Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время развитие современных культурных связей хакасов невозможно без глубокого знания и использования многовекового опыта предков в сфере традиционной материальной и духовной культуры. Известно, что хакасы представляют собой современный тюркоязычный народ, один из древних коренных народов Южной Сибири. Ближайшими к нему по языку, культуре и физическому облику являются его горные соседи: с запада – шорцы, северные алтайцы (тубалары, кумандинцы, челканцы), с востока – тофалары, с лесостепного севера – чулымцы. Нет сомнения, что у этих народов общая этнокультурная основа и близкая историческая судьба.
В древности и раннем Cредневековье Южная Сибирь не была окраиной мира. К IV в. до н.э. на Среднем Енисее сложилось государство с могучими правителями и жрецами. Оно оставило оросительные сети и циклопические сооружения, рудные копи и наскальные рисунки, множество художественных изделий из бронзы и железа в «скифском» зверином стиле. Как называл себя тот народ, расселявшийся от Оби до Байкала, мы не знаем, в древнем Китае его звали динлин. Пользуясь систематикой лингвистов, можно думать, что речь динлинов относилась к самодийской и, частично, угорской языковой семье, в горах жили люди, говорившие по кетски.
Динлины были исторической родиной селькупам, ненцам и энцам, а также хантам, манси и кетам. Древнее государство погибло в 203 г. до н.э. под ударами гуннов. Новые владыки откуда-то с юга переселили на Енисей народ гянъгунъ (так китайцы передавали имя кыргыз). Этим первым тюркоязычным насельникам Присаянья гунны вручили власть над покоренными землями. Началась тюркизация края.
Историография. По данной теме следует отметить труды таких известных российских ученых — историков, этнографов, лингвистов и географов, как, П. Чебодаев , Н. Ф. Катанов , М. И. Райков, Ф. Я. Кон , Г. Е. Грум-Гржимайло , а также работы Д. А. Клеменца , Е. Г. Яковлева , Н. М. Ядринцева и др. Роль и статус хакасской женщины исследован Н. В. Тутарковой в ее диссертации «Положение хакасской женщины в традиционном и современном обществе (XIX-XX)» , где описано изменение статуса хакасской женщины в семье (девушка, невеста, жена, как изменяется статус женщины с появлением детей), а также права хакасской женщины в семье.
Описание разных сторон быта хакасов, в том числе семейно-брачных отношений, роли женщины в семейных обрядах, способов приготовления женщиной пищи, дает профессор Л.П. Потапов . Культура и быт хакасов были освещены в работе К.М. Патачакова , в которой он рассматривает формы заключения брака, существовавшие в прошлом у хакасов, приводит примеры из архивных материалов Степных дум.
Вышеперечисленные исследователи собрали значительный материал о культуре хакасов, описали семейно-бытовой уклад, традиции хакасов.
Объектом исследования являются традиционные домашние занятия хакасских женщин конца XIX-начала XX века. Предметом исследования являются основные домашние занятия хакасских женщин (как войлочное дело, кожевенное дело и ткачество).
Целью данной работы является рассмотрение традиционных домашних занятий хакасских женщин в конце XIX-начале XX вв.
Задачи:
1) Рассмотрение положения и статуса хакасской женщины в конце XIX-начале XX вв.;
2) Описание войлочного дела, ткачества, кожевенного дела в жизни хакасов.
Источниковедческой базой являются опубликованные письменные этнографические источники. Огромное значение при выявлении положения хакасских женщин в конце XIX-начале XX века имели этнографические работы исследователей XVIII – начала XX вв., которые и выступали в работе в качестве источников. Это, прежде всего, работы Н.Ф. Катанова , фольклорные данные, представленные в работе В.Я. Бутанаева .
Хронологические рамки охватывают период с конца XIX-до начала ХХ в. Территориальные рамки - основная территория расселения хакасов.
В работе мы опирались на труды Бутанаева В. Я., Потапова Л. П., Кыржинакова А. А. и др.
Практическую значимость можно выразить через школьные классные часы, научные студенческие конференции, публикации в сборниках. Также данная проблематика будет интересна для каждого, кто интересуется данной темой.
Структура курсовой работы включает в себя две главы. Далее следует заключение и список используемой литературы и источников.
Глава 1 Особенности быта хакасов конца XIX-начала XX вв
1.1 Положение и статус хакасской женщины в семье в конце XIX-начале XX вв
В конце XIX — начале XX в. появляются работы представителей хакасского народа.
Представляет интерес тот момент, что экономическая и социальная зависимость жены от мужа была беспрекословной в традиционном хакасском обществе, но уже в период конца XIX – начала XX века женщины стали проявлять некоторую самостоятельность и пытались отстоять свои имущественные интересы через обращения к системе административного управления. Обращения женщин к родовым старостам подавались как родителями супруги, так и непосредственно самими обиженными женами. Так, например, отец Елены по мужу Тиниковой просил родовое управление взыскать со своего бывшего зятя (он просто вернул дочь обратно, сказав, что не желает с ней жить) имущество, перешедшее ему в качестве приданого и возместить затраты на свадьбу – 106 рублей серебром .
Традиционное общество хакасов в ходе этнической истории выработало механизмы защиты и помощи своим членам, находящихся в социально уязвимом положении. Анализ этнографических данных показал, что женщина в традиционном хакасском обществе была социально защищена в рамках общинно-родового устройства. Она постоянно находится под опекой мужского населения: в детстве – в родительской семье под опекой отца, затем ответственность за нее нес муж. В случае возникновения особых ситуаций, когда женщина находилась в социально-ущемленном состоянии, то род и община содействовали ее социальной реабилитации.
Положение женщины в семье определялось ее семейным статусом. переход от одного статуса в семье к другому связывался с поведенческой регламентацией и был связан с физической трансформацией самой женщины: хыс пала - девочка, хыс – девушка до замужества (с началом менструального цикла), ипчи– замужняя женщина, иче, ине – женщина-мать, кири иней, öрекен – женщина не репродуктивного возраста (старая женщина).
Данный стереотип полоролевого поведения создавался в повседневной жизни самой семьи, девочке прививались эти традиции с детства.
Ясно полоролевая идентификация ребенка начинала себя проявлять в возрасте шесть-восемь лет, когда ребенок начинал трудиться. Окончательная идентификация ребенка происходила во время полового созревания. С наступлением первых месячных девочка становилась девушкой, тем самым, приобретая новую роль и статус. В семье такой статус уже был высоким. Девушка не знала ограничений в юрте отца, у нее было больше свободы, чем у невестки. Невесткой девушка становилась в разном возрасте, в силу разных форм заключения браков у хакасов. Девушка не являлась затворницей и была «внедомна», обладая слабой связью с домом. Когда же девушка выходила замуж, автоматически повышался статус. И если физической идентификацией пола была именно менструация, то социальный обряд инициации замужества был завершающим этапом идентификации.
Замужняя женщина уже была связана ритуально и хозяйственно со своим домом, в котором жила. Невеста в семья прямым образом зависела от типа семьи, материального вклада. Также положение невестки определялось ее личными качествами. Главой семьи был мужчина, но его отношения с женой были основаны на равноправии. Уклад жизни скотоводов отличался тем, что мужчина, который занимался основным видом хозяйства, занимался в бытом меньше, чем его супруга. В хакасском языке женщина обозначается как «ипчi» - «занимающаяся домом» .
Хакасская женщина была полноправной хозяйкой, у нее была и экономическая свобода. По мнению Н. В. Тутарковой, равноправие хакасской женщины с мужчиной связывается с тем, что она вносила огромный вклад во все сферы экономики в семье. В небольших семьях положение женщины было выше, чем положение невестки в больших неразделенных семьях, где власть в коллективе женщин была у старшей женщины – «хазины».
С рождением ребенка статус женщины повышался заметнее, поскольку материнство воспринималось хакасами как ответственный период в жизни семьи и женщины в частности. Если у женщины было много детей, это говорило о ее высоком статусе, такая женщина пользовалась большим авторитетом не только в семье, но и в обществе.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Белоглазов, Петр Егорович. Реконструкция первичных корней в хакасском языке [Текст] : монография / П. Е. Белоглазов ; ХакНИИЯЛИ. – Абакан : Хак. кн. изд-во, 2014. – 80 с.
2) Бичурин В.Н. Национально-государственное строительство и развитие культуры Хакасии / В.Н. Бичурин // Торжество ленинской национальной политики. Абакан, 1973. - С. 204 - 212.
3) Бутанаев В.Я. Этническая история хакасов XVII-XIX вв // Материалы к серии «Народы Советского Союза»: Хакасы. – М., 1990 г. - Вып.3. – 273 с.
4) Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов/учебное пособие для учителей. – Абакан, 1996.
5) Бутанаев В.Я. Этническая культура хакасов. — Абакан, 1998.
6) Бутанаев В. Я. Традиционная культура и быт хакасов. Абакан: Хак. кн. изд-во, 1996. 224 с
7) Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений: в 5 т. — Алма-Ата, 1984. — Т. 1.
8) Верник А. А. Традиционная культура русских старожилов Хакасско-Минусинского края (вторая половина XIX-начала ХХ вв.) Красноярск: Сиб. Юрид. Инст-т МВД России, 2005. 228 с.
9) Грум-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия и Урянхайский край// http://az.lib.ru/g/grumgrzhimajlo_g_e/text_1926_zapadnaya_mongolia.shtml (дата обращения 16.05.2020)
10) Дмитриев Н.К. Вопросы изучения хакасского языка / Н.К. Дмитриев // Абакан, 1954. - C.68-97.
11) Карпов, Венедикт Григорьевич. Хакасский язык : проблемы и перспективы развития [Текст] : монографический сборник научных статей / В. Г. Карпов ; Фед. Агентство по образованию, Хак. гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова. – Абакан : Изд-во Хак. гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2007. – 260 с.
12) Катанов Н.Ф. Избранные труды о Хакасии и сопредельных территориях. Абакан: Изд-во Хакас, гос. ун-та им. Н.Ф. Катанова, 2001. 260 с.
13) Кызласов Л.Р. История Южной Сибири / Л.Р.Кызыласов // М.: Академия наук СССР, 1984. - 456 с.
14) Кыржинаков А.А. Каталог передвижной выставки «Национальные мотивы в искусстве Хакасии и Тывы». (раздел Хакасы). – Абакан, 2013. С. 47-48.
15) Маннай-оол, M. Х. Вклад Ф. Я. Кона в этнографическое изучение Тувы [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. № 2. 2010. С. 135-142. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/534 (дата обращения: 16.05.2020).
16) Патачаков К.М. Культура и быт хакасов в свете исторических связей с русским народом (XVIII - XIX вв.) / К.М. Патачаков // Абакан, 1958. - 316 с.
17) Потапов Л.П. Краткие очерки истории и этнографии хакасов (XVII – XIX вв.). – Абакан, 1952. – 215 с.
18) Прищепа Е. В. Взаимовлияние хакасской и старожильческой культур Хакасско-Минусинского края // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения РАН. 2016. № 1 (21). С. 46-56.
19) Прищепа Е. В. Жилища населения Хакасско-Минусинского края в традиционной системе жизнеобеспечения в XVIII-XX вв. (на примере хакасов и русских старожилов). Абакан: Бригантина, 2018. 180 с.
20) Семейная обрядность народов Сибири: опыт сравнительного изучения. – Москва: издательство «Наука», 1980. 240 с.
21) Современные тюркологические исследования [Текст] : [сб. научных ст.] / отв. за вып. Р. Д. Сунчугашев. – Анкара ; Абакан, 2014. – 224 с.
22) Султанбаева К.И. Николай Федорович Катанов — выдающийся ученый-востоковед, тюрколог, просветитель: монография. Абакан: Изд-во Хакас, гос. у-та им. Н.Ф. Катанова, 2009. 144 с.
23) Тутаркова Н. В. Положение хакасской женщины в традиционном и современном обществе (XIX-XX в). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. – Томск, 2007.
24) Усманова Л.С. Элементы традиционной обрядности / Л.С.Усманова // Полевые исследования института этнографии 1976 г. М.: 1978. - С.94 - 99.
25) Федорова В.И. Революционный народник, ученый и просветитель Д.А. Клеменц. Красноярск, 1988.
26) Чебодаев П. И. История Хакасии (с древнейших времен до конца XIX в.). Абакан: Хак. кн. изд-во, 1992. 156 с. Шибаева Ю.А. Одежда хакасов / Ю.А.Шибаева // Академия наук СССР. М.: - 1953. - 233 с.
27) Ядринцев Н.М. Сочинения: Т.2. Сибирские инородцы, их быт и современное положение / под ред. С.Г. Пархимовича. Тюмень: Изд-во Ю. Мандрики, 2000.
28) Яковлев Е. Г. Искусство и мировые религии. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1985.- 287 с