Фрагмент для ознакомления
2
являются органы местного самоуправления и муниципальные служащие, участвующие в формировании и реализации управляющих воздействий на системы. В теории государственного управления образованием деятельность органов местного самоуправления, осуществляющих управление муниципальными системами образования, принимают за иерархический уровень государственного управления.
В государственном управлении, в том числе в управлении системой (системами) образования, применимы следующие подходы:
• правовой подход, предполагающий следование принципу вер-ховенства права в деятельности органов государственной власти и го-сударственных служащих, обеспечение строгого соблюдения государ-ственных нормативных правовых актов, относящихся к системе образования, защиты прав граждан в системе образования;
• политический подход, ставящий основной задачей государственного управления максимально лучшее воплощение воли народа (избирателей); применительно к системе образования - это следование концепциям реформирования и развития системы образования, выдвинутым в предвыборных программах политических партий и политических лидеров, получивших поддержку большинства избирателей;
• менеджеристский (управленческий) подход направляет объект управления на эффективность, экономичность и результативность деятельности; в системе образования в основном применяется в управлении образовательными организациями.
В практике государственного управления системой (системами) образования применяются комбинации и чередование подходов.
Функции государственного управления - это управляющее воздействие государства, характеризующееся конкретным содержанием и порядком реализации органами государственной власти. По объекту воздействия, по объему (масштабу), по средствам и по характеру воздействия на объект управления их можно разделять на социально-организационные и внутриорганизационные. Социально-организационные функции государственного управления направлены на все многообразие общественных процессов, происходящих во внутригосударственной жизни. В них заключен основной смысл управленческой деятельности государства, реализуется его предназначение по выполнению своих обязанностей перед обществом. По содержанию и глубине воздействия на систему общественных отношений функции государственного управления делятся на общие и специфические. Общие функции государственного управления отражают сущностные моменты и присутствуют практически в любом управленческом взаимодействии его субъектов и объектов. В теории государственного управления в числе таких наиболее значимых функций выделяются следующие: целеполагание, организация, планирование, прогнозирование, мотивация, регулирование, контроль. Можно показать, через какие управляющие воздействия органов государственной власти реализуются эти функции в управлении системой (системами) образования. К специфическим функциям государственного управления системой (системами) образования относятся: лицензирование образовательной деятельности, государственная аккредитация образовательной деятельности, мониторинг.
Методы государственного управления - способы и приемы управленческого воздействия органов государственной власти в процессе реализации функций и достижения целей государственного управления. В управлении системой (системами) образования применяются методы правового регулирования, административные методы, методы государственного контроля, экономические методы, методы подбора и расстановки управленческих кадров. Можно показать, через какие конкретные способы и приемы управленческих воздействий органов государственной власти реализуются эти методы в управлении системой (системами) образования.
Виды государственного управления, классифицируемые по ие-рархической структуре органов власти: федеральное, региональное, местное.
Виды, классифицируемые по объекту управленческого воздействия:
• функциональное (отраслевое и межотраслевое) управление, предполагающее наличие вертикальной соподчиненности от федеральных органов государственной власти до предприятий отрасли (образовательной организации);
• территориальное управление, направленное на оптимизацию структуры и развитие социально-экономического комплекса региона (в том числе образовательных систем).
Виды, классифицируемые по признакам целей государственного управления, задач и временных рамок:
• стратегическое управление, предполагающее долгосрочную ориентацию развития общества по отдельным направлениям, сферам, объектам и территориям, определяющее цели развития общества экономики и социальной сферы;
• тактическое управление, заключающееся в конкретных действиях по реализации намеченных целей;
• оперативное управление - деятельность органов государственной власти по решению текущих или возникающих в результате нежелательных отклонений задач.
2.2.2. Функции и полномочия органов государственной власти, осуществляющих управление системой (системами) образования
Президент Российской Федерации, глава государства, издает указы, распоряжения и поручения в сфере образования. В последние годы таковыми явились: Приоритетный национальный проект «Образование», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Федеральное собрание, законодательный орган государственной власти Российской Федерации, принимает федеральные законы, включающие нормы и положения, устанавливаемые в системе образования (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и др.).
Законодательно определено, что государственное управление системой (системами) образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах и городских округах управление системами образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление системой образования, являются:
• федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (Министерство образования и науки Российской Федерации);
• федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования (Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки);
• федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении образовательные организации.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, осуществляет координацию деятельности в сфере образования федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных субъектов системы образования.
Функции государственного управления системой образования, выделенные в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»:
• формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (в теории государственного управления - это функция организации);
• осуществление стратегического планирования развития системы образования (функции целеполагания и планирования);
• принятие и реализация государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования (функции целеполагания, планирования и организации);
• проведение мониторинга в системе образования (специфическая функция);
• государственная регламентация образовательной деятельности (специфические функции, функции контроля и регулирования);
• подготовка и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций (функция мотивации).
Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих управление системами образования, установлены Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». К полномочиям федеральных органов государственной власти отнесены:
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» / Серия: «Актуальное законодательство». М.: Эксмо, 2016. 224 с.
2. Государственная программа «Развитие образования» на 20132020 годы. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 // Собрание законодательства Российской Федерации. М., 2014. № 17. Ст. 2058.
3. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». URL: СПС Консультант Плюс.
4. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: СПС Консультант Плюс.
5. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О концессионных соглашениях». URL: СПС Консультант Плюс.
Литература
6. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: учебник. М.: Омега-Л. 2014. 525 с.
7. Борщевский Г. А. Государственно-частное партнерство: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2015. 344 с.
8. Глазунова Н.В. Государственное (административное) управление / Н.В. Глазунова. - М.: Наука, 2012. - 312 с.
9. Денисов В.А. Государственная образовательная политика: современное состояние и перспектив / В.А. Денисов // Журнал «Власть». - 2012. - № 8. - 76 с.
10. Жуков В.И. Российское образование: проблемы и перспективы развития / В.И. Жуков. - М., 2011. - 475 с.
11. Козбаненко В.А. Государственное управление: основы теории и орга-низации / В.А. Козбаненко. - М.: Наука, 2011 г. - 167 с.
12. Краснова В. А. Регулирование инвестиционной деятельности в Санкт- Петербурге // Вопросы экономики и управления. 2015. № 1. С. 73-77.
13. Лукасевич И. Я. Инвестиции: учебник. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011.
14. Осейчук В. И. Теория государственного управления: учеб. м практикум для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2016. - 342 с. - (Бакалавр и магистр. Академический курс). URL: https://www.bib- lio-online.ru/book/E3A7300D-0043-4705-86C7-05D0 966776F9. Дата обращения: 12.03.2020
15. О Федеральной целевой программе развития образования на 20162020 годы: Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 № 497 (ред. от 22.11.2017) // Собрание законодательства РФ. - 31.12.2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 358.
16. Тихомиров Ю. А. Публичное право: учебник. М.: БЕК. 1995. 642 с.