует считать только передачей имущества в контексте смысла п. 2 ст. 433 ГК РФ .
Следующие авторы предполагают, что договор страхования выступает консенсуальным и реальным договором одновременно .
Необходимо согласиться с тем, что договор страхования требуется считать консенсуальным договором .
4) Договор обязательного страхования принадлежит к группе публичных договоров (ст. 426 ГК РФ), на что непосредственно обращает внимание абз. 8 ст. 1 Закона об ОСАГО .
5) Договор обязательного страхования относится к группе договоров в пользу третьего лица (ст. 430 ГК РФ).
6) Данный договор относится к группе договоров присоединения (ст. 428 ГК РФ).
7) Договор обязательного страхования относится к группе срочных договоров.
8) Договор страхования необходимо считать основным (самостоятельным) договором.
1.2 Порядок и условия осуществления обязательного страхования автогражданской ответственности
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 29.01.1996. - № 5. - Ст. 410.
2. Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Собрание законодательства РФ. - 06.05.2002. - № 18. - Ст. 1720.
3. Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» // Российская газета. - 02.08.2010. - № 169.
4. Федеральный закон от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 27. - Ст. 3881.
5. Федеральный закон от 30.12.2012 № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ - 31.12.2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7627.
6. Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. - 14.01.1993. - № 2. - Ст. 56.
Научная и учебная литература
7. Бабкин А.И. Отдельные вопросы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Законодательство и судебная практика // Российский судья. 2019. № 6. С. 3 - 10.
8. Белых В.С., Кривошеев И.В. Страховое право. - М.: Норма. 2011. - С. 152-154.
9. Бланд Дэвид. Страхование: принципы и практика. - М.: Финансы и статистика, 2018. - С. 93.
10. Рассолова Т.М. Страховое право. Москва: Закон и право, 2013. С. 142.
11. Сокол П.В. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. – М.: Деловой двор, 2019.
12. Станкевич Г.В. Проблемы правоприменительной практики при реализации регрессных требований // Власть Закона. 2018. № 2. С. 41 - 50.
13. Шихов А.К. Страховое право. Учеб. пособие. - М., 2013. - С. 111-115.
Судебная практика
14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. № 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2018. № 4.
15. Определение Конституционного Суда РФ от 06.07.2010 № 1082-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Страховая компания «УРАЛРОС» на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 2 статьи 20, пунктов 2 и 3 статьи 27 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 28.02.2020.
16. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. - № 9. – 1996.
17. Спор о взыскании страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (по риску «ОСАГО») (на основании судебной практики Московского городского суда) // Помощник адвоката: электрон. журн. 2020.
18. Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2019) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2020. № 2.
19. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. № 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2018. № 4.
20. Определение Конституционного Суда РФ от 06.07.2010 № 1082-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Страховая компания «УРАЛРОС» на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 2 статьи 20, пунктов 2 и 3 статьи 27 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 28.02.2020.
21. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. - № 9. – 1996.
22. Спор о взыскании страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (по риску «ОСАГО») (на основании судебной практики Московского городского суда) // Помощник адвоката: электрон. журн. 2020.
23. Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2019) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2020. № 2.