Фрагмент для ознакомления
2
научить ученика не сбрасывать сразу все дыхание на первых звуках фразы, а распределить его до конца, постепенно подавая ровным потоком, обеспечивающим и ровный звук.
Как показывает практика, прямое влияние на певческое дыхание у детей сделать очень трудно. Дети младшего школьного возраста не вполне осознают, что значит «дышать глубже», «вдохнуть глубже», и после показа и объяснения правильного дыхания часто начинают вырабатывать не те действия, которые нужны, а противоположные, мешающие пению [13, с.47].
Детям можно объяснить и необходимость непрерывного дыхания, которое постоянно льется. Этому может помочь упражнение с перышком, которое подвешивается на ниточке, прикрепленной к палочке. Дети делают вдох, а затем медленно непрерывно выдыхают, пытаясь, чтобы перышко, которое находится на небольшом расстоянии от ребенка на уровне рта, отклонившись от выдоха, не упало. В процессе этого упражнения хорошо тренируется система дыхание, укрепляются дыхательные мышцы.
Развитие диафрагмального дыхания невозможно без учета физиологических особенностей детей. Можно выделить три этапа в развитии певческого дыхания ребенка. Для первого этапа характерен автоматизм естественного физиологического дыхания, чего нельзя сказать о певческом.
На этом этапе перед педагогом встает задача: объяснить разницу между естественным и певческим дыханием и научить правильному вдохе. Другой этап характеризуется первыми попытками произвольных движений диафрагмы – при этом необходимо контролировать качество вдоха; на третьем – возможны в достаточной степени произвольные движения дыхательных мышц, поэтому задача педагога – довести диафрагмальное дыхание до автоматизма, заменив им естественное.
Главными же факторами, укрепляющими дыхание в этот период, являются постепенное усложнение упражнений для дыхания, а также рациональное построение каждого занятия, которое должно включать в себя упражнения на дыхание (этому достаточно уделять 5-7 минут в начале урока).
Немало педагогов (И. Прянишников, С. Сонти, Н. Гонтаренко, Д. Огороднов, О. Стрельникова) для укрепления дыхательной мускулатуры и голосовых связок во время своих уроков использовали дыхательную гимнастику.
Беззвучные упражнения в методике русского педагога и. Прянишникова направленные на тренировку и укрепление диафрагмы. А вот выдающийся педагог С. Сонти, кроме комплекса «механических», беззвучных упражнений, использовал озвученную дыхательную гимнастику, направленную не только на удлинение выдоха во время пения, но и на выработку ощущений в области резонаторов. Современные педагоги Н. Гонтаренко Д. Огороднов также используют дыхательные упражнения, направленные на организацию вдоха и выдоха во время пения.
На первом этапе постановки диафрагмального дыхания мы считаем целесообразными упражнения С. Бутенко, с которых удобно начать работу. Следует заметить, что приведены упражнения, выполняются постепенно. Начиная с первого упражнения, переходить к выполнению следующего надо не раньше, чем ребенок сможет правильно и без усилий повторить предыдущее.
Упражнение 1. Для начала надо принять положение лежа, ноги выпрямлены, руки вдоль туловища. Ребенок спокоен, расслаблен. Рука ребенка кладется на верхнюю часть живота, в это время внимание ребенка обращается на то, что его живот «хорошо дышит». Можно положить на живот легкую книжку или небольшую игрушку для контроля правильного дыхания. Начало дыхания происходит таким образом: вдох на счет 1-2, выдох на счет 1-2-3-4 [21, с.34].
Необходимо обратить внимание, что во время выдоха плечи не поднимаются; упражнение выполняется без усилий, мягко, чтобы избежать повышения мышечного тонуса.
Данное упражнение нужно выполнять ежедневно в течение 2-3 минут. Это упражнение дает возможность ребенку наглядно увидеть и почувствовать вдох, а также выполнить контроль за правильным набором дыхания. Через неделю с начала выполнения упражнение усложняется: в положении стоя, аналогично выполняется вдох на два счета и выдох на четыре.
Упражнение 2 выполняется неотрывно от упражнения 3. Положение стоя, делается активный вдох через нос, далее необходимо замереть на вершине вдохе на 2-3 секунды, после чего следует спокойный выдох ртом. Данное упражнение позволяет зафиксировать вдох и является первым шагом к нахождению певческой опоры.
Упражнение 3 в положении стоя, делается спокойный вдох через нос и 10 коротких активных выдохов ртом. Во время выполнения упражнения необходимо следить, чтобы выдохи делались диафрагмой. Для контроля можно поставить руки на пояс или положить одну руку на живот. Выполняя это упражнение, мы готовим диафрагму ребенка к дальнейшей вокальной нагрузке, приучаем к тому, что звук будет активно «выходить» струей воздуха.
Перед тем, как приступать к упражнению 4, педагог должен удостовериться, что комплекс из трех первых упражнений хорошо усвоен и доведен до автоматизма. Когда это произошло, упражнения 1 и 2 можно прекратить, начиная дыхательную гимнастику сразу с упражнения 3.
Упражнение 4 – восходящее положение стоя, руки на поясе. Делаем вдох через нос, во время выдоха считаем на твердой атаке – «раз», «два», «три».
Впоследствии счет можно увеличить до 10 – это зависит от возможностей ребенка. Это упражнение является логическим продолжением предыдущего и также имеет на цели подготовку к пению на опоре.
Упражнение 5 выполняют сразу после 4-го. Восходящее положение – стоя, руки на поясе. Делаем глубокий вдох через нос, на выдохе твердой атакой произносим звуки «А», «О», «У», «И», «Е». Обратить внимание: звук «А» – подбородок опущен, рот полностью открыт, «О» – рот закруглить, «И», «Е» - на полуусмешке. Поданное упражнение учит ребенка не только чувствовать сопротивления, но и правильно формировать артикуляцию гласных.
Упражнение 6. Восходящее положение – см. упражнение 5. На плавном выдохе протягивать звуки «А», «О», «У», «И», «Е», каждый последующий звук должен «вытекать» из предыдущего. Упражнение выполняется мягко, без рывков, звуки формируются незначительным изменением положения губ. Цель упражнения – достичь плавного, непрерывного выдоха без остановок и прерываний, что есть необходимым условием для дальнейшего пения [21, с.35].
После выполнения упражнений на уроке проводится распевки ученика, и разучивание несложной по мелодии песни в призрачной зоне.
Также существуют и вокальные упражнения для развития дыхания. Одни из них развивают так называемое «длинное дыхание» – когда ребенок во время пения учится делать очень маленькие перерывы между вдохами. Для этого надо уметь хорошо «брать дыхание», и хорошо «экономить» его. Понятно, что каждое такое упражнение должно содержать много нот. Например, в таком упражнении гамма или арпеджио могут спеваться не один раз, а несколько раз подряд. Прочие упражнения, наоборот, развивают короткое дыхание, или умение делать короткие маленькие вдохи, и много частых маленьких вдохов в течение длительного времени. Эти упражнения, как говорят педагоги, учат не «брать дыхание», а «перехватывать дыхание».
Диафрагмальное дыхание является главным фактором в процессе пения. Благодаря нему вокалист может обеспечивать себя достаточным объемом воздуха, позволяющий выполнить мелодию любой сложности. Именно поэтому важно уделить внимание постановке правильного певческого дыхания уже в начале вокальной работы с учеником. Важной задачей этого этапа является контролируемый выдох, который обеспечивается диафрагмой. Надо научить ученика регулировать количество воздуха на первых звуках фразы для обеспечения равномерного звука без динамических провалов.
Нужно начинать работу над дыханием именно с не вокальных упражнений, которые можно назвать дыхательной гимнастикой. Учитывая опыт как современных, так и педагогов предыдущих поколений, можно утверждать, что целенаправленное поэтапное и систематическое использование дыхательной гимнастики, которая имеет целью формирование навыков певческого дыхания, являются хорошим помощником в вокальной работе с детьми младшего школьного возраста.
1.3 Постановка голосового аппарата
Многочисленные исследования голосовых возможностей детей от природы и опытно-экспериментальная работа с детьми разного возраста показали, что для наиболее полноценного развития певческого голоса детей необходимо использовать все голосовые регистры: фальцетный, грудной и различные смешанные типы, потому что они присущи им от природы; грудной голос у детей, как и фальцетный, также может звучать без напряжения и форсирования при условии, если он используется в соответствующей ему тесситуре; определенными методами можно произвольно управлять звукообразованием у детей в любом голосовом регистре, а значит, развить тембр, звуковысотный диапазон, и силу голоса в нужном направлении; в работе с детьми по овладению различными голосовыми регистрами необходимо придерживаться определенной последовательности в зависимости от их голосовых природных особенностей [15, с.122]. При любом регистровом режиме работы гортани следует добиваться правильного звукообразования, то есть пения свободного, но в меру активного, без форсирования и лишнего напряжения, в близкой
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Антонюк В. Г. Постановка голоса: Учеб. пособие / В. Г. Антонюк. – М.: Идея, 2010. – 158 с.
2. Аспелунд Д. Л. Развитие певца и его голоса / Д. Л. Аспелунд. – Об.: Музыка, 2012. – 190 с.
3. Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка / Н. Ветлугина. – М.: Просвещение, 2016. – 204 с.
4. Гонтаренко Н. Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства / Н. Б. Гонтаренко. – Ростов - на-Дону: Феникс, 2016. – 156 с.
5. Детский голос / Под ред. В. Шацкой. – М.: Высь, 2014. – 273 с.
6. Дилецкий М. Грамматика музыкальная / М. Дилецкий. – М.: Муз. Россия, 2010. – 111 с.
7. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики / Л. Б. Дмитриев. – М.: Музыка, 2018. – 674 с.
8. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг / В.В. Емельянов. - 5-е изд., стер. – СПб.: Лань, 2017. – 192 с.
8. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева. – М.: АСТ; Астрель, 2014. – 319 с.
9. Жишкович М. А. Основы вокально-педагогических навыков: метод, советы / М. Жишкович. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 44 с.
10. Калабин А.А. Управление голосом / А.А.Калабин. – М.: Эксмо, 2015. – 160 с.
11. Ковнер Ю.А. Тренировочные упражнения в развитии певческого голоса / Ю.А.Ковнер // Вопросы вокальной педагогики. – 2016. - Вып. 5. – С. 39-60.
12. Костюк А.Г. Восприятие музыки и художественная культура слушателя / О. Г. Костюк. – К.: Научная мысль, 2014. – 122 с.
13. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей / Е.М. Малинина. – Л.: Музыка, 2009. – 88 с.
14. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники / В. П. Морозов. – М.: ИП РАН, МГК им. П.И. Чайковского, Искусство и наука, 2012. – 496 с.
15. Михайличенко О. В. Основы общей и музыкальной педагогики: теория и история: учеб. пособие. для студентов муз. спец. / О. В. Михайличенко. – М.: Наука, 2014. – 210 с.
16. О детском голосе // Под ред. Н. Орловой. – М.: Высь, 2013. – 182 с.
17. Плужников К. И. Механика пения / К. И. Плужников. – СПб.: Композитор, 2004. – 88 с.
15. Рудницкая О. П. педагогика: общая и художественная / О. П. Рудницкая. – М.: ИППО, 2012. – 270 с.
18. Ростовский О. Я. Теория и методика музыкального образования: учеб.-метод. пособ. / О.Я.Ростовский. – Т.: Учеб. кн., 2011. – 200 с.
19. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / Г.П. Стулова. – М.: Прометей, 2007. – 270 с.
20. Халабузарь П.В. Методика музыкального воспитания: Учебное пособие для муз.училищ / П.В. Халабузарь. – М.: Музыка, 2010. – 173 с.
21. Юцевич Ю. Теория и методика формирования и развития певческого голоса / Ю. Юцевич. – М.: Музыка, 2014. – 97 с.