Фрагмент для ознакомления
2
Любое предприятие не застраховано и от получения отрицательного финансового результата – убытка. В случае наличия убытка необходимо вести речь о неудовлетворительных финансовых результатах, что, как правило, является следствием ошибок и промахов менеджмента, низкого уровня производственно-финансовой деятельности, уменьшения денежных ресурсов в результате превышения расходов над доходами.
Для определения финансовых результатов и финансового состояния организации проводят финансовый анализ.
По мнению А.Д. Шеремета «… финансовые показатели в значительной мере содержатся в финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятия, поэтому под финансовым анализом принято понимать «внешний» финансовый анализ по данным публичной финансовой отчетности, что сужает его рамки, так как не вся финансовая информация организации отражена в отчетности» [47, с. 3].
Если руководство организации не предпринимает кардинальных мер по улучшению финансовых результатов, устранению факторов убыточной деятельности, то это может в конечном итоге привести к уменьшению объема производства вместо его расширенного воспроизводства, возможной ликвидации или банкротству предприятия.
В целом, прибыль представляет собой сложную многокомпонентную категорию в сумме экономических показателей. В этом показателе интегрально отражаются достигнутые уровни эффективности производства, качества продукции, работ и услуг.
Управление ростом прибыли хозяйствующих субъектов отвечает интересам государства, так как увеличиваются поступления в бюджет, повышаются занятость и доходы населения, улучшается общий инвестиционный климат в стране. Основные направления поиска резервов увеличения прибыли представлены на рисунке 5 [38, с. 246].
Рисунок 5 – Основные направления поиска резервов увеличения прибыли
Источниками резервов являются рост объема производства продукции, снижение затрат при ее изготовлении, повышение качества, продажа на наиболее выгодных рынках и т.д.
Следует отметить, что хотя повышение цен на продукцию тоже является одним из резервов увеличения прибыли, однако в условиях продолжающихся кризисных явлений в экономике и роста рыночной конкуренции во многих сферах он становится второстепенным, а на первое место выходит задача снижения себестоимости произведенной продукции (оказанных услуг).
Показатель прибыли является абсолютным по величине, поэтому важнейшим дополняющим показателем является показатель рентабельности.
Г.А. Савицкая определяет рентабельность как «… относительный показатель, отражающий уровень доходности бизнеса» [38, с. 236].
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом (показывают отдачу в формирование прибыли источников вложенного в предприятие капитала), а также доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т. д). В целом рентабельность, а не прибыль, является наиболее полным показателем, поскольку благодаря расчетам показателей рентабельности можно направить усилия на развитие наиболее прибыльных и перспективных сфер бизнеса.
Таким образом, основные финансовые результаты деятельности предприятия отражаются в показателях прибыли и рентабельности. Грамотное управление их положительной динамикой рост эффективности бизнеса, повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности предприятия для потенциальных инвесторов и партнеров.
1.2 Методика анализа и оценки эффективности управления финансовыми результатами предприятия
Известно большое количество методов оценки эффективности управления финансовыми результатами, однако, конкретных способов их реализации для анализа управления финансово-экономическими результатами не так много.
Основными задачами анализа и управления финансовыми результатами «служат:
- оценка динамики абсолютных и относительных показателей финансовых результатов (прибыли и рентабельности);
- определение направленности и размера влияния отдельных факторов на сумму прибыли и уровень рентабельности;
- выявление и оценка возможных резервов роста прибыли и рентабельности;
- анализ порога прибыли;
- оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;
- разработка мероприятий по освоению выявленных резервов» [45, с. 341].
Основой для проведения анализа управления показателями прибыли и рентабельности предприятия является его финансовая отчетность.
Как указывает М.А. Вахрушина в [12, с. 14]: «финансовая отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, сформированную на основе данных бухгалтерского учета».
Бухгалтерская отчетность предприятия за отчетный год включает в себя:
1. Бухгалтерский баланс.
2. Отчет о финансовых результатах.
3. Отчет об изменениях капитала.
4. Отчет о движении денежных средств.
5. Приложение к бухгалтерскому балансу.
6. Пояснительная записка.
7. Аудиторское заключение (в случае если предприятие подпадает под необходимость проведения обязательного аудита);
8. Отчет о целевом использовании полученных средств.
По итогам анализа финансового состояния необходимо дать текущую характеристику финансово-хозяйственной деятельности предприятия и оценить динамику финансовых результатов, какие из них имеют допустимые значения и какие являются неудовлетворительными, и соответственно, требуют оперативных мер по устранению этой негативной ситуации.
Для этого проводят анализ прибыльности и структуры затрат, анализ рентабельности [21, с. 109].
Важное значение в управлении финансовыми результатами принадлежит факторному анализу, при котором проводят анализ влияния отдельных факторов финансовой деятельности предприятия на основные показатели.
При этом проводится оценка влияния на эти показатели различных факторов, таких как, изменения в стоимости, объемах продаж, структуре продаж и т. д. В результате менеджмент предприятия получает определенные рычаги воздействия на финансово-хозяйственную деятельность с целью улучшения финансовых показателей.
Представляет интерес и качественный анализ факторов, влияющих на формирование прибыли. Если качество прибыли высокое, это сопровождается увеличением объемов продаж или производства при параллельном снижении стоимости услуги или продукта. Если качество прибыли низкое, темпы продаж и производства, как правило, снижаются, а уровень расходов, наоборот, имеет тенденцию к росту, что отражается на отпускных ценах на продукцию.
В целом, качественная составляющая прибыли позволяет сравнительно оценить эффективность использования экономических и финансовых ресурсов предприятия. Основной целью для организации является постепенное снижение стоимости продуктов и услуг.
Для управления показателями рентабельности используются различные модели. Так, широкое применение для этих целей получила модель Дюпон [13, с. 60; 44, с. 69]. Говоря о прибыли как об одном из показателей финансовых результатов, следует также отметить, что «финансовый результат представляет собой прирост или уменьшение стоимости собственного капитала организации» [41, с. 74].
В настоящее время применяется концепция, согласно которой успешность деятельности предприятия определяется тем, происходит ли рост его стоимости во времени. Как справедливо отмечается в работе [42, с. 12], «… одним из ключевых факторов обеспечения высокоэффективного функционирования предприятия является …максимизация стоимости предприятия». Еще одно важное дополнение сделано в работе [44, с. 71]: «… высокое значение коэффициента рентабельности неэквивалентно высокой отдаче на инвестируемый капитал в данную компанию. Необходимо не только ориентироваться на рентабельность собственного капитала, но и принимать во внимание рыночную цену компании». В соответствии с действующим
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Постановление Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. № 1470 "Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития РФ и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития РФ" (с изменениями и дополнениями). Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru.
2. Абдукаримов И.Т. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур: учебное пособие / И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов. – М.: Инфра-М, 2019. – 214 с.
3. Анискин Ю.П., Павлова А.М. «Планирование и контроллинг»: Учебник.-М.: Омега - Л, 2015. - 280с.
4. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. «Финансовый анализ». - М.: Издательство «ДИС», 2016. - 310с.
5. Арустамов Э.А., Пахомкин А.Н., Платонов А.П., Рыкова И.В. «Организация предпринимательства»: Учебное пособие. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», МУПК, 2014.-355с.
6. Балдин К.В. Инвестиции и инновации: Учебник / Щербаков В.Н., Балдин К.В., Дубровский А.В. - М.: Дашков и К, 2017. - 658 с.
7. Балдин К.В. Информационные системы в экономике: Учебник / Балдин К.В., Уткин В.Б. - 7-е изд. - М.: Дашков и К, 2017. - 395 с.
8. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности, М.: Финансы и статистика, 2016. -210с.
9. Бронникова Т.С. Разработка бизнес-плана проекта : учеб. пособие / Т.С. Бронникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2019. - 215 с.
10. Буров В.П., Морошкин В.А. Бизнес-планирование : учеб. пособие / В.А. Морошкин, В.П. Буров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 288 с.
11. Бэйли Джеффри В. Инвестиции : учебник : пер. с англ. / У.Ф. Шарп, Г.Д. Александер, Д.В. Бэйли. - М. : ИНФРА-М, 2018. - XII, 1028 с.
12. Вахрушина М.А. Анализ финансовой отчетности: Учебник/ Вахрушина М.А., 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 432 с.
13. Дамодаран Асват. Инвестиционная оценка: Инструменты и методы оценки любых активов / Дамодаран А. - 9-е изд., перераб. и доп. - М.: Альпина Пабл., 2016. – 1316 с.
14. Елисеева, И.И. Финансовый анализ: учебник / И.И. Елисеева. – М.: «ПРОСПЕКТ», 2016. – 448 с.
15. Елина О.А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник / под ред. А.П. Гарнова - Москва: ИНФРА-М, 2018. - 366 с.
16. Завадская Л.В., Игнатова О.А. Технология изоляционных и строительных материалов и изделий : учеб. пособие / О.А. Игнатова, В.Ф. Завадский. - М. : ИНФРА-М, 2017. - 472 с.
17. Зигель Э.С. Шульц Л.А. «Составление бизнес-плана» М: Финансы и статистика, 2016.- 632с.
18. Зубеева Е.В. Инвестиционный менеджмент : учеб. пособие / В.В. Мыльник, Е.В. Зубеева. - М. : РИОР : ИНФРА-М, 2018.-229 с.
19. Исик Л.В. Банкротство и финансовое оздоровление : учебное пособие / Л.В. Исик. – М.: Дело и Сервис, 2014. -272 с.
20. Канке А.А., Кошевая И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / Канке А.А., Кошевая И.П., - 2-е изд., испр. и доп. - М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 288 с.
21. Кобелева И.В., Ивашина Н.С. Анализ финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций : учеб. пособие / И.В. Кобелева, Н.С. Ивашина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2019. – 292 с.
22. Кротова С. Г. Методы управления финансовыми результатами предприятия //Молодой ученый.-2017.-№46.-С.140-142.- URL https: //moluch.ru/archive/180/46527.
23. Липсиц И.В. Инвестиционный анализ. Подготовка и оценка инвестиций в реальные активы: учебн./И.В. Липсиц, В.В. Коссов - М.: ИНФРА-М, 2017-320 с.
24. Лукасевич, И. Я. Инвестиции : учебник / И.Я. Лукасевич. - Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2018. - 413 с.
25. Макарова, Л.М. Информационные возможности бухгалтерского баланса в анализе финансового положения организации / Л.М. Макарова, Н.В. Евдокимова // Экономические исследования и разработки. – 2017. – № 4. – С. 24–29.
26. Мороз Н.Ю. Амортизация основных средств: вопросы теории и методики учета : монография / Ю.И. Сигидов, Н.Ю. Мороз. - М. : ИНФРА-М, 2017. - 175 с.
27. Морозко Н.И. Финансовое управление стабильностью малых организаций / Морозко Н.И. [Znanium.com, 2016, вып. №1-12, стр. 0-0] - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/702177.
28. Носов А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Зарук Н.Ф., Носов А.В., Федотова М.Ю. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 249 с.
29. Оценка стоимости предметов залога в нестабильной экономике: проблемы и пути их решения : монография / под ред. М.А. Федотовой, Т.В. Тазихиной. - Москва : ИНФРА-М, 2018. - 196 с.
30. Пласкова Н.С., Вахрушина М.А. Анализ финансовой отчетности: Учебник / Под ред. М.А. Вахрушиной, Н.С. Пласковой. - М.: Вузовский учебник, 2019. - 367 с.
31. Попадюк Т.Г. Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. проф. Т. Г. Попадюк, проф. В.Я. Горфинкеля - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 296 с.
32. Программный продукт «Альт-Финансы-2». Руководство пользователя. /ООО «Альт-Инвест» - Москва, Санкт-Петербург, 2011 - 107 с.
33. Программный продукт «Альт-Финансы-3». Руководство пользователя. /ООО «Альт-Инвест» - Москва, Санкт-Петербург, 2016 - 112 с.
34. Программный продукт «Альт-Инвест-5». Руководство пользователя. /ООО «Альт-Инвест» - Москва, Санкт-Петербург, 2016 - 111 с.
35. Романов А.Н. Налоги и налогообложение : учеб. пособие / А.Н. Романов, С.П. Колчин. - М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2018. - 391 с.
36. Рябых Д., Захарова Е. Бизнес-планирование на компьютере (+CD с уникальной коллекцией бизнес-планов и программами). – СПб.: Питер, 2014. – 240 с.: ил.
37. Савина, Т.Н. Цифровая экономика как новая парадигма развития: вызовы, возможности и перспективы / Т.Н. Савина // Финансы и кредит. 2018. Т. 24. – № 3 (771). С. 579–590.
38. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учебник / Г.В. Савицкая. - 6-е изд., испр. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2019. - 378 с.
39. Семиколенова, М.Н. Финансовое состояние организации: методы анализа и прогнозирования / М.Н. Семиколенова, Д.И. Сачко // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – № 6. – С. 107–110.
40. Сигидов Ю.И. Развитие методики бухгалтерского учета финансовых результатов сельскохозяйственных организаций: Монография / Сигидов Ю.И., Ясменко Г.Н. - Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 118 с.
41. Ферова И.С. Корпоративные финансы: Учебное пособие / Ферова И.С., Кузьмина И.Г. - Краснояр.: СФУ, 2016. - 148 с.
42. Царев, В.В. Оценка стоимости бизнеса. Теория и методология: учеб. пособие для студентов вузов по специальностям 080105 «Финансы и кредит» и 090109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»/ В.В. Царев, А.А. Кантарович. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017.
43. Чараева М. В. Финансовый менеджмент : учеб. пособие / М.В. Чараева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2019. - 240 с.
44. Чеботарев Н.Ф. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) / Чеботарев Н.Ф., - 3-е изд. - Москва :Дашков и К, 2017. - 256 с.
45. Чернышева Ю.Г. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации) : учебник / Ю.Г. Чернышева. - Москва : ИНФРА-М, 2019. - 421 с.
46. Черняк В.З., Барикаев Е.Н., Чараев Г.Г. Бизнес-планирование: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» / В.З. Черняк [и др.] ; под ред. В.З. Черняка, Г.Г. Чараева. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 591 с.
47. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций : практич. пособие / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2019. - 208 с.
48. Экономическая оценка инвестиций: Учебник для вузов. Под ред. М. Римера, 5-е изд., перерабо¬танное и дополненное (+ обучающий курс). - СПб.: Питер, 2014. - 432 с.
49. Янковский К. П. Инвестиции: Учебник / К. П. Янковский. – СПб.: Питер, 2017. – 368 с.
50. Министерство финансов РФ: официальный сайт. [Электронный ресурс] Режим доступа URL: https://www.minfin.ru.