Фрагмент для ознакомления
2
заметна их опека. В отличие от нормы, гиперопека не уменьшается, а увеличивается с возрастом детей, препятствуя развитию их самостоятельности и уверенности в себе.
Повышенный контроль и такие его проявления, как чрезмерная стимуляция, порицания, угрозы и физические наказания обусловлены как личностными особенностями родителей, так и отношениями в семье. У матерей повышен контроль, как правило, тесно связан с их желанием властвовать и, вместе с этим, отражает их аффективную неустойчивость и нервность. У родителей крайние формы контроля больше, чем у матерей, зависят от тревожности и неуверенности в себе.
Для того чтобы у ребенка не появились элементы невротизации, важным является отсутствие конфликтности между родителями. Одна из основных предпосылок здорового душевного развития ребенка – в том, чтобы он рос в эмоциональном тепле и стабильном окружении. Для первого условия нужно, чтобы родители ребенка любили. Для второго, чтобы любили друг друга.
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование влияния родительских позиций на самооценку старших дошкольников
2.1 Организация и методики проведения исследования
С целью исследования влияния стиля родительского воспитания на развитие самооценки ребенка старшего дошкольного возраста были применены методики: методика «Какой Я?» Г.Н. Осиповой, опросник родительского отношения А. Варга, В. Столина и проективная методика «Рисунок семьи».
Методика «Какой Я?» Г. Н.Осиповой. Предназначается для определения самооценки ребенка. Экспериментатор спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по 10 различным положительным качествам личности ребенка.
Оценки, предложенные ребенком себя, ставятся экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Ответы «да» оцениваются в 1 балл, ответы «нет» оцениваются в 0 баллов, ответы «не знаю» или «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем его качествам.
Выводы об уровне развития самооценки ребенка при этом делаются на основе такой шкалы:
10 баллов – очень высокий
8-9 баллов – высокий
4-7 баллов – средний
2-3 балла – низкий
0-1 балл – очень низкий
Согласно возрастной норме, самооценка детей старшего дошкольного возраста достаточно высока. Следует отметить при этом, что ответы ребенка старшего дошкольного возраста на некоторые вопросы (послушный, честный) могут свидетельствовать об адекватности самооценки. Так, если рядом с ответами «да» на все вопросы ребенок утверждает, что он «послушный всегда», «честный всегда», можно предположить, что он не всегда достаточно критичен к себе. Адекватность самооценки при этом можно проверить, сравняв ответ ребенка старшего дошкольного возраста по данной шкале с ответами родителя о ребенке по тем же качествам.
Опросник родительского отношения А. Варга, В. Столина. Родительское отношение понимается как система чувств и поступков взрослых людей по отношению детей. Родительское отношение – это педагогическая психосоциальная установка относительно детей старшего дошкольного возраста, включающего в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Опросник содержит 61 вопрос и предусматривает пять шкал, выражающих собой аспекты родительского отношения к ребенку старшего дошкольного возраста: [4, с.33].
1. Принятия – непринятия ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально-позитивное (принятие) или эмоциональное негативное (неприятие) отношение к ребенку.
2. Кооперация. Шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны заинтересованности и участие в его делах.
3. Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится взрослый к единению с ребенком или, наоборот, пытается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это своеобразная контактность ребенка старшего дошкольного возраста и взрослой личности.
4. Контроль. Шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько демократичны или авторитарны в отношениях с ним.
5. Отношение к неудачам ребенка. Эта шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его недостаткам, успехам и неудачам.
Отвечая на вопросы, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «да» или «нет».
Обработка и оценка результатов. Для каждой из разновидностей родительских отношений, выясняемых при этом по данному опроснику, ниже указываются номера суждений, связанные с данным видом воспитания.
Кооперация: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.
Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
Принятия – непринятия ребенка: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.
Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
Отношение к неудачам («маленький неудачник»): 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
За каждый ответ типа «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «нет» – 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных выше видов родительских отношений, а низкие баллы – о том, что они сравнительно слабо развиты.
Высокие баллы по шкале «принятие-неприятие» - от 24 до 33 – говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в этом случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. Низкие баллы – от 0 до 8-свидетельствуют, что взрослый чувствует в отношении ребенка старшего дошкольного возраста в основном негативные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка.
Понятно, что такой взрослый не может быть хорошим педагогом.
Высокие баллы по шкале «кооперация» – 7-8 баллов - являются признаком того, что взрослый проявляет искреннюю заинтересованность к интересующему ребенку, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, пытается быть с ним на одном уровне. Низкие баллы этой шкалы - 1-2 балла – говорят о том, что взрослый в отношении ребенка ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.
Высокие баллы по шкале «симбиоз» – 6-7 баллов – достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, отгородить от неприятностей.
Низкие баллы - 1-2 балла - является признаком, что взрослый, наоборот, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем.
Такой взрослый не может быть хорошим учителем для ребенка.
Высокие баллы по шкале «контроль» – 6-7 баллов свидетельствуют, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно в отношении ребенка, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным для детей. Низкие баллы по этой шкале – 1-2 балла свидетельствуют, что контроль над действиями ребенка старшего дошкольного возраста со стороны взрослого практически отсутствует. Это может быть нехорошо для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.
Высокие баллы по шкале «отношение к неудачам ребенка» – 7-8 баллов есть признаком, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка старшего дошкольного возраста выдадутся взрослому несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим для ребенка. Низкие баллы по этой шкале – 1-2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка старшего дошкольного возраста
Показать больше