Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Ориентация на активное обучение является одной из значимых компонентов стратегии перестройки профессионального образования в колледжах. Использование активных учебных методов в обучении студентов технических колледжей позволит решить следующие задачи: активизировать учебно-познавательную деятельность студентов разного уровня подготовки, повысить качество контроля освоения студентами содержания обучения и эффективность управления процессом обучения. Они позволяют студентам почувствовать ответственность за результаты своей учебно-познавательной деятельности, а так же способствуют ее развитию в ведущей деятельности. Благодаря использованию активных методов обучения студенты получают дополнительный опыт в решении важных задач и вопросов, в том числе профессиональных.
Актуальность исследования состоит в том, что применение активных методов обучения в подготовке студентов технических колледжей способствуют развитию ответственной, самостоятельной личности, обладающей профессиональными навыками, умениями и знаниями.
Объект исследования – активные методы обучения.
Предмет исследования - использование активных методов обучения на занятиях по дисциплине профессионального цикла.
Целью работы является применение активных методов обучения на занятиях по дисциплине профессионального цикла.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть сущность классификацию, характеристику активных методов обучения;
- разработать конспекты занятий с Использованием активных методов обучения на занятиях по дисциплине профессионального цикла.
Методологическая и теоретическая основы проводимого исследования.
Методологической базой проводимого исследования стали общенаучные методы исследования, предполагающие изучение активных методов обучения и опыт их применения в процессе профессиональной подготовки студентов: теоретические –анализ и синтез, индукция и дедукция, изучение и обобщение, логические метод; эмпирические – наблюдение, анкетирование, статистическая обработка полученных данных.
В качестве теоретических основы исследования выступили:
–работы, посвященные психолого-педагогическим основам изучения активных методов обучения.
–исследования проблемы применения активных методов обучения российских (О.В. Попов, Е.Н. Погребная, Г.А.Тычинина, Ж.В. Михайличенко, И.В. Шумова) и зарубежных (М.А.Антони, В.А. Штроо, А.Н. Иоффе).
ГЛАВА 1. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1. Сущность и функции активных методов обучения
Теоретические и практические основы разработки активных методов были заложены в трудах известных зарубежных и русских педагогов, таких как, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д Ушинский и другие.
История педагогики рассматривается как некая борьба взглядов на саму позицию ученика в образовательном процессе. Существует две позиции: приверженцы одной настаивали на том, что ученик должен быть пассивным субъектом, на него воздействует педагог, только преподаватель проявляет свою активность; согласно второй позиции учащиеся имеют равные права в процессе обучения как и педагог, они работают под началом преподавателя, достаточно активно при этом усваивают опыт теоретических знаний.
Идею активности в своей работе использовали такие отечественные психологи, как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и другие.
По мнению ряда педагогов-исследователей (П.Д. Рабинович, Н.В. Сальников и А.С. Тарасов), активное обучение является способом организации учебного процесса.
В ходе него студенты получают необходимые знания, практические навыки и умения. Методы, которые при этом используются, а также средства и формы достаточно хорошо стимулируют процесс обучения. При этом учитываются индивидуальные способности учащегося, подбираются необходимые мотивирующие факторы [14].
При такой форме организации учебного процесса преподавателю необходимо грамотно направлять познавательную деятельность учащегося, сориентировать его в информационном пространстве и вовремя предоставить необходимую методическую помощь. Осуществление активного обучения сложнее для преподавателей и методистов, чем традиционный учебный процесс, так как преподаватель должен не только сформировать учебную задачу, провести ее моделирование и наметить возможные пути решения, но и преподнести условия учащимся так, чтобы пробудить интерес к исследованию и создать ситуацию успешности [15].
Ю.Н. Емельянов использует активные методы обучения для характеристики особой группы методов, используемых в системе социально-психологического обучения и построенных на использовании ряда социально-психологических эффектов и феноменов (эффекта группы, эффекта присутствия и ряда других).
Стоит понимать, что активным является обучение, а не методы. Вместе с тем активными являются не методы, активным является именно обучение. Оно перестает носить репродуктивный характер и превращается в произвольную внутренне детерминированную деятельность учащихся по наработке и преобразованию собственного опыта и компетентности.
А. Вербицкий [5] интерпретирует сущность этого понятия следующим образом: активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении.
Таким образом, можно обобщить данные точки зрения и сказать, что активные методы обучения характеризуются высокой степенью включенности обучающихся в учебный процесс, активизируют познавательную и творческую деятельность учащихся при решении поставленных задач.
Отличительными особенностями активных методов обучения далее (АМО) от обычных (объяснительного) являются:
–активизация мыслительной деятельности обучающихся путем создания специальных условий, способствующих этому, независимо от его желания;
–устойчивость и непрерывность активной мыслительной деятельности участников обучения путем увеличения периода единовременного активного
включения или же спонтанной, но очень глубокой работы мысли, позволяющей сохранять ее в течение некоторого перерыва между активной работой;
–формирование навыков самостоятельной, творческой выработки управленческих решений в условиях игрового имитационного моделирования, повышенной мотивации и эмоциональности обучающихся;
– интерактивный характер коммутационной деятельности обучающихся и преподавателей, развивающие обе стороны с рефлексивных позиций.
Отмеченные особенности активных методов обучения свидетельствуют о том, что их освоение потребует от преподавателей и студентов гораздо более высокого уровня профессиональной подготовки, чем этого требует объяснительное обучение. Тем не менее, использование активных методов обучения позволит значительно повысить уровень образования не только студентов, но и преподавателей. Они повысят свой интеллектуальный потенциал.
Используя активные методы, педагоги организовывают учебные занятия путем создания проблемных ситуаций. При этом активируется самостоятельная деятельность студентов, нацеленная на их разрешение [17]
Учащиеся самостоятельно овладевают профессиональными знаниями, умениями, проявляют инициативу, развивают также свои творческие способности. В особой педагогической среде, созданной с помощью современных педагогических технологий, в которых реализуются активные методы обучения.
Они выполняют следующие функции [17]:
–достижение педагогических целей;
–элемента содержания учебного процесса и образования в целом;
–саморазвития и становления учебной деятельности;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антони, М.А. Интерактивные методы обучения как потенциал личностного развития студентов / М.А. Антони // Психология обучения. – 2010. – № 12. – С. 52.
2. Бахтина, И. Активные методы обучения [Текст] / И. Бахтина // Сестринское дело. – 2008. – № 4. – С. 20-21.
3. Бершадский, М. Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. – М.: Педагогический поиск, 2003. – 256 с.
4. Быков, А.К. Методы активного социально-психологического обучения: Учебное пособие / А.К. Быков. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 c.
5. Вербицкий А. А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. - М.: Логос, 2009.
6. Герасимова, Н. И. Деловая игра как интерактивный метод обучения речевой деятельности / Н.И. Герасимова // Среднее профессиональное образование. – 2011. – № 1. – С. 24-25.
7. Головашова, Н.Г. Современное состояние, проблемы и перспективы развития системы начального и среднего профессионального образования / .Г.
8. Головашова // Материалы IV Всероссийской заочной научно-практической конференции. – 2013. – С. 18-19.
9. Дёмина, А.В. Электронный бизнес: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.05 «Бизнес-информатика», и магистров направления 38.04.05 «Бизнес- информатика»/ А.В. Демина. – Саратов: Саратовский социально-экономи-ческий институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2015. – 176 с.
10. Дробахина, А.Н. Активные методы обучения: опыт применения в процессе профессиональной подготовки студентов / А.Н. Дробахина // Педагогика и психология: методика и проблемы практического применения. – № 38. – 2014. – С.4.
11. Ефимова, Е.А. Интерактивное обучение как средство подготовки профессионально мобильного специалиста / Е.А. Ефимова // Среднее профессиональное образование. – 2011. – № 10. – С. 23-24.
12. Зарукина, Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик. – СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.
13. Кагосян, А.С. Современное состояние и перспективы развития среднего профессионального образования / А.С. Кагосян // Гуманизация образования. – 2013. - №2. – С.4-5.
14. Какое среднее профессиональное образование нужно России в XXI веке? / Под общей редакцией д.п.н., к.э.н. В.М. Демина. – Москва, 2003. – 288 с.
15. Козырев, Ю.В. Модель проведения уроков на основе технологии решения проектных задач / Ю.В. Козырев // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. – 2011. – № 6. – С. 60-61.
16. Кругликов, Г.И. Методическая работа мастера производственного обучения: учеб. пособие для студ. сред.проф. образования / Г.И. Кругликов. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 146 с.
17. Лазарева, И.А. Возможности повышения качества учебного процесса при использовании методов активного обучения / И.А. Лазарева // Инновации в образовании. – 2004. – № 3. – С.52.
18. Смолкин, А.М. Методы активного обучения / А.М. Смолкин. – Москва: Высшая школа, 1991. — 176 с