Фрагмент для ознакомления
2
Преимуществом в получении права на участие в общественных работах обладают безработные, не получающие пособие, граждане, состоящие в качестве безработных на учете в органах службы занятости дольше полугода.
В органах службы занятости желающим и подходящим по требованиям соискателям предоставляется направление, служащее основанием для приема на работу, но перед началом осуществления общественных работ работодатель и работник должны заключить срочный трудовой договор, который может быть досрочно расторгнут без применения санкций в случае, если работник найдет постоянную или временную работу.
Целью использования профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки и иных похожих мер заключается в помощи в адаптации на рынке труда людей, потерявших работу или не имеющих соответствующей квалификации. С экономической точки зрения, преимуществом этой меры является еще и статистические положительные изменения, поскольку на период обучения безработные переходят в категорию занятых, как отмечает О. А. Козлова и ее коллеги при анализа проблем развития и организации социально-трудовых систем .
Профессиональная подготовка и т. п. меры обладают отсроченным характером, что оправдывает расходы государства на это направлении, кроме того, необходимо учитывать, что в процессе определения перечня востребованных специальностей участвуют работодатели, что увеличивает вероятность трудоустройства после обучения.
Правовое регулирование мер по обучению безработных регулируется такими законодательными актами, как Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» , Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» , Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» , Постановление Минтруда РФ №3, Минобразования РФ №1 «Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения» и др.
Непосредственно право безработных на получение бесплатного профессионального и дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости указывается в Законе о занятости. При этом гражданин имеет право получить обучение, если у него нет квалификации, если в связи с рыночными изменениями его профессия больше не востребована, а также если он утратил физическую или психическую возможность осуществлять работу, которой он занимался ранее. Кроме того, инвалиды, родители и опекуны детей-инвалидов, граждане без работы более полугода, уволенные с военной службы и их супруги, выпускники и впервые ищущие работу обладают приоритетным правом на профессиональное обучение.
Само по себе профессиональное обучение может подразумевать профессиональную подготовку для ускоренного приобретения навыков, переподготовку для новых профессий, увеличение профессионального профиля, повышение квалификации, получение дополнительных знаний, обновление теоретических основ, стажировка для закрепления теоретических знаний. Приоритетные профессии закрепляются Департаментом труда и занятости конкретного региона.
В свою очередь, Е. Б. Бедрина и О. Б. Франц, оценивая эффективность государственной антикризисной политики на региональных рынках труда, выделяла в качестве мер следующие действия:
1. Информирование об имеющихся вакансиях, организация ярмарка вакансий, поскольку личные встречи работодателей с соискателями позволяют работодателям осуществлять поиск кадров с минимальными затратами, но при этом предоставлять всем желающим шанс получить желаемую должность.
2. Временное трудоустройство, общественные работы, отмечая при этом, что общественные работы могут выступать в качестве меры содействия занятости только в периоды кризиса для увеличения эффективного спроса и реализации политики дешевых денег.
3. Профессиональная подготовка, опережающее обучение, переподготовка, повышение квалификации как инструмент профилактики и преодоления структурной и фрикционной безработицы.
4. Помощь в развитии географической мобильности, цель которой заключается в уравнении спроса и предложения на рабочую силу каждой из территорий по стране. Эту же меру выделяла Г. В. Сулейманова, отмечая, что мобильность населения относится к одному из новых экономических требований, обусловленных увеличивающейся тенденцией к глобализации .
5. Стимулирование самозанятости безработных граждан и создание рабочих мест в малом бизнесе, т. е. стимуляция предпринимательской и трудовой активности среди населения, частично путем самозанятости. Малые предприятия служат своеобразной подушкой безопасности, буфером для экономики страны, поскольку они быстро адаптируются к изменяющимся внешним условиям, и именно гибкость и скорость принятия и осуществления управленческих решений позволяет малым предприятиям контролировать производственный процесс и быстро его адаптировать к изменениям спроса. Малым предприятиям, в отличие от крупных, присуща высокая маневренность, быстрая реакция на спрос, перспектива быстрого внедрения новых технологий. Именно малый бизнес является одним из условий успешного оздоровления экономики, развития здоровой рыночной конкуренции.
6. Помощь в трудоустройстве особых категорий граждан, в частности, инвалидов. Данное направление представляет повышенную социальную важность, поскольку социальное государство, коим провозглашает Россию Конституция РФ, должно предоставлять равные возможности всем кадрам, вне зависимости от их физических и моральных особенностей.
7. Досрочные пенсии, предоставление которых позволяет вывести с рынка труда лица предпенсионного возраста под предлогом особого вида социальной защиты . Однако недавние изменения в российском законодательстве, связанные с трудоустройством пенсионеров, и участившиеся в последнее время научные и общественные споры о недискриминации как на рабочем месте, так и в любой другой сфере жизни гражданина, делают эту меру в некотором смысле дискриминационной, поскольку каждый человек должен иметь равные права на труд, в связи с чем эта мера не подходит ни в качестве антикризисной, ни в качестве меры содействия занятости в стабильном состоянии экономики.
С. В. Бойцова также предлагает в качестве отдельной категории мер выделить меры содействия занятости безработной молодежи, поскольку этой категории граждан парадоксально бывает сложнее всего найти подходящую вакансию в силу неустойчивых жизненных установок, отсутствия производственного стажа и опыта работы и вследствие этого – низкой конкурентоспособности на рынке труда. Для решения этой важной социальной проблемы (поскольку молодежь – наиболее перспективный слой населения по очевидным причинам) в качестве ныне реализуемой меры автор выделяет создание Молодежной биржи труда и центров трудоустройства и информации, оказывающих содействие в профессиональной ориентации и поиске работы гражданам в возрасте 14-30 лет, деятельность которых особенно направлена на содействие занятости учащихся и выпускников профессиональных учебных заведений, молодых инвалидов и женщин, воспитывающих малолетних детей .
Таким образом, можно предположить, что классификацию О. Ю. Павловской представляет собой более современную, укрупненную и опирающуюся на федеральные правовые акты. Хотя классификация Бедрина и Франца и может считаться немного более детализированной, она не во всем верна.
Существуют также меры материальной поддержки безработных, выступающие в качестве подраздела политики содействия занятости и способствующие реализации конституционного принципа защиты от безработицы. Пособие по безработице, согласно ст. 31 Закона о занятости, выплачивается безработным гражданам с первого дня признания их безработными
Материальная поддержка осуществляется в виде предоставления субсидий за счет бюджетных ассигнований, однако, размеры, порядок выплаты, бюрократизация этого процесса вызывают большое количество дискуссий о целесообразности реализуемой на данный момент практики материальной поддержки населения.
Так, например, Ю. В. Черенданова справедливо отметила, что с экономической точки зрения тот факт, что размеры пособия (от 850 до 4900) не были изменены с 2009 года вызывает вопросы. В первую очередь, из-за постоянных инфляционных процессов, во вторую – из-за девальвации рубля
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019).
3. Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1 (ред. от 02.12.2019) «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.12.2019).
4. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 №181-ФЗ (последняя редакция).
5. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (последняя редакция).
6. Федеральный закон "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.12.2011 N 392-ФЗ (последняя редакция).
7. Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" от 29.12.2014 N 473-ФЗ (последняя редакция).
8. Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22.07.2005 N 116-ФЗ (последняя редакция).
9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (последняя редакция).
10. Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019).
11. Постановление Минтруда РФ №3, Минобразования РФ №1 от 13.01.2000 (ред. от 08.02.2001) «Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.02.2000 №2135).
12. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 298 (ред. от 30.12.2018) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" Собрание законодательства РФ", 05.05.2014, N 18 (часть I), ст. 2147.
13. Постановление Правительства РФ от 15.11.2018 №1375 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год». Доступ из СПС «Консультант»: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311375/.
14. Аббасова Е.В. Некоторые вопросы правового регулирования труда несовершеннолетних. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2017. Т. 17. № 1. С. 41-45.
15. Агаркова Д.А., Комарова М.С., Матвеева Е.В. Государственное регулирование занятости и трудоустройства молодёжи в Российской Федерации. // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. Т. 11. № 1. С. 84-91.
16. Барабашина Д.О. Государственная политика занятости в РФ. // Электронный научный журнал. 2016. № 7 (10). С. 283-286.
17. Бедрина Е. Б., Франц О. Б. Оценка эффективности инструментария антикризисной политики государства на региональном рынке труда // Экономика региона. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-instrumentariya-antikrizisnoy-politiki-gosudarstva-na-regionalnom-rynke-truda (дата обращения: 01.02.2019).
18. Бойцова С. В. Механизмы содействия занятости безработной молодежи // Вестник КГУ. 2013. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-sodeystviya-zanyatosti-bezrabotnoy-molodezhi
19. Бочкарев М.В. Проблема легализации неформальной занятости в условиях современного рынка труда России // Человеческий и производственный потенциал российской экономики перед глобальными и локальными вызовами: материалы международной научно-практической конференции. 2017. С. 38.
20. Власова А. И., Крапина О. М. Регулирование занятости граждан в Российской Федерации. М., 2015. С. 298.
21. Дубакина И.В., Пискова К.Ю. Проблемы трудоустройства молодежи // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(45). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(45).pdf.
22. Ефимов О.Н., Рогова Л.Г. Государственная политика занятости и особенности ее реализации в России. // Экономика труда. 2016. Т. 3. № 3. С. 247-260.
23. Занятость и экономика: политика государства в переходный период / А. А. Ткаченко - М.: Энциклопедия, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 276 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-16-103080-6 (online). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/509859, с. 89.
24. Карташов С. А., Санников А. В. Типология моногородов и меры по стабилизации рынка труда: содействие занятости, миграция // Международная торговля и торговая политика. 2014. №10 (89). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-monogorodov-i-mery-po-stabilizatsii-rynka-truda-sodeystvie-zanyatosti-migratsiya
25. Клечковская Л.Г. Система законодательства российской федерации о занятости населения. // Вестник Российской таможенной академии. 2011. № 3. С. 56-63.
26. Козлова О.А., Шеломенцев А.Г. Политика эффективной занятости населения в системе факторов динамичного развития регионов Дальнего Востока. // В сборнике: Динамика и инерционность воспроизводства населения и замещения поколений в России и СНГ Сборник статей. Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук. 2016. С. 364-369.
27. Комов В.Э. Государственная социальная политика в сфере занятости молодежи. // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2016. № 3 (10). С. 48-50.
28. Кязимов К.Г. Регулирование рынка труда и содействие занятости молодежи. // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 4. С. 68-75.
29. Мамедов О. Ю. Ищенко-Падукова О. А. Инклюзивность - базовый императив современной экономики. // Международный журнал экономики и образования. 2018. Т. 4. №1. С. 5-19.
30. Мирончук В.А., Шолин Ю.А., Сычанина Е.А. Трудоустройство инвалидов: механизмы стимулирования включения инвалидов в трудовой процесс в Российской Федерации. // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 4 (45). С. 247-251.
31. Олейникова Е.Г. Государственное управление социально-трудовой сферой в условиях рыночных отношений // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Политология и социология. 2014. № 1. С. 17.
32. Павловская О. Ю. Актуальные вопросы правового обеспечения трудовой занятости и организации трудоустройства в современной России: монография / О. Ю. Павловская. - Москва: РУСАЙНС, 2016. - 146 с.
33. Павловская О. Ю. Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Трудовое право: в 2 т. Т.1: учебник для академического бакалавриата / отв. ред. Ю. П. Орловский. – М.: Изд. Юрайт. 2014. С. 258-302.
34. Плакунова А. Современные проблемы регулирования молодежной занятости в мегаполисе. // Материалы Ивановских чтений. 2018. № 4 (22). С. 45-51.
35. Правовое регулирование обеспечения занятости населения: Учебное пособие / Г.В. Сулейманова. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 250 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-004781-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/217947.
36. Симонова М.В. Рынок труда: региональный аспект. // Учебное пособие / 2016. Том 0 (1).
37. Сулейманова Г.В. Актуальные проблемы развития законодательства о трудоустройстве и занятости. // Северо-Кавказский юридический вестник. 2015. № 4. С. 76-80.
38. Трудовое прав России: учебник для бакалавров / отв. ред. Ю. П. Орловский. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 854 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.
39. Черенданова Ю.В., Лукинова С.А. Пособие по безработице в РФ: актуальные проблемы и пути их решения. // Аллея науки. 2017. Т. 4. № 16. С. 702-705.
40. Шевченко Н.В. Государственная политика занятости. // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 379-383.
41. Экономическая политика государства : социальная справедливость в экономических отношениях: Уч.пос. / Петросян Д.С., Безпалов В.В., Лочан С.А. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016 - 214 с.: 60x90 1/16. - (ВО: Магистратура) (о) ISBN 978-5-16-011460-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/526401.
42. Экономическая политика государства: социальная справедливость в экономических отношениях: Уч.пос. / Петросян Д.С., Безпалов В.В., Лочан С.А. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016 - 214 с.: 60x90 1/16. - (ВО: Магистратура) (о) ISBN 978-5-16-011460-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/526401.