Фрагмент для ознакомления
2
правового и общественного контроля за метаморфозами власти и денег, за гласностью, законностью и пределами их взаимопревращений.
Другое дело, когда вместо этих, хотя и общественно опасных, но все же контролируемых, процессов происходит негласный натуральный обмен власти на дефицитные материальные и социальные блага и услуги. Возможность такого натурального и поэтому особенно трудно контролируемого обмена делает политическую власть особенно желанной для некоторых субъектов политической власти. Это и является одним из серьезных факторов ее ожесточения.
Наиболее полно характер власти проявляется в ее функционировании и осуществлении.
Функционирование власти осуществляется в рамках определенной политической системы.
1.4. Механизм контроля политической власти
Взаимодействие структурных элементов политической системы составляет механизм функционирования политической власти. Каждый элемент политической системы выступает субъектом политической власти и реализует ее в соответствии со своим общественным статусом, своими специфическими средствами.
Государство — главный инструмент политической власти. Оно выражает прежде всего интересы господствующих социальных групп (класса).
Для осуществления власти государство создает специальные органы (суд, прокуратору, армию, милицию и др.), чиновничий аппарат, средства массовой информации. Для нужд государства взымаются налоги с населения.
Государство принимает и отменяет законы, добивается выполнения принятых решений и законов, осуществляет управление всеми социальными процессами в обществе.
Политическая власть будет прочной и эффективно функционирующей при условии:
госорганы и учреждения (парламент, правительство, правоохранительные органы, органы госбезопасности, вооруженные силы) функционируют четко, эффективно;
все структурные элементы государства тесно взаимодействуют друг с другом, дополняют друг друга;
все структурные элементы строго выполняют свои функции.
Государство должно делать все, чтобы заручиться поддержкой своей политики, своей политической воли со стороны основных партий, союзов, организаций и т. д.
Когда политическая жизнь пускается на самотек, общество начинает напоминать растревоженный муравейник. Общество превращается в неуправляемую систему, возрастают центробежные силы, слабеет власть.
Средства массовой информации — важнейший рычаг в функционировании политической власти. Средства массовой информации называют «четвертой» властью в обществе. В этой оценке большая доля правды. Дело в том, что печать, радио, телевидение формируют общественное мнение, настроение, определенное понимание деятельности правительственных органов, вооруженных сил, отдельных политических деятелей.
Из всего этого складывается отношение народа к власти, а следовательно, его социальная база.
Под воздействием массовой информации и по ряду других причин может возникнуть оппозиция власти.
Сущность оппозиции — представляя определенные социальные силы, подвергать властные структуры конструктивной критике в рамках существующей конституции и бороться за приход к власти законным путем.
Оппозиция может иметь разные формы:
парламентская оппозиция,
внутрипарламентская оппозиция,
в средствах массовой информации.
Такие формы оппозиции в правовом государстве терпимы и даже полезны. В борьбе с ними существующая власть самосовершенствуется, укрепляется.
Иное дело, когда оппозиция занимает позицию прямо противоположную, враждебную существующей власти. В этом случае общество может быть поставлено на грань силового противостояния, вплоть до гражданской войны.
2. ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
2.1. Современная партийная система России
Политическая власть в демократическом обществе завоевывается и функционирует на основе конкуренции и идентифицируется при наличии реальной оппозиции.
Современная партийная система России состоит почти из семидесяти официально зарегистрированных политических партий, четыре из которых («Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ и ЛДПР) представлены в Государственной Думе.
«Политическое многообразие нашего общества определяет и структуру нашей многопартийной системы, — заявил Д. Медведев в послании Федеральному Собранию страны, — сегодня мы можем сказать: многопартийная система в Российской Федерации в целом сложилась. Она стала стабильно функционирующим, общенациональным политическим институтом, важнейшим инструментом, обеспечивающим функциональные права и свободы нашего народа, в том числе и его исключительное право на власть».
Политические партия – неотъемлемый современный институт политической системы общества, выполняющий ряд важнейших функций. Политическая партия выявляет, формирует, а затем – выражает интересы какой-либо относительно обособленной части общества в политическом процессе путём прихода к политической власти и её реализации, консолидирует, мобилизует массы, интегрирует общественные слои в политический процесс, способствует рекрутированию новых членов гражданского общества в политическую жизнь и борьбу, выдвигает на передний план политических лидеров и формирует правящую элиту, развивает политические идеологии, придает политической деятельности целенаправленность, производит процесс политической социализации граждан, обеспечивает связь общества и власти, способствует стабилизации политической системы общества, участвует в разработке социально-экономической и политической стратегии государства. История появления прототипов политических партий берёт своё начало ещё в древней Греции (так называемые «протопартии»). Они формировались вокруг авторитетных лидеров и вождей, или, возможно, – по территориальному (территориально-хозяйственному) принципу. Так, известны упоминания Аристотеля о партиях жителей горы, равнины и побережья, со своими, прежде всего, экономическими «чаяниями», связанными с их локализацией. Позднее стали образовываться партии вокруг наиболее влиятельных представителей буржуазных политических группировок. Так во Франции периода первой французской революции известность получили партии фельянов, жирондистов и якобинцев. Примечательно, что названия партий в то время не были информативными. Так, упомянутые партии назывались по месту, где собирались их сторонники (бывший монастырь ордена фельянов, департамент Жиронд на юго-западе Франции, монастырь святого Якова). Период появления настоящих, массовых, в полном смысле слова политических партий относится к средине XIX в. Этому способствовали процессы зарождения парламентаризма и распространения всеобщего избирательного права в Западной Европе и США. Таковыми партиями стали Лейбористская и Консервативная партии в Англии, а также – Республиканская и Демократическая партии в США. Примечательно, что и в России в конце XIX - начале XX вв. возникли две массовые политические партии – Российская
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Законы и иные нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 31 ст. 4398
2. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N 26 ст. 3176
3. Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 N 95- ФЗ [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_32459/ Список зарегистрированных политических партий [Электронный ресурс] URL: https://minjust.ru/ru/nko/gosreg/partii/spisok
Монографии и иные научные издания
4.
5. Гуляков А.Д. Основание федеративного государства в США (историко-государствоведческий очерк) / А.Д. Гуляков, А.Ю. Саломатин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2015. - № 1 (33). - С. 20-23
6. Двадцать лет Конституции Российской Федерации / Под ред. А.Г. Лисицына-Светланова. М., 2013. С. 196
7. Добрынин Н. М. Российский федерализм: Становление, современное состояние и перспективы / Н. М. Добрынин. - Новосибирск: Наука, 2015. - С. 85.
8. Некрасов С.И. Вопросы экстерриториальной компетенции в конституционно-правовой концепции территориальной организации публичной власти / С.И. Некрасов // Актуальные проблемы правового обеспечения экономической безопасности России: Материалы межвузовской научно-практической конференции (15 марта 2013 г.). - М.; Воронеж, 2013. - С. 78.
9. Некрасов С.И. Территориальное устройство современных государств: различие подходов, доктринальные проблемы, тенденции // Современное общество и право. 2012.№ 4 (8). С. 35—45
10. Некрасов С.И. Централизм, децентрализация и полицентризм в территориальной организации современных государств // Публичное и частное право. 2013. № II. С. 60—69.
11. Чернов С.Н. Правовые основы парадипломатии европейских и российских регионов // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 10. С. 44—48.
Научные статьи
12. Гуляков А.Д. Пути формирования канадского федерализма (историко-государствоведческое исследование) / А.Д. Гуляков, А.Ю. Саломатин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2015. - № 2 (34). - С. 5–16
13. Зуйков А. Ф. Размышления о российском федерализме / А. Ф. Зуйков // Государственная власть и местное самоуправление. - 2014. - № 12. - С. 22.
14. Мартьянов В.С. Федерализм: политическое устройство или пакт элит? / В.С. Мартьянов // Полис - 2014. - № 1. - С. 173-183.
15. Морозова А.С. Истоки федерализма в России. Становление современной модели государственного управления: историко-правовой анализ / А.С. Морозова // Российская юстиция. - 2015. - № 8. - С. 2 - 5.
16. Пивоваров Ю.С. Русская власть и публичная политика. Заметки историка о причинах неудачи демократического транзита /Ю.С. Пивоваров // Политические исследования. — 2016. — № 1. — С. 12—32.
17. Самойлова В.В. Политическая элита современного российского общества /В.В. Самойлова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. — 2018. Вып. 1. — С. 72—74.
18. Холодовский К.Г. К вопросу о политической система современной России / К.Г. Холодовский // Политические исследования. — 2019. — № 2. — С. 7—22.
19. Шахмуратова А.Р. Политическая власть, созданная В.В. Путиным // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. X междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10. URL: https://sibac.info//archive/social/10.pdf
20. Дюверже М. Политические партии [Электронный ресурс] URL: http://pavroz.ru/files/duvergerparties.pdf
21. Исаев Б.А. Партийная система России: мультипартизм или бипартизм? // Вестник СПбГУ. Серия 6. Политология. Международные отношения. 2017. №3 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/partiynaya-sistema-rossii-multipartizm-ilibipartizm
22. Тимошенко В.И., Салыков Д.Н. К теории партий и партийных систем // PolitBook. 2016. № 2 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-teorii-partiy-i-partiynyh-sistem
Авторефераты и рукописи диссертаций
23. Быков А. Н. Роль правосознания в юридической практике: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2012.
24. Черняк Б. А. Законность в организации и деятельности органов государственного управления: Дис. … канд. юрид. наук. Воронеж, 2003.
Учебники, учебные пособия
25. Кирьянов Ю.И. Правые партии в России. 1911-1917 гг./ Ю.И. Кирьянов - М., 2015. - С. 298-349.
26. Конституционное право: Учебник для бакалавров / Под ред. В.И. Фадеева. - М., 2013. - С. 99.
27. Лексин И.В. Территориальное устройство России: конституционно-правовые проблемы / И.В. Лексин. - М., 2014. - С. 214
28. Ливеровский А. А. Субъект Российской Федерации в системе федеративной конституционной асимметрии / А. А. Ливеровский. - М., 2013. - С. 94.
29. Лобанов И.В. Оптимальная модель федеративных отношений в Рос¬сийской Федерации / И.В. Лобанов. - Саратов, 2014. - С. 15
30. Матузов Н.И., А.В. Малько. Теория государства и права. – М., Издательский дом Дело, 2016.- с.72.
31. Морозова Л.А.. Теория государства и права.- М., ЭКСМО, 2010.- с.46.
32. Пахомов В.Г. Идеи федерализма в истории политико-правовой мысли России / В.Г. Пахомов. - М., 2013. - С. 105.
33. Умнова И. А. Конституционные основы современного российского федерализма / И. А. Умнова. - М.: Дело, 2014. - С. 39.
Словари, справочники, энциклопедии
34. Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. М.: ИНФРА-М, 1998.
35. Российская юридическая энциклопедия / Гл ред. А. Я. Сухарев. М., 1999.