Фрагмент для ознакомления
2
методов и поставленных задач. Наиболее используемые методы активного обучения на занятиях технических дисциплин колледжа перечислены ниже:
Кейс-технологии. Используются в педагогике еще с прошлого столетия. Метод строится на анализе смоделированных или реальных жизненных ситуаций и поиске решения.
Презентация. Несложный и доступный метод для использования на занятиях любого вида. Заключается в демонстрировании слайдов, подготовленных самими учащимися по определенной теме.
Баскет-метод. Другими словами, это имитация ситуации. Например, обучающийся выступает в роли гида исторического музея и проводит экскурсию. При этом его задача – собрать и донести информацию о каждом экспонате.
Проблемная лекция. Педагог на таком занятии ставит вопросы и обозначает тему, не предоставляя готовых утверждений, а правила выводят сами учащиеся. Этот метод достаточно сложен и требует наличия у обучающихся определенного опыта логических рассуждений.
Дидактические игры. имеют отличие от деловых игр, тем, что регламентируются строго и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы. В зависимости от выбора игры, могут относиться и к интерактивным методам обучения. Так, популярные игры-путешествия, спектакли, викторины, КВН – это приемы из арсенала интерактивных методов, так как предполагают взаимодействие учащихся друг с другом.
Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия «учитель = ученик» и «ученик = ученик». Здесь получаем, что не только педагог привлекает обучающихся к процессу обучения, но и они сами, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого участника. Педагог лишь исполняет роль помощника. Его задача – создать условия для инициативы студентов.
Основные задачи интерактивных методов обучения:
Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации;
Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения;
Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.
Часто используемые методы и приемы интерактивного обучения на занятиях технических дисциплин колледжа:
Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) - ï несложный и довольно популярный метод, который применяют даже с детьми в начальной школе. В течение игры обучающиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.
Интерактивный урок с применением аудио и видеоматериалов - включает в себя тесты в онлайн режиме, работу с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.
Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы - поиск ключевых слов и проблем по небольшой выбранной тематике (мини-теме).
Мозговой штурм - множество вопросов и ответов, мнений и предложений по заданной теме, при котором анализ «правильно/неправильно» производится по окончанию проведения штурма.
Круглый стол (дискуссия, дебаты) - групповой вид метода, в котором за основу берется коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения. Отличительной особенностью этого метода - действительно круглый стол, то есть, участники располагаются лицом друг к другу
Антиконференция – суть метода в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.
Метод проектов - самостоятельная разработка проекта по какой-либо теме и его защита.
Таким образом, и активные, и интерактивные методы обучения отличаются нетрадиционной технологией ведения учебного процесса. В совокупности они призваны решать главную задачу, сформулированную во ФГОС – вызвать у обучающегося интерес к самостоятельному обучению. Следовательно, истинное знание не должно преподноситься в готовом варианте. Наиболее важно усиливать критическое мышление, которое будет основываться на анализе ситуации, нестандартном поиске информации и принятию обдуманного и доказательного решения. Благодаря прогрессированию описанных в исследовании методов, колледжи предоставляют качественную систему обучения для будущих специалистов, которые, в свою очередь, получают не только сухие знания, но и уже на этапе освоения профессиональных компетенций осознают важность и значимость своей профессии.
Глава 2. Методика применения активных методов в процессе обучения будущих сварщиков
Социальный заказ системе образования связан с формированием у выпускников личностных качеств, которые были бы адекватны ситуации динамических изменений, позволили бы им быть активными созидателями демократического общества и реализовать себя в нем. Решить эти задачи, оставаясь в рамках только традиционных педагогических подходов, не представляется возможным.
При формировании профессиональной самостоятельности будущего квалифицированного рабочего необходимо оптимизировать учебный процесс на основе личностно-ориентированной модели педагогического взаимодействия.
При личностно-ориентированном образовании происходит совместная постановка целей и задач, которые определяют стратегию и тактику совместной работы и самообучения. Такой подход к организации учебной деятельности может быть осуществлен только при условии использования инновационных способов организации учебного процесса и форм педагогического контроля. Иными словами, результативность обучения в современных условиях во многом связана с осознанием настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний системодеятельностным подходом, перехода от преимущественно объяснительно-иллюстративных технологий обучения к личностно-ориентированным.
В современном понимании производственное обучение – это компонент педагогического процесса, основной целью которого является формирование основ профессионального мастерства обучающихся в определенной области деятельности.
Содержание образования становится достоянием личности только в процессе ее собственной активной деятельности. Эта деятельность должна быть рационально организована, вылиться в те или иные организационные формы.
Использование инновационных форм в значительной мере дополняет и разнообразит процесс обучения обучающихся профессиональным навыкам и умениям, способствует формированию профессионально значимых качеств личности, развитию творческой активности, инициативы обучающегося.
Уроки учебной практики, организованные на основе технологий активного обучения и обучения в сотрудничестве, гарантируют успешную реализацию учебных целей, приводят к заданным результатам, с учетом затрат времени, средств и усилий участников процесса обучения.
Тема «Ручная дуговая сварка» непосредственно связана с темами теоретического обучения, где закладываются основы сварочных процессов и технологии сварки, а в процессе учебной практики полученные знания закрепляются. Овладение основными приемами и методами сварки стыковых соединений в различных пространственных положениях, являются основой при изготовлении сварных конструкций.
Основные цели и задачи данной темы:
Образовательная: закрепить знания по теме «Сварочные материалы для РДС», научить использовать полученные знания в процессе производственной практики по теме «Ручная дуговая сварка стыковых соединений в различных пространственных положениях» и научить применять данные знания при выполнении практических работ.
Задачи:
Повторить виды электродов, назначение электродного покрытия и обозначение электродов по ГОСТу.
Выработать навыки выбора типа и марки электрода в зависимости от марки стали.
Сформировать знания по условиям хранения и эксплуатации сварочных материалов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Архипова, Н.В. Образовательная технология кейс-стaди как способ реализации ФГОС ВПО: методическое пособие для слушателей факультетов повышения квалификации преподавателей / Н.В. Архипова, В.С. Кобызев, В.Е. Медведев; МГТУ им. Н.Э. Баумана. – Москва: Спутник+, 2014. – 176 с.
2. Бурняшева, Л.А. Активные и интерактивные методы обучения в образовательном процессе высшей школы. Методическое пособие / Л.А. Бурняшева. – М.: КноРус, 2016. – 219 c.
3. Виноградов В.С. Электрическая дуговая сварка: учебник для нач. проф. образования/ В.С.Виноградов - 2 -е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия, 2008
4. Воронкова, О.Б. Информационные технологии в образовании. Интерактивные методы / О.Б. Воронкова. – М.: Феникс, 2018. – 598 c.
5. Гайсина Л.Г., Калмина Н.И. В помощь преподавателю учреждения начального профессионального образования: Методические рекомендации. - Омск: ООИПКРО, 1999
6. Демидов Н.В. «Сварочные работы», Ростов - на - Дону 2000
7. Информационные технологии при подготовке сварщиков и специалистов сварочного производства : современные тенденции / Б. Е. Патон [и др.] // Сварка и диагностика. – 2010. – № 1. – С. 10–16.
8. Ишигов, И. О. Информационно-измерительная система для испытательного стенда обучения операторов-сварщиков ручной дуговой сварки : автореф. дис. … канд. техн. наук : 05.11.16 / И. О. Ишигов. – Волгоград, 2008. – 18 с.
9. Кайтель, С. Образование и подготовка специалистов в области сварки и испытания материалов / С. Кайтель, К. Арене // Автоматическая сварка. – 2008. – № 11. – С. 204–207.
10. Кузнецов В.И. Принципы активной педагогике: Что и как преподавать в современной школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведенияй. - М.: Издательский центр «Академия», 2001
11. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Не совсем обычный урок». Практическое пособие. Изд-во «Учитель». Воронеж 2001
12. Лукьянов, В. Ф. Опыт использования дистанционного обучения для профессиональной переподготовки инженеров сварочного производства / В. Ф. Лукьянов // Сварка и диагностика. – 2007. – № 3. – С. 12–14.
13. Мельник, М. В. Инновационные технологии обучения рабочей профессии в условиях педагогического вуза / М. В. Мельник, О. Ф. Смолякова // Весн. iм. I. П. Шамякiна. – 2013. – № 4 (41). – С. 99–105.
14. Навроцкий А.Г «Работы по металлу», Москва 2003
15. Планкин, К.А. Обучающие возможности кейс-метода в профессиональном образовании / К.А. Планкин, В.А. Ченобытов // Молодой ученый. – 2013. – №1. – С. 354-355.
16. Сидоров, В. П. Организационно-техническое обеспечение непрерывной практической подготовки сварщиков и специалистов сварочного производства / В. П. Сидоров, В. И. Столбов // Сварка и диагностика. – 2007. – № 4. – С. 5–7.
17. Сироткин, Ф. П. Дидактические условия производственного обучения специалистов сварочного производства : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Ф. П. Сироткин. – Н. Новгород, 2005. – 149 л.
18. Сластенин, В.А. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенинa. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 576 с.
19. Тувана, М. Х. Разработка тренажерных средств для подготовки к аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства : дис. … канд. техн. наук : 05.03.06 / М. Х. Тувана. – Ростов н/Д, 2002. – 148 л.
20. Хохлова В.В. Дидактика взаимодействия: Монография. - Н.Новгород: Издательство Нижегородской государственной медицинской академии, 1999
21. Электронные тренажерные системы в сварке / Б. Е. Патон [и др.] // Автоматическая сварка. – 1988. – № 5. – С. 45–48.