Фрагмент для ознакомления
2
Современная структура образовательного процесса учебного заведения предполагает включение академических и инновационных моделей обучения, традиционных и интерактивных форм взаимодействия участников учебного процесса в реальном и виртуальном пространстве. Единая информационно-образовательная среда учебного заведения на базе веб 2.0 предполагает реализацию интеграции электронных образовательных информационных ресурсов институтов, факультетов и кафедр, персональных сайтов и / или блогов сотрудников учебного заведения, а также создание виртуальных кафедр и отделений, организацию и проведение виртуальных олимпиад.
С целью реализации принципа равных возможностей следует разработать и внедрить педагогические технологии, позволяющие поднять учебный процесс на более высокий уровень посредством электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: оптимизации поиска учебной информации; разработки электронных учебно-методических ресурсов; подготовки и проведения интерактивных лекций и вебинаров; организации электронного тестирования, проведения виртуальных экскурсий.
Характерной чертой обучения с применением инновационных образовательных технологий является комплексное и оптимальное использование технологий, как упорядоченной совокупности методов осуществления деятельности:
-информационных (методы сбора, хранения, преобразования и передачи информации);
-образовательных (методы взаимодействия с обучаемыми с целью освоения содержания);
-коммуникативных (методы взаимодействия всех участников учебного процесса).
Один из путей решения проблемы – создание безбарьерного пространства в обучении с помощью инновационных образовательных технологий. Основные направления внедрения современных образовательных технологий в процесс обучения:
-смешанное обучение (blended learning): интеграция электронного и традиционного обучения;
-мобильное обучение (mobile learning): технологии, позволяющие организовать процесс обучения с помощью устройств мобильной связи, таких как мобильные телефоны и коммуникаторы;
-геймификация (gamification): процесс использования игрового мышления и динамики игр для вовлечения аудитории и решения задач;
-создание сетевых сообществ как сообществ обмена знаниями (communities of practice): связующими объектами являются материалы цифровых коллекций и информационные приложения, обеспечивающие коллективное использование этих материалов в учебных целях;
-эдьютейнмент (edutainment): внедрение игровых практик в традиционные форматы учебного процесса;
-визуализация (visualis): приёмы представления информации в виде, удобном для зрительного наблюдения и анализа.
Очевидно, что для применения образовательных инноваций необходима организационная, научно-исследовательская и методическая работа по внедрению современных технологий и методик обучения в учебный процесс, подготовке и переподготовке преподавателей и сотрудников.
Основу учебного процесса в системе обучения с применением инновационных образовательных технологий составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по электронной или обычной почте, в чате или форуме, а также личного контакта.
1.2 Педагогическая модель «перевёрнутый класс»
Перевернутое обучение (англ. Flipped learning) – это технология осуществления процесса обучения, в которой предполагается, что учащиеся с помощью гаджетов прослушивают и просматривают видео-уроки, изучают дополнительные источники самостоятельно (во внеурочное время), а затем в классе все вместе обсуждают новые понятия и различные идеи, а учитель помогает применять полученные знания на практике. Такая организация обучения побуждает учащихся учиться друг у друга.
Основанное на запросах или конструктивистское обучение — это философия, согласно которой обучение — это формирование абстрактных понятий в уме для представления реальности. Конструктивизм утверждает, что использование интерактивных действий, в которых учащиеся играют активную роль, может мотивировать к обучению более эффективно, чем действия, где учащиеся пассивны. Перевернутая модель и онлайн-видео поддерживают принципы конструктивизма, освобождая время для занятий на основе запросов.
Перевернутая модель, поддерживаемая конструктивистской теорией, такая модель, при которой учащиеся участвуют в интерактивных, творческих и совместных мероприятиях во время знаний.
Также подчеркивается необходимость сосредоточиться на учебных целях более высокого уровня, а не просто на базовых навыках. Бенджамин Блум отметил: «Я уделяю большое внимание решению проблем, применению принципов, аналитическим навыкам и творческий подход. Такие высшие психические процессы подчеркиваются, потому что этот тип обучения позволяет человеку связать свое обучение со многими проблемами, которые он или она встречают, или будут встречать, в повседневной жизни. Эти способности подчеркнуты, потому что они сохранены и еще долго используются после того, как человек забыл подробную специфику предмета, изученного в школе. Указанные способности рассматриваются как единый набор основных характеристик, важных для применения в условиях необходимости продолжить обучение и справиться с быстро меняющимся миром». Таксономия Блума определяет различные области обучения, от базовых фактов до применения знаний, которые создают что—то новое. Каждый домен имеет разные уровни; например, ниже приведен пересмотренный вариант таксономии Блума для когнитивного обучения.
Рис. 1: Пересмотренная версия таксономии Блума для когнитивного обучения.
Применяя пересмотренную таксономию Блума к перевернутому классу, уровни познавательной работы (запоминание и понимание) учеников – вне класса, и сосредоточение внимания на высшие формы познавательной работы (применение, анализ, оценка и создание) в классе, где они пользуются поддержкой своих сверстников и учителей. Перевернутая модель классной комнаты обращается к этому в «Отраженном манифесте»:
1. Учащиеся имеют немедленный и легкий доступ к любой теме, когда им это нужно, предоставляя большее количество возможностей для развития навыков мышления и обогащения более высокого порядка.
2. Разгрузка некоторой передачи информации позволяет классу развиваться (верхняя часть таксономии Блума).
3. Учитель присутствует, чтобы помочь подниматься по уровням в этом процессе.
Модель перевернутого класса также хорошо согласуется с теорией Л.С. Выготского о зоне ближайшего (проксимального) развития. Выготский считал, что, когда учащийся находится в зоне ближайшего развития для конкретного задания, предоставление соответствующей помощи даст школьнику достаточно «стимула» для выполнения поставленной задачи.
Понятие Зоны ближайшего развития также позволяет охарактеризовать возможности и перспективу развития. Её определение имеет значение для диагностики психического развития ребенка. «Большая или меньшая возможность перехода ребёнка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве, и оказывается самым чувствительным симптомом, характеризующим динамику развития и успешность умственной деятельности ребенка».
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Артюхина А.И., Великанова О.Ф., Третьяк C.В., Чумаков В.И., Велинов В.В., Иванова Н.В. Интерактивные методы обучения в
развитии ситуационной готовности специалиста // The Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2016. № 1–2. С. 48–50.
2. Бондаренко Ю.А. Использование технологии «перевернутый класс» на уроках английского языка // Всероссийская научно-методическая конференция «Педагогическая технология и мастерство учителя» [Электрон.
ресурс] 10.11.13–30.01.14 гг. Режим доступа: http://nauka it.ru/attachments/article/1331/bondarenko_jua_novosibirsk_konf13.pdf (дата обращения: 01.03.2020).
3. Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Организация учебного процесса в вузе по технологии смешанного обучения // XI международная научно-методическая конференция «Новые образовательные технологии в вузе» [Электрон. ресурс] 18.02.2014-20.02.2014. Режим доступа: http://hdl.handle.net/10995/24760 (дата обращения: 01.03.2020).
4. Выступление Андреевой Н.В. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://blendedlearning. pro/ (дата обращения: 01.03.2020).
5. Инновационный проект по апробации и внедрению в педагогическую практику средних учебных учреждений Ростовской области технологии смешанного обучения. URL:// http://www.openclass.ru/node/430807/(дата обращения 01.03.2020).
6. Коптева Л.С. Обучение с помощью технологии «Перевернутого класса» на уроке английского языка. [Электрон. ресурс]. 2016. Режим
доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskierazrabotki/srednjaja-shkola/matematika/217233-obuchenie-s-pomoschju-tehnologii-perevernutog.html (дата обращения: 01.03.2020)
7. Конференция «Смешанное обучение»
2017. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://
conference2017.blendedlearning.pro/ (дата обращения: 01.03.2020).
8. Литвинова С. Г. Технология «Перевернутое обучение» в облачно ориентированной учебной среде как компонент развития медиаобразования в средней школе // Медиасфера и медиаобразование: специфика взаимодействия в современном социокультурном пространстве.
2015. № 47(3). С. 49–66
9. Модель смешанного обучения "Перевернутый класс": форум [Электронный ресурс] /Сетевое сообщество учителей «Открытый класс». URL:http://www.openclass.ru/node/431028 (дата обращения 01.03.2020).
10. Материалы Всероссийского фестиваля передового педагогического опыта «Современные методы и приемы обучения». Наукоград. [Электрон. ресурс]. 2014. № 1. Режим доступа: http:// nauka-it.ru/ (дата обращения: 01.03.2020).
11. Образовательный сайт учителя МОБУ СОШ №6 г. Таганрога РО. URL:// http://lerndeutsch.jimdo.com/(дата обращения 01.03.2020).
12. Перевернутый класс: форум [Электронный ресурс] /Сетевое образовательное сообщество Педсовет.org, URL: http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=5049&showentry=29479 (дата обращения 01.03.2020).
13. «Перевернутый урок. Как объяснить тему так, чтобы все поняли, и чтобы никому не было скучно?» Диана Богданова, кандидат педагогических наук, Институт проблем информатики Российской академии наук (ИПИ РАН) / Дети в информационном обществе: информационный журнал - №11, апрель – сентябрь 2012
14. Рыбалко Т.Т. Инновационная модель «Перевернутый класс» при изучении иностранного языка в средней школе // Материалы десятой международной научно-практической конференции «Профессиональное лингвообразование». Нижний Новгород: Изд-во «Нижегородский институт управления – филиал ФГБОУВО “Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации”». 2016. С. 278–284.
15. Сухорукова Е.Г. Перевернутый урок. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http:// www.academy.edu.by/files/12_13%20konf%20 2016/SUKHORUKOVA.pdf (дата обращения: 01.03.2020).
16. Смешанное обучение в гимназии 1576. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// blendedlearning.pro/2015/02/27/смешанное-обучение-в-1576/ (дата обращения: 01.03.2020).
17. Творческая мастерская участника областного инновационного проекта Ищенко А.М. URL://http://deutschallesklar.blogspot.ru/p/blogpage_26.html
(дата обращения 01.03.2020).
18. Харитонова М.В. Как перевернуть урок? //Царегородцева С . // В России начали использовать технологию смешанного обучения.- Учительская газета-01.03.2020
19. «Экосистема современного образования» [Электронный ресурс]/ Портал международной конференции URL: http://blended.internet-school.ru/ (дата обращения 01.03.2020).
20. Шаг школы в смешанное образование.
[Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// openschool.ru/ru/content/lesson/18852 (дата обращения: 01.03.2020).