Фрагмент для ознакомления
2
Правовые ценности, которые формируются в правосознании индивида в ходе освоения социального правового опыта, соответствуют генетической памяти и в значительной степени определяют восприятие индивидуального опыта. Благодаря этому существует возможность влиять как на правосознание индивида, так и на его правовое поведение. В первую очередь речь идет о целенаправленной правовой социализации, в ходе которой общество (локальное сообщество) осуществляет ценностно-правовую ориентацию индивида, его адаптацию к возможным изменениям правовой и социальной реальности, передачу и сохранение правовой традиции, формирует представления о наиболее целесообразных вариантах поведения в той или иной ситуации.
Одновременно индивид в процессе освоения правовой реальности не только формирует собственный правовой опыт, но и оказывает влияние на правовой опыт группы. Хотя отдельный индивид не способен изменить правовую традицию, постепенное нарастание новелл, связанных с влиянием индивидуального опыта на поведение группы, может стать основой для трансформации правовой традиции в целом (переход количественных изменений в качественные).
Осуществление влияния на выбор субъектом удовлетворяющего правовым и юридическим нормам варианта поведения невозможно без участия институтов и агентов социализации. К первым можно отнести образовательные организации различного уровня, иные организации, в которых осуществляется правовое воспитание, хотя и не в качестве главной цели. Вторых можно разделить на первичных и вторичных агентов. Первичные агенты – семья, друзья; вторичные – учителя, руководство.
Кроме того, на правовую социализацию индивида, формирование у него представлений о понятиях правильности, правомерности, справедливости, добра и зла и т. д. влияет ряд институализированных факторов, среди которых выделяются государство, общество, локальное сообщество. Влияя на систему правовых ценностей индивида в процессе освоения им социального правового опыта, корректируя ее в соответствии с собственным представлением о правовой реальности, они способны в определенной степени управлять его правовым поведением.
В зависимости от правовой компетентности и правовой активности индивида можно сформулировать следующую типологию его правового поведения:
1. Индивид глубоко осмысляет принципы права, уважает и реализует нормы позитивного права, активно участвует в правотворческом процессе, руководствуясь убеждением, что его действия способны оказать влияние на правовое поведение других субъектов и гармонизировать правовую реальность.
2. Индивид глубоко осмысляет принципы права, реализует нормы позитивного права и может участвовать в правотворчестве, но его действия вызваны внутренним или внешним стимулом, результатом которого должно стать удовлетворение собственных потребностей и интересов.
3. Индивид знает принципы и нормы позитивного права, но в своем поведении он не стремится следовать им и, как правило, эти нормы не влияют на его конкретные действия.
4. Индивид знаком лишь в общих чертах с действующим позитивным правом, уверен в его несправедливости и соблюдает позитивные нормы лишь в силу страха перед наказанием или убеждения в том, что их несоблюдение не допустимо.
5. Индивид не соблюдает нормы позитивного права в силу их незнания и руководствуется в своих поступках социальным или индивидуальным правом.
6. Индивид знает принципы и нормы позитивного права, в силу чего уверен, что его действия, нарушающие закон, можно организовать таким образом, чтобы это «сошло с рук», осталось незамеченным для правоприменителей.
7. Индивид знаком с нормами позитивного и социального права в общих чертах, но уверен в их ненужности и даже вредности как по отношению к нему лично, так и по отношению к другим людям. В силу этого он стремится руководствоваться в своих действиях исключительно индивидуальным правом.
Следует иметь в виду, что между указанными типами правового поведения нет непроходимых барьеров: один из них по мере трансформации сознания может перетекать в другой.
В юридической науке давно актуализирован и используется «механизменный» подход к исследованию правовых явлений. В свою очередь, допустимо выделение механизма правового поведения, который можно рассматривать как систему ценностных, когнитивных и деятельностных средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения действий субъектов в правовой реальности. Поведение человека – это результат приведения механизма правового поведения в действие, когда все элементы реализуются последовательно, развиваясь и трансформируясь в связи с более высоким уровнем каждого следующего элемента.
В науке предлагается выделить ряд элементов механизма правового поведения :
правовая потребность, выражающая стремление индивида к реализации правовых ценностей, заключенных в нормах права и правосознании;
правовой интерес – осознанная и конкретизированная правовая потребность, заключающаяся в осознании индивидом конкретных правил и выступающая в качестве непосредственной причины правового поведения;
правовой мотив, направленный на выявление средств, необходимых для удовлетворения правовых потребностей. При этом мотив может быть как личным, так и социальным;
правовая ориентация, трансформирующая правовые интересы в правовые ценности. «Правовая ориентация есть интегрированная совокупность правовых установок индивида или общности, непосредственно формирующая внутренний план, программу деятельности в юридически значимых ситуациях»;
правовая установка – сформировавшаяся на основе индивидуального и социального правового опыта предрасположенность индивида воспринимать и оценивать различные правовые ценности определенным образом и готовность действовать в соответствии с этой оценкой;
правовое решение, означающее переход индивида от размышлений к действиям;
правовой поступок, представляющий собой собственно действия индивида в правовой сфере;
В науке предпринимаются небезуспешные попытки раскрыть механизм правового регулирования в постклассическом аспекте . Механизм правового поведения имеет ряд общих черт с механизмом правового регулирования и механизмом реализации права, о соотношении которых в постклассическом плане мы указывали в своих предыдущих работах; в частности, нами предлагается дополнить классические блоки правореализации новыми, отражающими интегративное понимание права и рассмотрение в качестве равноправного с позитивным правом феномена неформальных правовых регуляторов.
Таким образом, исследование правового поведения как упорядоченной совокупности социально значимых деяний индивида, обусловленных психологическими, социальными и правовыми факторами, прежде всего, правовым архетипом, и направленных на удовлетворение правовых потребностей (интересов и притязаний) с целью наступления социально полезного или допустимого результата, дает основание рассматривать данное явление как философско-правовую категорию. Будучи обусловленной не только юридическими, но и социально-культурными факторами, эта категория позволяет определить степень включенности индивида в правовую реальность. Системный анализ данной категории позволил классифицировать правовое поведение по характеру правовой нормы, которая его регламентирует, правовым последствиям и сознательному отношению к нему субъекта. На формирование правового поведения индивида влияют как объективные (естественные), так и субъективные (производные) факторы, в том числе агенты и институты социализации, влияющие на освоение правовых ценностей, опосредующих правовое поведение. Правовому поведению присущ ряд признаков, в частности: внешнее выражение в форме конкретных физических действий или бездеятельности; подконтрольность (актуальная или потенциальная) сознанию и воли лица; регламентированность; обеспечиваемость со стороны государства в лице его правоприменительных и правоохранительных органов, а также институтов гражданского общества; актуальная или потенциальная способность повлечь юридические последствия. Ведущим принципом правового поведения является целесообразность, которая определяющая его структуру.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Агамиров К. В. Уровни правовой активности в правомерном и противоправном поведении // Сборник статей международной исследовательской организация «Cognitio» по материалам I Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы науки ХХІ века». М., 2015. С. 112–116.
3. Агамиров К. В. Стадии механизма регулирования правового поведения // Человеческий капитал. 2014. № 5. С. 136–142.
4. Баранов, П.П. Профессиональное правосознания работников ОВД (теоретические проблемы) / П.П. Баранов. – Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2015. – С. 217.
5. Безносов, Д. С. Отношение к праву как проявление правового сознания курсантов вузов МВД РФ / Безносов Д.С. – СПб.: Питер, 2015. – С. 7.
6. Власенко, Н.А. Теория государства и права / Н.А. Власенко. - М.: Эксмо, 2011. - 416с.
7. Гольцева, Т.П. Особенности профессиональной деятельности сотрудников полиции, влияющие на возникновение негативных психических состояний / Т.П. Гольцева // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2016. – № 6. – С. 57.
8. Гришин, А. А. Служебный этикет сотрудников органов внутренних дел / А.А. Гришин. – М.: Проспект, 2015. – С. 72.
9. Григорьева, И.В. Теория государства и права / И.В. Григорьева. - Тамбов: ТГТУ, 2011. – 304 с.
10. Голубева Л.А., Черноков А.Э. Сравнительное государствоведение / Л.А. Голубева, А.Э. Черноков. - СПб.: Знание, 2010. – 439с.
11. Глухарева Л. И. Антропологическая недостаточность в легитимации индивидуального права // Там же. С. 262–280.
12. Зорина Е. А. Правовое поведение личности в современном российском обществе // Новый взгляд. Международный научный вестник. 2013. № 1. С. 202–208.
13. Иванов, А.А. Теория государства и права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А.А. Иванов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. – 351 с.
14. Кулапов В. Л. Правомерное поведение и правонарушение // Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 2016. - 722 с.
15. Марченко М. Н. Теория государства и права. М., 2016. – 825 с.
16. Мальцев, Е. П. Нарушение служебной дисциплины сотрудниками органов внутренних дел: актуальность проблемы, причины и некоторые пути её решения / Е.П. Мальцев // Молодой ученый. – 2016. – № 12. – С. 382.
17. Молчанова, Е.Ю. Акмеологические аспекты профессиональной деятельности сотрудников ОВД / Е.Ю. Молчанова // Актуальные вопросы психологии и педагогики. – 2014. – № 6. – С. 67.
18. Максимов С. И. Правовая реальность: опыт философского осмысления. Харьков, 2002. С. 45.
19. Мелехин, А.В. Теория государства и права / А.В. Мелехин. - М.: КонсультантПлюс, 2012. - 640 с.
20. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права / М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2010. – 429с.
21. Малахов, В.П. Теория государства и права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В.П. Малахов, И.А. Горшенева, А.А. Иванов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. – 159 с.
22. Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях. – М., Юрист, 2010. – 144с.
23. Мелкевик Б. Легитимность и права человека // Коммуникативная теория права и современные проблемы юриспруденции: К 60-летию Андрея Васильевича Полякова: коллективная монография: в 2 т. Т. 2: Актуальные проблемы философии права и юридической науки в связи с коммуникативной теорией права / под ред. М. В. Антонова, И. Л. Честнова; предисл. Д. И. Луковской, Е. В. Тимошиной. СПб., 2014. С. 50–52.
24. Петренко, А.В. Теория государства и права / А.В. Петренко. - М.: Знания, 2010. - 160 с.
25. Пушкарев, С.А. Правовые ценности в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / С.А. Пушкарев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – С 6.
26. Пышьева Е. А. Право как самоорганизующаяся система : дис. … канд. юрид. наук. М., 2015. С. 83–85.
27. Рассказов, Л.П. Теория государства и права: учебник для вузов / Л.П. Рассказов. – 2 изд. – М.: РИОР, 2012. - 464 с.
28. Радько Т.Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько. – М., Юрист, 2011 - 176 с.
29. Скоробогатов А. В. Факторы формирования правовой реальности России // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 8. С. 1572–1576.
30. Сидоров С. А., Честнов И. Л. Механизм правового регулирования в системе социального контроля. СПб., 2014. С. 134–223.
31. Скоробогатов А. В., Краснов А. В. Правовая реальность России: философско-правовой анализ // Российский журнал правовых исследований. 2015. № 1. С. 79–85.
32. Скоробогатов А. В., Краснов А. В. Правовая реальность России: константы и переменные // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2. С. 161–170.
33. Скоробогатов А. В., Краснов А. В. Правовая реальность России в постклассической парадигме // Правовая культура. 2015. № 3. С. 38–47.
34. Скоробогатов А. В. Правопонимание как элемент правовой реальности // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2014. № 1. С. 16–22.
35. Теория государства и права: учебник для вузов / Отв. ред. В.Д. Перевалов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. – 496 с.
36. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. 3-е изд., дополн. и испр. - М.: Юрист, 2011. - 384 с.
37. Шевчук Д.А. Теория государства и права / Д.А. Шевчук. – М., Юрист, 2010. – 299с.