Фрагмент для ознакомления
2
Многие родители думают, что работники специального дошкольного учреждения должны делать за них все. С ребенком на самом деле реализуется коррекционная работа, его будут учить и развивать, но только в самом учреждении. Но прогресс в развитии ребенка будет только тогда, когда сами родители включатся в данный процесс и будут заниматься всесторонним развитием своего ребенка.
Крайне важным, поэтому, является воспитание ребенка с нарушенным слухом дома.
Существует множество описаний, когда анализируются стадии осознания родителями факта того, что у них родился ребенок с определенным нарушением. Один из этих авторов Д. Льютеман, который приводит пять соответствующих стадий:
1) шок,
2) понимание,
3) защитное отрицание,
4) принятие
5) конструктивные действия.
Первые 4 стадии – пассивны. Переживая данные стадии, родители совершенно не принимают какие-либо действия по обучению ребенка. А это – крайне опасно. Самым нежелательным является задержка родителей на любой стадии, поскольку это – потеря драгоценного для обучения ребенка времени.
Кто-то из родителей задерживается на одной стадии на время нескольких лет, что также пагубно сказывается на развитии ребенка, которому важна помощь. Но как только родители приходят к последней стадии, у них меняется настрой и они переходят к наступлению. Начинается активное воспитание ребенка с нарушенным слухом.
Для благополучия ребенка важно, чтобы родители как можно быстрее пришли к осознанию того, что их ребенку важна и нужна помощь. Важно осознать, что никто другой, кроме них самих, не будет заниматься воспитанием и развитием их ребенка. Осознание того, что они потеряли какое-то время на активное обучение ребенка – это точка отсчета как для родителей, так и для самого ребенка.
2.2 Особенности воспитания детей с нарушенным слухом в семье слышащих родителей
В семейных обстоятельствах воспитание ребенка с нарушением слуха начинается с раннего и дошкольного возраста. Влияние семьи на формирование личности оказывается положительным, если в семье устанавливаются теплые, дружественные отношения между родителями, между старшими и младшими, если цели и задачи воспитания понятны родителям ребенка и если они владеют элементами знаниями, необходимыми для решения повседневных педагогических и воспитательных задач .
Важно, прежде всего, определить четкие задачи и цели воспитания ребенка в семье. После важно внимательно присмотреться и понять, каким является ребенок в семье, в чем его важно развивать, что корректировать, в чем ему помочь и к чему он проявляет способности.
Ф. A. Pay, Е. Ф. Pay высказывают предложение о постановке перед родителями ребенка огромного количества воспитательных задач. Но нужно начинать с малого, учить ребенка выдержке, терпению. Это будет выражаться в способности терпеливо преодолевать маленькие трудности, которые встречаются в играх, в самообслуживании, в обучении. Важно учить ребенка доводить начатое до конца, воспитывать умение отказываться от того, чего хочется, но в конкретный момент – нельзя.
Такие термины, как «можно», «нельзя», «надо» должны являться критериями первых понятий, которые усваивает ребенок. Важно учить ребенка проявлять вежливость, не мешать разговору старших, не перебивать.
Родительское поведение является образцом для ребенка. Если родители неуважительно относятся друг к другу, то ребенок также не будет проявлять уважения. Если отец проявляет грубость к матери или мать неуважительно относится к отцу, в таком случае родители не будут являться авторитетом для самого ребенка.
От того, как относятся родители к ребенку, зависит и его отношением к себе. Ребенок может вырасти спокойным, уверенным в своих силах человеком. А излишняя жалось или опека будут приводить к беспомощности, неуверенности.
Коммуникация слышащих родителей со своими неслышащими детьми протекает часто с определенными трудностями. Родители, в зависимости от принятия своего ребенка, могут проецировать на него свои страхи или требовать от ребенка слишком многого. Родители часто тратят много времени на то, чтобы выбрать способ общения, испытывают сложности в понимании друг друга.
В рассматриваемых семьях члены часто испытывают сложности во взаимном понимании, у них есть барьеры в общении.
2.3 Особенности воспитания детей с нарушенным слухом в семье неслышащих родителей
Проблему семейного воспитания неслышащих детей глухими родителями изучали Ф. A. Pay, Е. Ф. Pay , Б. Д. Корсунская , Н. Г. Морозова , Э. И. Леонгард и другие. Большинство глухих вступают в брачный союз с глухими или слабослышащими.
Если оба родителя имеют нарушение слуха, она воспитывают детей в семье либо своими силами, или с частичным привлечением слышащих родственников.
Важным обстоятельством успешного решения задачи воспитания ребенка в семье неслышащих родителей является рациональное применение разных способов коммуникации – устной речи, письма, дактилологии и жестов.
Отсутствие слуха у родителей ребенка с нарушенным слухом влияет на формирование его личности.
Глухие родители, по данным Э. И. Леонгард, как правило, удовлетворены уровнем свой коммуникации со своим ребенком. Они не испытывают никаких сложностей в общении с ним. Большая часть общается со своим ребенком при помощи жестов, дактилируя некоторые слова (40%), реже — жестовой речью, сопровождаемой проговариванием без голоса и дактилированием ряда слов (30%) или включают, кроме жестовой речи, только проговаривание ряда слов (20%). Только некоторые семьи общаются исключительно при помощи жестового языка (10% случаев).
Дети с нарушенным слухом применяют в коммуникации с неслышащими родителями жестовую речь с молчаливым проговариванием ряда слов (40%), в одинаковом числе случаев (20%) только жестовую речь, жестовую речь с дактилированием отдельных слов и жестовую речь с использованием дактилологии и устной речи.
Коммуникация неслышащих родителей со своими детьми протекает достаточно живо и непринужденно. Вопросы родителей более развернуты и направляются на выяснение того, как ребенок понимает ситуации, почему произошли какие-то события и др. Часто родители включают в речь комментарии. Например: «Посмотри, как интересно», интересуются мнением: «Тебе понравилось?». Дети с процессе разговора также оживлены. Ни родители, ни дети не траятт времени на то, чтобы выбрать способ общения, не испытывают сложности в понимании друг друга. Из разговор – непринужденный. Этим он и отличается от разговора слышащих родителей с глухими детьми.
В рассматриваемых семьях члены не испытывают сложностей во взаимном понимании, у них нет барьеров в общении.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Азбукина Е.Ю., Михайлова Е.Н. Основы специальной педагогики и психологии: Учебник.- Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2006.- 335с.
2) Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи наслух: Пособие для учителя. М., 1990.
3) Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2016
4) Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997.
5) Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика / Л. А. Головчиц. – М.: ВЛАДОС, 2016.-304 с.
6) Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология: Учеб. пособие. М., 1999.
7) Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни / Е.И Исенина. – М.: ОАО ИГ «Прогресс», 1999. – 80 с
8) Корсунская Б.Д. Воспитание глухого ребенка в семье / Б. Д. Корсунская. – М.: Педагогика, 1970. – 192 с.
9) Леонгард Э.И. Всегда вместе. Программно-методическое пособие для родителейдетей с патологией слуха. Часть I / Э. И. Леонгард. – М.: ООО «Полиграф сервис», 2016. – 80 с.
10) Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. М., 1969.
11) Нудельман М.М. Методы исследования воображения аномальных детей. –– MГПИим. В.И. Ленина, 1978.
12) Олейникова Л.Т. Социализация подростков с нарушениями слуха // Известия Волгоградского ГПУ. – 2016. -№ 1. – С. 75-77
13) Психология глухих детей / Под ред. И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В.Розановой, Н.В. Яшковой. М., 1971.
14) Развитие способностей глухих детей в процессе обучения / Под ред. Т.В.Розановой. М., 1994.
15) Pay Ф.Ф. Устная речь глухих. М., 1973
16) Речицкая Е.Г. Формирование учебной деятельности младших глухих школьников. Л., 1990.
17) Тигранова Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей. М., 1978.
18) Туджанова К.М. Развитие самостоятельной письменной речи слабослы-шащих учащихся. М., 1997
19) Шматко Н.Д. Коррекционная работа с глухими и слабослышащими детьми раннего возраста. М., 1988.
20) Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика какнаука / Пер. с нем. М., 2003.