Фрагмент для ознакомления
2
Реальность и конкретность планирования должны предусматривать учет существующих материально-технических, климатических и финансовых условий для осуществления процесса формирования физической культуры личности. Кроме того, следует иметь в виду уровень физической подготовленности занимающихся, их пол, возраст, состояние здоровья, а также методическую подготовленность педагогов.
Гибкость планирования предусматривает оперативное реагирование на условия, которые меняются, во время педагогического процесса, потому что он не всегда совпадает с заданными контурами. Для реализации этого требования необходима постоянная корректировка плана и согласование процесса его выполнения с учетом данных контроля. В зависимости от многообразия выполняемой работы различают два вида планирования, которые реализуются через соответствующие планы: общий и частичный.
В общем плане предусматривается основное содержание физкультурно-спортивной работы. Он оформляется на календарный или учебный год. В школе общий план разрабатывает учитель физической культуры, в спортивной школе соответственно старший тренер или заместитель директора по учебно-спортивной работе. Общий план обсуждается перед началом учебного (календарного) года и утверждается руководителем заведения. Общегодовой план по физической культуре является своеобразной программой действий для всех подразделений учебного заведения.
В общем плане обычно указываются следующие виды работы : организационная; учебно-методическая; учебно-тренировочная; физкультурно-оздоровительная; воспитательная; врачебный контроль; агитационно-пропагандная; хозяйственная.
При оформлении общего плана, как правило, выделяют следующие разделы: содержание работы; сроки выполнения; ответственные за выполнение; отметка о выполнении. В развитии тех или иных видов работы, изложенных в общем плане, разрабатываются частичные планы. Такими могут быть, например, план учебной работы в школе на четверть, календарный план спортивно-массовых мероприятий коллектива физической культуры и др. В частичных планах будущая работа определяется подробнее. Если содержание работы распределяется точно по календарным датам, то они имеют название - календарные, если такого распределения нет - объемные. В зависимости от сроков действия существуют следующие виды планирования: перспективное; текущее; оперативное .
Перспективное планирование рассчитано в пределах от одного года до нескольких лет, например, в спорте оно может соответствовать четырем годам - интервалу между очередными Играми Олимпиад. Перспективное планирование физической культуры в учебных заведениях приравнивается к одному учебному году и сводится к распределению программного материала по учебным периодам, четвертям, семестрам и др.
Планирование учебно-воспитательной работы на один год имеет существенное значение, поскольку является базой всех степеней текущего планирования. В практике получили распространение разные формы годового планирования, но предпочтение отдается плану-графику, удовлетворяет требованиям простоты и наглядности.
Текущее планирование отличается большей конкретностью работы педагога с реализации задач и последовательностью использования средств их решения.
Оперативное планирование охватывает временные рамки микроцикла, тренировочного дня, одного занятия, следовательно, научно обоснованное планирование в физическом воспитании является одним из основных факторов успешного его функционирования.
Для проверки правильности хода педагогического процесса создается подсистема поэтапного контроля с помощью специальных тестов. Если при условии добросовестной реализации планов контрольные результаты существенно отличаются от запланированных, то в системе планирования допущены ошибки.
2.2 Контроль и учет в процессе физического воспитания
Понятие «контроль», без сомнения, не новое и в достаточной мере известное. Следовательно, характеристика контроля в процессе физического воспитания различными специалистами трактуется неоднозначно.
Контроль (от фр., двойной список). Согласно определению толкового словаря, контроль это: проверка, учет, наблюдение за чем-либо; учреждения (лица), что проверяют деятельность любой другой организации или ответственного лица, отчетность и тому подобное; заключительная функция управления; значение и виды контроля учебного процесса по физической культуре. Контроль является одним из важнейших элементов управления учебным процессом в физической культуре . На основании контроля педагогического процесса вносятся необходимые коррективы в документы планирования работы по физической культуре учащихся.
Цель контроля в физическом воспитании – выявление адекватности педагогически направленных воздействий и их эффектов запланированных результатов и, при возникновении несоответствия, принятие необходимых решений по коррекции действий управления (Рис.3). Для физического воспитания свойственны два вида контроля: педагогический контроль и самоконтроль.
Рис.3 Цели организации контроля
Контроль со стороны преподавателя, тренера (педагога), который осуществляется в соответствии с его профессиональными функциями, квалификацией, образованием, называется педагогическим. Контроль индивидуума за состоянием своего здоровья как во время выполнения физических нагрузок, так и в разные периоды восстановления называется самоконтролем. .
Педагогический контроль начинается с изучения исходного уровня возможностей и готовности учащихся к реализации задач. Обычно он начинается до начала процесса обучения или очередного цикла занятий. Выходной педагогический контроль также предполагает оценку индивидуального уровня знаний и физического развития, духовного опыта, физической подготовленности, мотиваций и установок, отражают отношение учеников к будущим занятиям. Контроль факторов, влияющих на учащихся в процессе физического воспитания, должен охватывать следующие разновидности воздействий: те, что идут непосредственно от педагога; те, что оказывают условия внешней среды; те, что вытекают из деятельности и взаимодействия учащихся. Контролируя первую группу воздействий, учитель должен осуществлять педагогический самоконтроль.
Педагогический аспект контроля заключается в сопоставлении имеющихся условий и возможностей достижения предусмотренного эффекта.
В контроле специфических факторов видное место занимает контроль двигательной деятельности как фактора воздействия на организм учащихся. Контроль динамики функциональных сдвигов в организме учащихся является одним из наиболее разработанных разделов контроля в физическом воспитании. Обычно, это направление связано с медико-биологическим контролем .
Самым важным в педагогическом контроле над процессом физического воспитания является контроль за формированием знаний, умений, навыков, развитием двигательных способностей, совершенствованием личных качеств школьника. Данные педагогического контроля в физическом воспитании подлежат документальному учету. Суть учета заключается в выявлении, осмыслении и оценке реальных условий, конкретных фактов динамики и результатов педагогического процесса. Благодаря контролю и учету накапливаются данные о физическом состоянии, технико-тактической подготовленности и количественные достижения тех, кто занимается.
Основными документами контроля, учета и отчетности является журнал учета учебной работы группы, медицинская карточка, журнал учета травм, журнал учета наличия и состояния оборудования, книга учета высших
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алхасов Д.С. Методика обучения физической культуре в начальной школе в 2 ч. Часть 1: учебное пособие для академического бакалавриата / Д.С. Алхасов. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 254 с.
2. Апциаури Л.Ш. Спорт как социальное явление и фактор социализации личности / Л. Ш. Апциаури // Теория и практика физической культуры. – 2003. – № 1. – С. 12-14.
3. Бурухин С.Ф. Методика обучения физической культуре. гимнастика: учебное пособие для академического бакалавриата / С.Ф. Бурухин. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 240 с.
4. Воль А. Теоретические и методологические предположения исследования процессов вовлечения в спорт и спортивную социализацию / А. Воль, Е. Пуделькевич // Мат. ІІІ междунар. симпоз. по социологии спорта. – Канада, Ватерлоо, 1971. – 193 с.
5. Германов Г.Н. Двигательные способности и физические качества. Разделы теории физической культуры: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Г.Н. Германов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 224 с.
6. Горская Г.Б. Мотивационный климат как психологический регулятор деятельности спортсменов // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2016. – № 4. – С. 85–91.
7. Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» / Ю.Д. Железняк. – М.: 2004. – 315 с.
8. Журавлева И. В. Отношение к здоровью индивида и общества / И. В. Журавлева. – М.: Наука, 2009. – 215 с.
9. Злобина М.Е. Физическая культура школьника / Г. Н. Герма¬нов, М. М. Кубланов, М. Е. Злобина: учеб. пособие. – Воронеж: «Ис¬токи», 2008. – 333 с.
10. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Советский спорт, 2007. – 464 с.
11. Лесгафт П.Ф. Педагогика. Избранные труды / П. Ф. Лесгафт. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 375 с.
12. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учебное пособие / Л. И. Лубышева. – М.: изд. центр «Академия», 2001. – 240 с.
13. Лубышева Л. И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2001. – № 4. – С. 11-13
14. Массовая физическая культура // Под ред. Маслякова В.А. – М.: Высшая школа, 2011. – 240 с.
15. Методика обучения физической культуре в начальной школе в 2 ч. Часть 2: учебное пособие для академического бакалавриата / Д. С. Алхасов. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 441 с.
16. Михайлов Н.Г. Методика обучения физической культуре. Аэробика: учебное пособие для вузов / Н.Г. Михайлов, Э.И. Михайлова, Е.Б. Деревлёва. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 127 с.
17. Никитина А.А. О сущности дефиниции «физическая культура личности» в физическом воспитании студентов // Вестник БФУ им. И. Канта. – 2006. – № 3. – С.4.
18. Овчаров В.С. Настольная книга учителя физической культуры Методическое пособие / В.С. Овчаров. – Минск, 2008. – 318 с.
19. Письменский И.А. Физическая культура: учебник для академического бакалавриата / И.А. Письменский, Ю. Н. Аллянов. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 493 с.
20. Планирование и контроль в физической культуре и спорте: методические материалы к изучению дисциплины и организации самостоятельной работы для студентов 4-го курса бакалавриата очной и заочной формы обучения по направлению 44.03.01 Педагогическое образование (профиль подготовки – Физическая культура), / сост. А. С. Соколов. – Славянск-на-Кубани: Филиал Кубанского гос. ун-та, в г. Славянск-на-Кубани, 2018. – 48 с.
21. Сулейманов Н. И. К определению сущности и структуры спорта как социальной сферы / Н. И. Сулейманов. – Хабаровск, 1982. – 200 с.
22. Теория и методика избранного вида спорта: учебное пособие для вузов / Т. А. Завьялова [и др.]; под ред. С. Е. Шивринской. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 247 с.
23. Физическая культура: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А. Б. Муллер [и др.]. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 424 с.
24. Филиппов С. С. Менеджмент физической культуры и спорта: учебник для академического бакалавриата / С.С. Филиппов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 242 с.
25. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2- е изд., испр. и доп. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2001. – 480 с.