Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Серьезные проблемы, которые приходиться одолевать ребенку с нарушением речи, напрямую связаны с формированием его личности. Нарушения речи в той или иной степени негативно воздействуют на все психическое становление малыша, отражаются на его работе, поведении. Серьезные нарушения речи очень сильно воздействуют на интеллектуальное развитие и становление познавательной деятельности ребенка. Что обосновано тесной связью речи и мышления, и невозможности речевых контактов, в процессе которых ребенок получает знания.
Нарушение речи, невсеобъемлемость речевого общения имеют все шансы негативного влияния на всестороннее развитие малыша, формировать своеобразные особенности эмоционально-волевой сферы, содействовать развитию негативных свойств нрава (застенчивости, неуверенности, ощущения неполноценности). Все это негативно воздействует на овладение грамотой, на успеваемость в целом, на выбор профессии. Чтобы посодействовать ребенку одолеть речевые нарушения принципиальна поддержка со стороны родителей, воспитателя, в случае, если надо, медицинских работников.
Актуальность проблемы вызвана с одной стороны, потребностью улучшения норм и принципов логопедо-педагогических процессов, а с иной стороны – необходимостью разработки свежих, правильно построенных и действующих способов и их организация. Значимость подобный работы увеличивается в связи с тем, что быстро возросло количество патологий у ребят. И на 1-ый план выходят эти задачи, как вовремя втянуть логопеда в коррекционный процесс; возможности и умения одолеть речевые нарушения; становление личности ребенка; организация личностно нацеленного взаимодействия в системе «преподаватель – малыш – родители».
Объект исследования: малыши дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения.
Предмет исследования: коррекционная работа как средство преодоления речевых расстройств и составление понятной речи.
Целью нашего исследования считается составление умений и способностей верного проигрывания свистящих звуков речи в критериях дошкольного логопункта.
Задачи исследования:
1. Квалифицировать и изучить основание и характер речевого нарушения.
2. Квалифицировать их систематизацию классификацию.
3. Создать действенные способы предупреждения и корректировки.
4. Убрать речевые нарушения.
5. Изучить результаты коррекционной работы.
6. Выполнить работу с родителями по профилактике речевых расстройств.
Глава 1 Теоретический анализ научной литературы
1.1 Закономерности произношения звуков у детей
Развитие звукопроизношения у ребят в норме обхватывает этап от года да 5 (реже – до 6) лет. В таком возрасте звуки малыш усваивает не обособленно, а в составе цельных текстов. Но потому что почти все звуки у него еще отсутствуют или же заменяются другими звуками, звукослоговая конструкция текстов как оказалось извращённой, и только помаленьку она все больше и больше устанавливается, приближаясь к норме. Уже с двухгодовалого возраста малютка различает все звуки речи на слух, впрочем, верно сказать их он ещё не имеет возможность, вследствие того, что созревание речедвигательного анализатора отстает от созревания речеслухового. [1] Верное звукопроизношение усваивается ребенком на базе подражания речи взрослых. Как раз данным и объясняются частые случаи «семейной картавости» и иных «семейных» недостатков звукопроизношения, которые родители пробуют приписать наследственностью. Овладение верным звукопроизношением при обычном ходе речевого становления подчинено абсолютно конкретным закономерностям. К данным закономерностям, свойственным для всех ребят, относятся:
1. Звуки речи усваиваются ребенком по принципу от нетяжелого к трудному. Это означает, собственно, что в первую очередь он завладевает произношением тех звуков, которые даются ему легко, а лишь потом ребенок овладевает трудными для него звуками.
Очередность усвоения звуков такая:
- на 1-2-м году жизни малыш говорит лишь только гласные звуки А, О, Э и губные согласные П, Б, М (в артикулировании последних язык вообще не участвует). Как раз из данных звуков и состоят слова малыша: мама, папа, баба.
- от 2 до 3 лет малыш усваивает гласные звуки И, Ы, и не сложные по артикуляции согласные: Ф, В (губно-зубные, в образовании коих язык также ещё не участвует); Т, Д, Н (простейшие по артикуляции переднеязычные звуки, требующие только незатейливого поднимания кончика языка к верхним зубам); К, Г, Х (заднеязычные, также относительно обычные по артикуляции) и звук Й. [2]
- в возрасте от 3 до 5 лет начинается усвоение в начале свистящих звуков С, З, Ц, а затем шипящих Ш, Ж, Ч, Щ. Эти группы звуков уже значительно более сложны по артикуляции, потому что для их образования важны дифференцированные перемещения языка, а еще конкретное состояние губ. В следствие этого не невзначай у множества ребят как раз на данных звуках в первый раз появляются патологические нарушения звукопроизношения.
- и в конце концов в возрасте 5-6 лет малыш овладевает артикуляцией самых трудных согласных звуков, к коим относятся Р и жесткое Л. Верное артикулирование данных звуков подразумевает довольно верную и деликатную работу мускул языка. [3]
Наконец, мы видим жесткую очередность в усвоении ребятами верного звукопроизношения: малыш не начинает овладение им с артикуляторно сложных звуков.
2. Артикуляторно сложные звуки усваиваются не незамедлительно, а методом поочередного применения всевозможных звуков-заменителей (субститутов). В случае если обычные по артикуляции звуки малыши как правило незамедлительно говорят верно, то сложные звуки они обязаны заменять больше ординарными до тех пор, пока не сумеют, в конце концов, исполнить нужные для их произнесения артикуляторные перемещения. Так, к примеру, малыш раннего возраста звук С замещает на Т («танки» = санки); ещё больше сложный по артикуляции звук Ш в начале заменяется на Т («тапка» = шапка, а вслед за тем на С («сапка» = шапка). [4] Свойственно, что звуки-заменители при обычном ходе речевого становления произносятся ребенком верно, т. е. не искажаются.
3. Этап овладения звуком, как правило, продолжается в пределах 2-3 месяцев. В течение всего времени малыш использует усвоенные звуки нестабильно, продолжая перемешивать его со звуком-заменителем. Временами на данном этапе вероятны в том числе и оборотные подмены, но все же относительно проворно малыш бесповоротно завладевает верным произношением звука.
4. «Возрастное косноязычие» связано с пропуском звуков, или же их подменой другими звуками, но верно произносимыми. К примеру, при невозможности произнесения звука Р малыш беседует «ыба» взамен рыба, а при подмене его иным звуком – «йиба» или же «лыба» взамен рыба.
5. Не позже 5-6-летнего возраста этап «возрастного косноязычия» завершается, впоследствии чего все звуки произносятся ребенком верно. Однако, временами видятся случаи «задержанного возрастного косноязычия», когда звуковые подмены по неким основаниям остаются у детей подольше упомянутого срока. Впрочем, неверное произношение тут выражается как раз в звуковых подменах, а не в искажении звуков; в противном случае это уже патология, требующая поддержки профессионалов. [5]
Наконец, главным внешним симптомом истинно «возрастного косноязычия» считается то, что у малыша или же всецело отсутствуют (опускаются в речи) некие звуки, или же эти звуки заменяются другими, но в обязательном порядке верно произносимыми звуками. Эти звуки нехарактерны для российского языка и в следствие этого незамедлительно обращают на себя внимание. В данном случае имеет возможность быть уже упомянутое картавое Р, межзубное С, «воздушное» Ш (звук произносится с раздуванием щек) и пр. Все эти патологические особенности произношения имеют все шансы наблюдаться и в одном ряду со звуковыми подменами, т. е. вполне вероятно сосуществование патологического и возрастного косноязычия.
В чем же первопричина патологических нарушений звукопроизношения?
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Акредоло Л., Гудовин С. 68 игр для развития мозга - М., 2004, с. 14 23
2. Александрова Т.В. Живые звуки или фонетика для дошкольников - С.-П. 2005, с. 27-47
3. Алябьева Е.А. Логопедические упражнения без музыкального сопровождения - М, 2005, с. 36-55
4. Белова-Давид Р.А. Нарушение речи у дошкольников - М., 1972, с.41-55
5. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика - С.-П., 2004- с. 31-39.
6. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоления– М., 2005,с. 88-100
7. Волкова Л.С. Логопедия – М., 2004- с. 148-156.
8. Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи. /Под ред. Волковой Л.С. –М., 2003 –с. 129-152.
9. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. /Под ред. Гаркуши Ю.Ф. –М., 2004, с. 9-19.
10. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит. –М., 2004, с. 9-19.
11. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. – М., 2005, с. 12-32.
12. Залмаева Р. Сам себе логопед. – С.П., 1996, с. 20-34
13. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. – М., 2005,
с. 5-31
14. Кузнецова Я.В. Рабочая тетрадь логопеда и воспитателя коррекционных групп. – Р.- на –Д., 2005. с. 107; 115-121
15. Мальцева м., Костыгина В. Мой логопедический альбом.–Я.,2003.с.41-46.
16. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М., 1982, с. 52-76; 112-116.
17. Мелехова Л. В. Дифференсация дислалии. Очерки по патологии речи и голоса. – М., 1967. с. 80-85
18. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – С.П., 2004 с. 97-117.
19. Павлова Л.Н., Теречева М.Н. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. – С.П., 2004 с.20-47; 100-132.
20. Поваляева М.А. Дидактический материал по логопедии (свистящие, шипящие). Сказки о веселом язычке. – Ростов –н/Д, 2003 с. 32-51.
21. Руденко В.И. Логопедия. Практическое пособие. Ростов –н/Д., 2004
с. 13-22.
22. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность. –М., 2000 с. 81-104.
23. Соколова Н.В. логопедическая тетрадь. –М., 2005 с. 5-10
24. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. М., 2004 с. 41-63
25. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей – М., 1989, с. 26-37, 41-51