Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1 Семейно-бытовые хакасские праздники
Традиционные праздники
В культуре хакасского населения насчитывается огромное количество праздников, которые они отмечают. Именно такие мероприятия в полной мере отражают культуру народа, его самобытность, происходит формирование духовных воззрений у подрастающего поколения .
Наряду с обычаями и традициями, праздники не могут полностью исчезнуть из культуры народа. Такие мероприятия помогают нам понимать причинно-следственные связи обычаев. Во время празднования происходит мощный поток творчества, который фиксируется современниками, превращается в фольклор и дает нам сведения о культуре. Так, как хакасы являются скотоводческим народом, часть празднеств связана именно с этой отраслью (Рис.1). Безусловно, что в ходе слияния русской и хакасской культур происходит и перенятие праздников, но некоторые традиции невозможно изменить или вычеркнуть из жизни народа . Именно такие праздники хотелось бы рассмотреть более подробно.
Праздники, связанные с рождением ребенка.
Захоронение последа. Последу хакасы придавали огромное значение. Именно послед охранял ребенка в утробе матери, от него зависело состояние и здоровье будущего ребенка. После того, как пуповину обрезали, послед промывали, заворачивали в чистую бересту и клали у изголовья кровати. После этого ребенку назначалась повитуха, которая срезала послед. В будущем она считалась его повивальной матерью и всячески наставляла, давая советы.
Именины.
Через три месяца после рождения ребенка, когда мама и малыш восстанавливаются после родов, проводится праздник именин. Этот праздник имел большое значение и к нему готовились тщательно. В ходе празднования ребенку давалось имя, оно обязательно должно было быть хакасским. Мальчикам давали имена старшие мужчины в семье, а девочкам – бабушки. После того, как имя выбиралось, из бороды старшего в семье вырывали три волоса и клали под мышку младенцу. С тех пор считалось, что 46 малыш находится под защитой. Маленьким детям старались преподносить подарки с сакральным смыслом, чтобы в течение жизни они приносили им удачу.
Свадебные праздники.
Переплетение волос. С помощью женских волос можно было определить статус женщины. Прически имели определенное значение. Молодые девушки на голове носили много косичек, но как только девушка становилась замужней, она заплетала две косы. Старые девы носили три косы, а девушки, которые рожали внебрачных детей, ходили с одной косой, что считалось большим позором (Рис.2).
Свадьба.
Торжество свадьбы отмечали в доме родителей жениха. Во время свадьбы выкапывали домашний очаг, и молодые загадывали желание. Все приглашенные лица дарили молодым подарки в виде денег и скота. Только во время этого праздника разрешалось задобрить местных духов и бросить кусок мяса в огонь.
Национальные календарные праздники
Чыл Пазы - Хакасский новый год, отмечается в день весеннего равноденствия, 22 марта. Исторически, именно с Чыл Пазы начинался сельскохозяйственный год. В этот день духи гор, воды, земли (ээзи) возвращались с небес на землю, просыпалась природа. Духов торжественно встречали, проводился обряд Пай-Хазын - повязывания лент Чалама на священную березу с просьбой о даровании успешного года, а также обряд кормления огня От-Ине. В настоящее время хакасский новый год Чыл Пазы проводится в последнюю субботу марта на специальной площадке на территории республиканского ипподрома в г. Абакан, сопровождается ярмарочной торговлей и выступлениями творческих коллективов .
Урен хурты праздник земледельцев
Праздник Урен хурты – основной праздник хакасских земледельцев, посвященный благополучию посева, чтобы червь не погубил зерно.
После монгольского завоевания произошел упадок земледельческой культуры. Ко времени присоединения Хакасии к России земледелие сохранилось только в подтаежных районах.
В посевную страду хакасы придерживались различных суеверных обычаев. С первого дня работы на пашне они не умывались, иначе можно смыть счастье. Нельзя было делать талкан, иначе зерно будет с сажей и т.д.
После завершения посевной хакасские земледельцы проводили праздник Урен хурты. Все готовились к этому празднику, делали хлебное вино из остатков зерна, вино из перебродившего айрана, хлебные и молочные продукты. В назначенный день люди выходили на пашни, где разводили костры.
Руководитель праздника окраплял засеянные поля вином, кланялся небу и произносил молитву.
В конце ритуала старец производил гадание - бросая через плечо чашку с ложкой. Если данные предметы падали емкостью вверх, то это предвещало хороший урожай. Но если они падали вверх дном, то народ с сожалением восклицал: «Хара TopiK» (черная судьба). После ритуальной части, собравшиеся на поле потчевали друг друга вином со словами: «Жуй зернового червя!» .
Тун Пайрам (Тун Айран) - праздник первого айрана, главный летний скотоводческий праздник, известный уже около двух тысяч лет. Исторически, знаменовал собой время перекочевки скота с зимника на летник, а также окончание весенних полевых работ и созревание первого айрана (кисломолочный напиток). Эти напитки считались целебными, их ни в коем случае нельзя было проливать на землю.
Главным действом на празднике Тун Пайрам был обряд жертвоприношения. Для этого разводили большой костер, и шаман или старейшина обходил его 9 раз по часовой стрелке, произнося пожелания собравшимся и просьбы духам, бросая в костер жертвенную пищу. Тун Пайрам всегда проводился при большом стечении народа, после обрядовой части были организованы спортивные состязания, готовилось массовое угощение для всех гостей, приглашались певцы и музыканты, на это время забывались распри и прекращались споры.
В современной Хакасии главное празднование Тун Пайрама проходит на Сагайской поляне около села Аскиз, и по датам совпадает с днем Республики Хакасия, 03 июля (Рис.3). На празднике можно близко познакомиться с разными аспектами хакасской культуры, приобрести памятные сувениры, попробовать национальную пищу.
Уртун Той - праздник урожая, проводится в день осеннего равноденствия, 22 сентября. Воспринимается как итог сельскохозяйственного года. В этот день подводятся итоги, стада возвращаются с летника на зимник, начинается подготовка к зиме, молодые люди играют свадьбы. Осенью и мышь богата - говорят хакасы.
Во время праздника благодарили Чир Ине - духа земли за урожай, а на краю поля обязательно оставляли пучок несрезанных колосьев - хыра улуз - долю духа хозяина пашни. Также проводились традиционные обряды, выступления музыкантов и спортивные состязания.
Айран солындызы - праздник последнего айрана
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арзыбаев Т.К. Этнические связи кыргызов с монголами, ойратами, калмыками, бурятами // Материалы Первого Международного алтаистического форума «Тюрко-монгольский мир большого Алтая: историко-культурное наследие и современность». – Барнаул, Горно-Алтайск, 2019. – С. 146–149.
2. Архаические обычаи и обряды саянских тюрков: [монография] / В. Я. Бутанаев, Ч. В. Монгуш; отв. ред. И. Н. Гемуев. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2005. – 196, [4] с. – Библиогр. в примеч.: с. 188
3. Бейшембиев Э.Д. Введение в историю кыргызской государственности: курс лекций для вузов / Э.Д. Бейшембиев. – М.: «АРХИ» Инновационный центр, 2004. – С. 223. – 313 с.
4. Бичурин В.Н. Национально–государственное строительство и развитие культуры Хакасии / В.Н. Бичурин // Торжество ленинской национальной политики. Абакан, 1973. – С. 204 – 212
5. Бутанаев, В.Я. Религиозные верования народов Южной Сибири и Центральной Азии [Текст] : учебно-методический комплекс по дисциплине : курс лекций / В. Я. Бутанаев, А. А. Кыржинаков ; М-во образования и науки Рос. Федерации, ФГБОУ ВПО "Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова". - Абакан : Изд-во ФГБОУ ВПО "Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова", 2014. - 96 с.
6. Горбачев В. В. Культурологическое осмысление проблем образования // Материалы межрегионального научного семинара: культурология и культуроведение: концептуальные подходы, образовательная практика. М., 1998, с. 79-83.
7. Госкомстат России. Растениеводство. Посевные площади всех культур // Регионы России. Социально экономические показатели. 2002. – Москва, 2002. – С. 490. – 863 с.
8. Жуйкова Т.П. Хакасские народные праздники как средство формирования временных представлений у детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. с Т. 20. – С. 1501–1505
9. История Хакасии [Электронный ресурс]: учебные программы / [cост.: В. Я. Бутанаев, И. И. Бутанаева, В. С. Зубков, А. И. Готлиб, А. И. Поселянин, А. А. Верник, К. М. Торбостаев]. – Абакан, 2003.
10. Козьмин Н.Н. Очерки прошлого и настоящего Сибири / Н.Н. Козьмин. – СПб: Типография «Печатный труд», 1910. – 266 с.
11. Кузнецова А.А. Минусинские и ачинские инородцы / А.А. Кузнецова // Красноярск, 1898. – 67 с.
12. Козьмин Н. Н. Хакасы: историко-этнографический и хозяйственный очерк Минусинского края. — Иркутск: Изд. Иркут.секции науч. работников Рабпроса, 1925. — Х, 185 с.
13. Кошелева А.Л. Время в слове и лицах. Очерки, статьи / А.Л. Кошелева. – Абакан: Святоч, 2003г. – 126 с.
14. Кустова Ю.Г. Ребенок и детство в традиционной культуре хакасов / Ю.Г. Кустова. – СПб.: Петербургское востоковедение, 2000. – 160 с.
15. Народные праздники Хакасии. Учебное пособие. – Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 1999. – 76 с.
16. Очерки истории хакасии: с древнейших времен до современности. – Издательство Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2008. – С. 256. – 671 с.
17. Потанин Г.Н. Путешествие по Монголии / Г.Н. Потанин. – М.: изд–во геогр.лит, 1948. – 478 с.
18. Текин Т. Проблема классификации тюркских языков // Проблемы современной тюркологии: материалы II Всесоюзной тюркологической конференции. – Алма-Ата: Наука, 1980 – С. 387–390
19. Традиционный быт хакасской семьи: [монография] / В. Я. Бутанаев; ред. Л. Н. Макарова. – Астана: Изд-во Тюркской академии, 2011. – 165 с.
20. Тумахани А.В. Бурятское народное искусство. Улан-Удэ, 1970. Унгвицкая М.А., Майногашева В.Е. Хакасское устное поэтическое творчество. - Абакан, 1972
21. Усманова Л.С. Элементы традиционной обрядности / Л.С. Усманова // Полевые исследования института этнографии 1976 г. М.: 1978. – С.94 – 99
22. Ушницкий В.В. Теория татарского происхождения якутов // Золотоордынское обозрение. – 2014. – № 1 (3). – С. 43–69
23. Ушницкий В.В. Средневековые народы Центральной Азии (вопросы происхождения и этнической истории тюрко-монгольских племен). – Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2009. – С. 4. – 116 с.
24. Хакасия: 37 интересных фактов [Текст]: информационно-библиографическое издание / МБУК «ЦБС для детей им. Н. Островского»; сост. А. В. Кошарская, Г. И. Сорокина; отв. за выпуск И. В. Рыжкова. – Красноярск, 2016. – 25 с.
25. Чыл Пазы – Новый год в современной культуре хакасского народа / В.В. Ушницкий. – Абакан. 2005. – 28 с.
26. Шибаева Ю.А. Одежда хакасов / Ю.А.Шибаева // Академия наук СССР. М.: Ростов. – 2019. – 233 с.