Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблеме темперамента посвящено большое количество научных публикаций, однако, она не перестает интересовать ученых в области психологии, что обусловлено ярко проявляющимися типологическими различиями между людьми. Психика выступает достаточно сложным интегративным феноменом, в котором происходят специфические процессы, обуславливающие индивидуально-психологические факторы поведения человека. Бесспорно, темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности, так как представляет собой врожденное свойство психики. Он определяет наличие психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду динамических характеристик.
Актуальность исследования. В настоящее время изучение темперамента происходит очень интенсивно. Но остаются открытыми вопросы о его измерении и более точном определении. Кроме того, не до конца изученной является область того, как темперамент влияет на формирование личности человека. Изучением и диагностикой темперамента психологи занимаются уже достаточно большой промежуток времени и существует большое количество концепций и подходов к его определению и диагностике.
Люди отличаются друг от друга своим поведением: по-разному выражают свои чувства, неодинаково реагируют на раздражители внешней среды, находятся в разных отношениях с окружающим миром (например, могут быть замкнутыми или, напротив, открытыми). Вопрос о том, каковы основания этих различий, которые трудно было объяснить только различиями во влияниях внешней среды, издавна интересовал философов и врачей. Так возникла "наука о темпераментах", в которой, хотя она и является одним из старейших разделов психологии, до сих пор нет ни однозначных положений, ни общепринятых решений ее проблем.
Проблема диагностики темперамента является одной из важнейших в психологии в настоящее время.
Основу исследования составили труды отечественных авторов, разработавшие методологию и методы познания психологических особенностей подростков (К.Н. Корнилов, В.А. Артемов, Г.И. Россолимо Н.А. Рыбников, А.П. Нечаев и др.) и внедрившие научно-исследовательский подход в практику обучения и воспитания (Н.А. Даниличева); научно-методические основы изучения отдельных сфер психики молодых людей (А.Л. Венгеp, К.М. Гуревич, В.Н. Дружинин, И.В. Дубpовина, З.И. Калмыкова, А.В. Карпов, И.А. Коpобейников, Т.Ф. Кумаpина, Н.А. Менчинская, Т.Д. Молодцова, А.А. Реан, Н.Ф.Талызина, Д.Б. Эльконин, и др.), обосновавшие теоретико-практические условия конструирования тестов и психодиагностических методик (А. Анастази, А.А. Бодалев, В. Гайда, Ю.М. Забродин, К. Ингенкамп, П. Клайн, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Я. Рубинштейн, А.А. Смирнов, В.В. Столин, В. Чеpны и др.).
Цель данной работы заключается в рассмотрении методов диагностики темперамента.
Предмет исследования – методы исследования темперамента.
Объект исследования – темперамент.
Методы исследования:
- изучение литературы;
- опросник Г.Ю. Айзенка;
- опросник структуры темперамента В.М. Русалова;
- методики математической обработки данных.
Новизна исследования. Полученные данные свидетельствуют о существовании положительной связи между холерическим типом темперамента и успеваемостью в учебе.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ДИАГНОСТИКЕ ТЕМПЕРАМЕНТА
1.1 История изучения темперамента
Понятие темперамента возникло еще до нашей эры на основе учений Гиппократа. Гиппократ является представителем гуморальной теории темперамента. В своем учении он говорил о том, что существует четыре типа жидкости в организме человека (красис). К ним относятся: слизь, кровь, черная желчь и желтая желчь. Каждая из представленных жидкостей имеет свои свойства. Поэтому у человека проявляются характеристики, склонности к различным заболеваниям, которые зависят от преобладания того или иного красиса. Дальнейшее изучение продолжал Аристотель, он говорил о том, что не только вид жидкости определяет тип темперамента, а то, что темперамент человека зависит от состава крови и быстроты ее свертываемости.
Опираясь на представления Гиппократа о жидкостях Галлен во 2 веке до нашей эры предложил первую классификацию темпераментов. В данную классификацию входило 13 типов темперамента. Недостатком учений Галлена являлось то, что он не давал психологического описания типов. Большое количество ученых придерживались гуморальной теории темперамента и предлагали свои различные определения и концепции.
Новым подходом к изучению темперамента можно назвать подход Вильгельма Вундта в конце 19 века.
В своей концепции он рассматривал интенсивность и протекание моторных и эмоциональных реакций человека. В. Вундт определял темперамент как склонность к аффекту.
Автор выделил два антагонистичных свойства темперамента: силу и нестабильность/стабильность эмоции. Сочетаясь между собой, они образуют типы темперамента.
Дальнейшим важнейшим исследованием можно считать учение Э. Кречмера. Он связывал между собой тип темперамента и телосложение человека. То есть, у человека, по мнению автора, в зависимости от типа телосложения возникают такие психические свойства, которые являются характерными для того или иного психического заболевания, но в менее выраженной форме, чем у больных данным заболеванием [14]. В зависимости от эмоциональных реакций он выделял циклотимический, иксотимический и шизотимический тип темперамента.
Кроме того, им были выделены четыре конституциональных типа: астенический, атлетический, пикнический и диспластический. Данная теория подверглась большой критике, так как оказалось, что большинство людей не соответствуют данной типологии. Схожая с данной теорией была теория американского психолога У. Шелдона, представленная в 1940 году. В своей работе У. Шелдон предположил, что темперамент зависит от развития одной из тканей в период эмбриогенеза.
В связи с этим он выделил три типа телосложения человека: эндоморфный (соответствует пикнику по Э. Кречмеру), мезоморфный (атлетический) и эктоморфный (астеник), а также автор выделил соответствующие им типы темперамента: висцеротонический, соматотонический и церебротонический соответственно.
Общим недостатком двух этих теорий являлось то, что Э. Кречмер и У. Шелдон не рассматривали влияние социального окружения и воспитания.
Дальнейший, наиболее яркий переход на новую ступень учений о темпераменте сделал И. П. Павлов в 1927 году. Он предложил понимать темперамент, как тип высшей нервной деятельности.
В своей теории он опирался на силу нервной системы, а также на соотношение процессов торможения и возбуждения. И. Павлов соотносил тип темперамента с типом ВНД.
Предложенная им классификация имела следующий вид:
- холерик – сильная и неуравновешенная НС;
- сангвиник – сильная подвижная уравновешенная НС;
- флегматик – сильная инертная уравновешенная НС;
- меланхолик – слабая НС.
Последователями вышеописанной теории являлись Б. М. Теплов и В.Д. Небылицын.
В их работах говорилось о том, что типы по И. П. Павлову являются сильно обобщенными и недостаточными. Ученые предложили еще два новых свойства нервной системы. К ним относились: динамичность и лабильность.
Дальнейшие, новые изучения, темперамента произвели перестройку понятий о нем. Представителями новых теорий являются Г.Ю. Айзенк, Я. Стреляу, В. М. Русалов и другие.
Анализ работ зарубежных и отечественных ученых позволяет выделить основные подходы к исследованию темперамента: гуморальный (Гиппократ), естественно-научный (И.П. Павлов), конституциональный (Э. Кречмер и У.Шелдон), в рамках которых изучались его физиологические основы и психологические проявления.
Физиологическую сущность темперамента составляют индивидуальность силы, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Психологическая сущность сводится к описанию совокупности свойств, которые характеризуют динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека. Проблема изучения темперамента находит свое отражение в работах Я. Стреляу, Г. Айзенка, В.М. Русалова, Д. Кейрси, Р.С. Немова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина и других ученых. В отечественной психологии на современном этапе можно выделить несколько направлений изучения темперамента школьников разных возрастов, при этом особое внимание исследователей привлекают младшие школьники, так как индивидуально-типологические особенности особенно ярко проявляются именно в этом возрасте.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Акимова, М.К. Психологическая диагностика / М.К. Акимова. – СПб.: Изд-во «Питер», 2015. – 304 с.
2. Анастази, А. Психологическое тестирование / С. Урбина // 7-е издание. – СПб.: Питер, 2015. – 688 с.
3. Аткинсон, Р.Л. Введение в психологию / Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит. – пер. с англ. – М.: 2014 – 672 с.
4. Батаршев, А.В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика / А.В. Батаршев. − М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014. − 336 с.
5. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин, В.С. Аванесов. – СПб.: изд-во «Речь», 2014. – 440 стр.
6. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: изд-во «прайм–ЕВРОЗНАК», 2003. – 54 с.
7. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. – Спб.: Питер, 2018. – 351 с.
8. В.М. Русалов. Опросник структуры темперамента.- М: Смысл, 2014.
9. Голев, С.В. Психодиагностика темперамента: учебное пособие / С.В. Голев, О.С. Голева. Херсон: ВМУРоЛ «Украина» ХФ, 2014. - 108 с.
10. Гуревич, К.М. Психологическая диагностика: учебное пособие / К.М. Гуревич, Е.М. Борисова. М.: Изд-во УРАО, 2015. - 304 с.
11. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий: учебное пособие / Е.П. Ильин. СПб.: Изд-во «Питер», 2014. - 701 с.
12. Мерлин, В.С. Собрание сочинений. Том 3: Очерк теории темперамента / В.С. Мерлин. Пермь: ПСИ, 2013. - 276 с.
13. Моисеева, О.Ю. Психодиагностика индивидуальных особенностей личности. Часть 1.Психодиагностика темперамента: Учебное Пособие / О.Ю. Моисеева. Владивосток: Мор. гос. Ун-т, 2014. - 52 с.
14. Общая психодиагностика / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – СПб.: изд-во «Речь», 2014. – 440 с.
15. Овчинников, Б. В. Типы темперамента в практической психологии / Б.В. Овчинников, И. М. Владимирова СПб.: Речь, 2015. - 288с.
16. Основы психодиагностики / под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2014. – 326 с.
17. Психодиагностика: учебник для вузов / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича – СПб.: Питер, 2015. – 652 с.
18. Психологические тесты для профессионалов / авт. сост Н.Ф. Гребень. – Минск: Соврем. шк., 2014. – 496с.
19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие / С.Л. Рубинштеин. СПб: Изд-во «Питер», 2018. – 712 с.
20. Фер, М.Р. Психометрика / под ред. Н.А. Батурина, Е.В. Эйдмана. –Челябинск, 2014. – 412 с.
21. Фурманов, И.А. Общая психология / И.А. Фурманов, Л.А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов. – Минск: Изд-во БЕСПРИНТ, 2014. – 304 с.