Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в воспитании и во всей системе формирования всесторонне и гармонически развитого человека. Постоянное общение с музыкой пробуждает в человеке острую наблюдательность к голосам и созвучием природы, прививает умение и потребность ассоциировать различные явления окружающего мира.
Музыкальные игры, пение и движения под музыку занимают особое место в развитии и воспитании детей раннего возраста. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. А именно на положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают разнообразный материал, познают окружающий мир, развиваются физически, умственно, незаметно учатся говорить правильно.
Музыкальная педагогика рассматривает период раннего возраста, как наиболее благоприятный сенситивный период в развитии музыкальности детей, в развитии понимания музыки, когда закладываются первоначальные основы, способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам музыкальной деятельности. Именно в раннем возрасте созданы все благоприятные условия для «закладки прочного фундамента» дальнейшего успешного музыкального развития ребенка.
Степень научной разработанности проблемы. Видные педагоги, музыканты, психологи и музыковеды - О. А. Апраксина, Н. А. Ветлугина, Д. Б. Кабалевский, Б. М. Теплов, и другие неоднократно указывали на то, что усвоение знаний, формирование практических умений и навыков в области музыки должно быть направлено, прежде всего, на развитие интереса к ней.
Педагоги-музыканты В. Н. Шацкая и Д. Б. Кабалевский считали развитие интереса первоосновой музыкального воспитания. Интерес к музыке является ядром педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. Он создал программу, в которой принципы, методы и приемы работы с детьми направлены на то, чтобы увлечь, заинтересовать музыкой, раскрыть ее возможности духовного обогащения человека.
Объект исследования: система музыкального развития детей раннего возраста.
Предмет исследования: процесс развития интереса к музыке у детей раннего возраста.
Цель курсовой работы – рассмотреть музыкальное развитие детей раннего возраста.
Задачи:
- определить значение музыкальной деятельности в воспитании и развитии детей раннего возраста.
- исследовать методики раннего музыкального развития детей.
- проанализировать процесс развития интереса к музыке у детей раннего возраста.
-дать характеристику организации педагогической работы по развитию интереса к музыке у детей третьего года жизни.
- рассмотреть результаты контрольного эксперимента.
Методы исследования:
-анализ музыкальной, психолого-педагогической литературы;
- проведение эксперимента;
-количественный и качественный анализ полученных данных;
-методы статистической обработки.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Особенности музыкального воспитания детей раннего возраста
1.1 Значение музыкальной деятельности в воспитании и развитии детей раннего возраста
Ранний возраст – это время, когда клетки головного мозга наиболее активны и когда окружающий мир закладывает хороший фундамент для развития личности ребенка. Для детей раннего возраста особенно привлекательной является музыка и различная музыкальная деятельность, где эмоциональная и чувственная сфера является главной составляющей. Педагоги и психологи утверждают, что художественная и музыкальная деятельность необходима для раннего творческого развития ребенка.
И.М. Сучкова подчеркивает, что ранее музыкальное развитие детей в возрасте от 1,5 лет до 3 лет в большей степени определяется спецификой общего психического развития в этом возрасте. На этом этапе важно пробудить чувства, так как ребенок познает и воспринимает окружающий его мир органами чувств, а не разумом. От развития сферы чувств зависит общее психическое развитие ребенка. А дальнейшее музыкальное и интеллектуальное развитие ребенка во многом зависит от того на сколько будет активен процесс накопления эмоциональных и ярких впечатлений, переживаний и настроений [25, c 79].
Музыка является миром радости для ребенка. Музыка, музыкальное творчество не выполнит свои воспитательные функции, если не развивать у ребенка слух и эмоциональную отзывчивость.
По мнению О.П. Радыновой, многие родители считают, что детям достаточно для полноценного развития занятий, которые проводятся с ними в дошкольном учреждении, но, если это учреждение, не специализирующее на данном развивающем направлении, детские знания обо всем слишком поверхностны [21, c 24]. Конечно, все зависит от педагогов, воспитателей, программ, использующихся в учреждении, но родители тоже не должны быть пассивны. Это касается и музыкального развития. Многие программы музыкального развития в дошкольных учреждениях несовершенны, их подача зависит от музыкальных руководителей, репертуар бывает зачастую ограниченным и редко включает в себя классическую музыку, что очень важно в эстетическом воспитании ребенка.
Л.Н. Комиссарова констатирует, что раннее музыкальное воспитание для ребенка необходимо. И если раньше таковым считался возраст 5-6 лет, то сегодня психологи и педагоги рекомендуют начинать прививать ребенку любовь к музыке еще на этапе внутриутробного развития. И ошибочно думать, что раннее музыкальное развитие – это изнурительные занятия музыкой. Скорее, это игра, которая постепенно прививает хороший музыкальный вкус, любовь к прекрасному, развивает духовность ребенка. Ведь главная цель развития – изменение и совершенствование уже имеющихся способностей, умений [12, c 102].
Чтобы добиться прогресса в музыкальном развитии ребенка, нужно способствовать этому различными способами: создать оптимальную атмосферу дома, заинтересовывать ребенка классической музыкой и современными произведениями для детей, познакомить малыша с музыкальными инструментами и учить игре на них.
Плюсы раннего музыкального развития:
-развитие врожденных задатков ребенка, которые впоследствии, возможно, станут его основной деятельностью;
-активное развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, логики и т.д.;
-формирование личностных качеств ребенка;
-освоение координации движений;
-формирование способности к обучению;
-развитие четкой, осмысленной, красивой речи с правильной интонацией;
-развитие эстетических и духовных чувств, творческих способностей.
Может ли музыка оказать негативное влияние на ребенка? В некоторых случаях – да [13]:
-Если выбран неправильный репертуар для обучения ребенка (например, вместо классики – застольные композиции).
-Если педагог неправильно составил программу обучения (например, требования учителя не соответствуют возрасту ребенка).
-Если педагог оказывает давление на ребенка в процессе обучения.
-Если не учитываются индивидуальные особенности ребенка.
Любое неправильное действие взрослого может убить желание ребенка заниматься музыкой. Если же уроки поставлены правильно, раннее музыкальное развитие оказывает исключительно положительное влияние на детей.
Большинство педагогов во все времена говорили об эффективности индивидуальных занятий, что крайне редко происходит в дошкольных учреждениях [17].
Кроме этого, дети раннего возраста часто болеют, что иногда выбивает из графика посещений занятий. Поэтому, родителям важно знать особенности проведения музыкального занятия дома, чтобы помочь развивать в ребенке его возможности, таланты, данные ему природой.
Е.Н. Арсенина, считает, что в раннем возрасте дети с большим удовольствием в игровой форме подражают поведению и повадкам животных и птиц, а для расширения и разнообразия сюжетной линии игры следует использовать музыку, музыкальное сопровождение [2, c 30]. Музыкально-двигательный показ является одной из обязательных составляющих в игровой деятельности детей раннего возраста, а вслушиваясь в музыкальное сопровождение и при поддержке взрослого способны передать особенности характера и настроения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе / О.А. Апраксина. - М.: Просвещение, 2016. - 224 c.
2. Арсенина, Е. Н. Музыкальные занятия. Средняя группа / Е.Н. Арсенина. - М.: Учитель, ИП Гринин Л. Е., 2017. - 336 c.
3. Веракса,Н. Е. Зарубежные психологи о развитии ребенка - дошкольника: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 144 с.
4. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 2014.
5. Давыдова, М. А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы / Давыдова М. А- М.: ВАКО, 2016. — 240 с.
6. Дубровская, Е. А. Ступеньки музыкального развития / Е.А. Дубровская. - М.: Просвещение, 2018. - 176 c.
7. Задачи музыкального воспитания в детском саду [Электронный ресурс] URL: http://mdou201.ucoz.ru/publ/muzykalnoe_vospitanie_v_detskom_sadu (Дата обращения: 20.02.2020).
8. Значение музыкальной деятельности в воспитании и развитии детей раннего возраста [Электронный ресурс] URL: https://32.tvoysadik.ru/site/pub?id=81 (Дата обращения: 21.02.2020).
9. Кабалевский, Д.Б. Как рассказать детям о музыке? / Д.Б. Кабалевский – М., 2015.
10. Кирнарская, Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности / Кирнарская Д. К — М.: Таланты-ХХ1 век, 2014. - 496 с.
11. Комарова, Т. С. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. «Красота. Радость. Творчество» / Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2019.-128 с.
12. Комиссарова, Л. Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников / Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина. - М.: Просвещение, 2016. - 144 c.
13. Консультация «Музыкальное развитие и воспитание детей раннего возраста» [Электронный ресурс] URL: https://www.maam.ru/detskijsad/muzykalnoe-razvitie-i-vospitanie-detei-ranego-vozrasta.html (Дата обращения: 27.02.2020).
14. Лазарев, М. Л. Здравствуй! Книга песен. В 4 частях. Часть 4 / М.Л. Лазарев. - М.: Мнемозина, 2017. - 112 c.
15. Мерзлякова, С. И. Учим петь детей 4-5 лет. Песни и упражнения для развития голоса / С.И. Мерзлякова. - М.: Сфера, 2015. - 107 c.
16. Методики раннего музыкального развития [Электронный ресурс] URL: http://igromama.com/pedagog/razvitie/metodiki-rannego-muzykalnogo.html (Дата обращения: 27.02.2020).
17. Музыка для детей раннего возраста [Электронный ресурс] URL: https://centrideia.ru/metodicheskaya-kopilka/ (Дата обращения: 25.02.2020).
18. Музыкальное развитие детей с рождения и до 6 лет [Электронный ресурс] URL: https://vdecrete.ru/razvitie/doshkolnoe-razvitie-rebenka/muzykalnoe-razvitie-detej-s-rozhdeniya-i-do-6-let (Дата обращения: 26.02.2020).
19. Музыкальное развитие ребенка [Электронный ресурс] URL: https://www.babyblog.ru/cr/sovety/cr10/pmuzykalnoe-razvitie-rebenkap (Дата обращения: 23.02.2020).
20. Радынова, О. П. Музыкальные шедевры. Музыка о животных и птицах. Конспекты занятий с нотным приложением / О.П. Радынова. - М.: Сфера, 2014. - 128 c.
21. Радынова, О.П. Дошкольный возраст: задачи музыкального воспитания/ О.П. Радынова / / Дошкольное воспитание.-2014-№ 2 С. 24 -30.
22. Раннее музыкальное развитие детей [Электронный ресурс] URL: https://jliza.ru/rannee-muzyikalnoe-razvitie.html (Дата обращения: 26.02.2020).
23. Раннее музыкальное развитие: Классическая музыка для детей [Электронный ресурс] URL: https://zen.yandex.ru/media/daddys_world/rannee-muzykalnoe-razvitie-klassicheskaia-muzyka (Дата обращения: 22.02.2020).
24. Сугоняева, Е. Э. Музыкальные занятия с малышами. Методиче-ское пособие для преподавателей ДМШ / Сугоняева Е. Э. - Ростов на Дону: Феникс, 2016. - 173 с.
25. Сучкова, И. М. Музыкальное развитие детей. 2-7 лет. Развернутое перспективное планирование по программе "Детство" / И.М. Сучкова, Г.В. Головнева, Е.А. Лысова. - М.: Учитель, 2016. - 564 c.
26. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов – М., Наука, 2013-379 с.
27. У всех ли детей есть музыкальный слух? [Электронный ресурс] URL: https://bestbabyclub.ru/music/ (Дата обращения: 25.02.2020).
28. Фирилёва, Ж. Е. Танцы и игры под музыку для детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие / Ж.Е. Фирилёва, А.И. Рябчиков, О.В. Загрядская. - М.: Лань, Планета музыки, 2016. - 160 c.
29. Фролова, Ю. Веселая музыкалочка / Ю. Фролова. - М.: Феникс, 2017. - 856 c.
30. Ходаковская, З. В. Музыкальные праздники и занятия для детей 3-4 лет / З.В. Ходаковская. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 154 c.
31. Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе, М., Наука, 2017.-184с.