Фрагмент для ознакомления
2
В современном обществе вопрос сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. В различных странах существуют разные термины: "отказные дети", "казенные младенцы", "рожденные, чтобы быть покинутыми", вечные новорожденные" и др. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост числа брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы [4, С.18].
Для XX века распространению сиротства в России способствовали особые условия и процессы, происходящие в обществе: революция 1917 года, Первая мировая война, Гражданская, Великая Отечественная), последствия перестройки конца 80-х - начала 90-х годов. В XXI веке происходит рост детей-сирот, что создаёт много вопросов у исследователей, так как таких глобальных проблем, как в 20ом веке на сегодняшний день не существует [9, С.56].
Основной причиной увеличения числа детей-сирот специалисты называют условия продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни страны. В числе существенных факторов, оказывающих влияние на рост детей-сирот, следует выделить кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу, рост социальной дезорганизации семей, материальных и жилищных трудностей родителей, безработицы родителей, не здоровых отношений между ними, слабости нравственных устоев[12, С.34].
Среди, так называемых, непосредственных причин увеличения сиротства социологи и психологи выделяют:
- смерть одного или обоих родителей
- добровольный отказ матери от своего несовершеннолетнего ребенка в роддоме.
- принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. (в случае если родители страдают алкогольной или наркотической зависимостью, являются недееспособными) Сюда же относятся дети, потерянные в силу каких-либо природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции [16, С.19].
Перечисленные выше причины социального сиротства отражают только последствия, конечный итог в сложном пути деградации семейной системы и человеческой личности, а как следствие этого процесса – невозможность растить своих детей, снижение родительской ответственности и даже злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка. Все это подчеркивает актуальность и большую социальную значимость проблемы сиротства в обществе. Можно сделать вывод, что происходящее на сегодняшний день в обществе резкое изменение ценностных ориентаций, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм оказывает сильное негативное влияние на процесс социализации детей и подростков, на гармоничное развитие личности детей.
2 Социально-психологические особенности детей-сирот
В настоящее время специалистам приходится констатировать существующий факт, что по всему психическому развитию дети, которые остались без родителей и воспитываются в государственных учреждениях, отличаются от ровесников, растущих в семье. Помимо замедленного темпа и сам процесс развития, и здоровье детей-сирот имеют качественные негативные особенностей, которые отличаются на всех ступенях детства - от младенчества до подросткового возраста и дальше. На каждом возрастном этапе такие особенности проявляются по-разному, но в любом случае они оставляют серьёзные последствия для формирования личности подрастающего человека.
Каждый период жизни человека связан с определённым видом деятельности, которое соответствует его психологическому развитию. Такие виды деятельности были названы А.Н.Леонтьевым ведущими [1, С.15]. Они обозначали виды деятельности, с которой связано важнейшие психические новообразования. Например, во младенческом возрасте – это эмоциональное общение с взрослым. В раннем- предметно-эрудированная деятельность. Для дошкольного возраста характерна игра. В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является учебная. На этапе подросткового взросления – формирование взаимоотношений со сверстниками и с обществом в целом. Для юношеского возраста характерно профессиональное обучение или трудовая деятельность [13, С.22].
Каждая ведущая деятельность соответствует определённой форме воспитания и обучения. У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, все виды деятельности происходят с искажением. Воспитанники государственных учреждений после того, как они выходят в самостоятельную жизнь, оказываются к ней не готовы и испытывают огромное количество трудностей. Дети оказываются в условиях недостаточности или специфичности социальных контактов, которые не соответствуют возрасту их индивидуальной особенности. Дети, живущие в приютах, часто отличаются от своих сверстников замкнутостью, недоверием к окружающему миру. Вся тяжесть последствий трудностей жизни без родителей зависит от возраста, в котором ребёнок лишился полноценных и устойчивых социальных отношений, а также от продолжительности и глубины нарушения контактов [2, С.35]. Психологи отмечают, что со временем тяжёлые последствия социальной депривации у детей могут быть преодолены частично и у детей степень доверия к окружающим будет расти от проявленной к ним заботе и любви [8, С. 97].
Исследования, проведённые специалистами, показывают, что дети, которые были лишены материнской заботы с малых лет, обладают негативными последствиями этого, сказывающихся на их социальном, психическом и физическом здоровье. Большинству таких брошенных детей не хватает личного внимания и эмоционального стимулирования, которое необходимо для гармоничного развития. Отмечая у таких детей тяжёлые повреждения личности, самосознания и интеллектуального развития, специалисты пришли к выводу, что эмоциональная депривация делает особенно актуальным сам "момент отторжения» [14, С.88]. Последствия этого травмирующего комплекса остаются на всю жизнь у ребёнка. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению.
Согласно проведённым исследованиям сравнение особенностей адаптационных реакций детей, поступающих в детские дошкольные учреждения и дошкольные детские дома показывает, что неблагоприятное течение адаптации в детских домах имеют 55% детей, а в детских садах - 3,4%. Неблагоприятное течение адаптации проявляется в выраженных изменениях психоэмоциональной сферы, вегетативной регуляции, в формировании глубоких нервно - психологических расстройств, нарастании отрицательных эмоций, сложении функциональных возможностей и перенапряжении регуляторных механизмов [17, С.90].
Среди основных особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, называют:
-трудность с установлением прочных социальных связей
-отсутствие чувства защищённости и безопасности, которое связано с привязанностью к матери (способность к любви и привязанности является основной характеристикой нормального развития, которую называют в качестве критерия психического здоровья все крупные ученые и психотерапевты, начиная с З. Фрейда)
-проблемы с эмоциональным развитием ребёнка, отсутствие формирования естественного стремления ребенка к близости и любви
-наличие ярко выраженной тревожности, боязливости, низкой самооценки
-наличие отклонения в развитии ведущей деятельности ребёнка на определённом возрастном этапе и общения
-отсутствие у детей-сирот чёткого положительного самоощущения, переживания своей субъектности, личностной значимости для окружающих людей (это происходит вследствие дефицита эмоционального, ситуативно-личностного общения в первый год жизни и отсутствие нежного отношения в детском доме, персонально выражаемого каждому ребёнку)
-более поздний срок возникновения и темп развития речи, что объясняется дефицитом общения со взрослыми, и в первую очередь недостатком эмоциональных контактов с ними [2, С. 205].
Практически все исследователи отмечают у воспитанников детских домов наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности в эмоционально-волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности ("силы личности"), неадекватной самооценке, неуверенности в себе, неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству [3, С.109].
Перечисленные выше находят своё проявление в повышенной тревожности ребёнка, эмоциональной напряженности, быстром психическом утомлении, эмоциональном стрессе, повышенной чувствительности к различного рода препятствиям, неготовности преодолевать трудности,
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Арнольдов А.И. Концепция социальной работы. М.,2010. 123-147 с
2.Базарова Т.С. Социально-педагогические основы профориентационной работы с воспитанниками детского дома // Вестник Бурятского государственного университета. 2016. № 1. С. 165-171.
3.Бочарова, В.Г. Социальный педагог: должность, профессия, призвание. М., 2012.420 с
4. Василькова Т.А., Василькова Ю.В. Социальная педагогика: учебное пособие. М.: «Академия», 2013. 440с
5.Галасюк, И.Н. Психология социальной работы / И.Н.Галасюк, О.В.Краснова, Т.В.Шинина. М., 2013. -304 с.
6.Дутова О. В. Проектно-компетентностная методика социальной адаптации детей-сирот средствами социально-культурной деятельности : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : специальность 13.00.05 <Теория, методика и организация социально-культурной деятельности> / Дутова Оксана Владимировна; [С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов]. - Санкт-Петербург,2014. -24 с. https://www.gup.ru/upload/iblock/343/dutova_main.pdf
7. Жданова С.Н. Информационная культура социального педагога: учебное пособие/ М. А. Валеева, Ю. П. Яблонских, С. Н. Жданова –.Оренбург: ОренПечать, 2013, 193с
8. Загвязинский, В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования / В.И.Загвязинский. М., 2012.208с
9. Маслоу А.Х. Мотивация и личность / А.Х. Маслоу. 3-е изд. СПб.: Питер,2016. 400 с.
10. Ньюфелд Г. Ключи к благополучию детей и подростков: почему дети должны расти в семьях, которые, в свою очередь, должны получать поддержку общества и государства. Выступление в Европарламенте, Брюссель 2012 г. /Г. Ньюфелд. М.: Ресурс, 2015. 32 с.
11. Организация деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ: методические рекомендации /под общ. ред. Е.Н. Кутеповой, М.М. Семаго. М.: МГППУ, 2017. 108 с.
12.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический комплект психолога: методическое руководство / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. 5-е изд., доп. и перераб. М.: Изд-во АПКиПРО РФ, 2016. 140 с.
13.Социально-педагогические технологии работы с детьми / Авт.-сост. С.А. Миронов. - М., 2014. - 289 с.
14.Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми / Авт.-сост. М.А. Павлова. ˗ Волгоград: Учитель, 2014. 232 с.
15.Уласень Т.В., Бобров А.Е. Детская депривация и формирование аномалий психического развития: состояние проблемы / Т.В. Уласень, А.Е. Бобров // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. 2016. Т. 15. № 4. С. 150−164.
16.Успешное замещающее родительство: книга для приемных родителей / Авторы-составители: Е.В. Трофимова, О.Н. Хахлова. Уфа, 2015. 200 с.
17. Шведовская А.А., Загвоздкина Т.Ю. Социально-экономический статус семьи и психическое развитие ребенка: зарубежный опыт исследования /А.А. Шведовская, Т.Ю. Загвоздкина // Психологическая наука и образование. 2013. № 1. С. 65−76.