Фрагмент для ознакомления
2
- уменьшение собственного капитала организации ГБУЗ «Поликлиника № 1» при том что, активы организации увеличились на 25 098 803 тыс. руб. (на 35,5%).
В качестве одного из показателей вероятности банкротства организации ниже рассчитан Z-счет Альтмана (взята 4-факторная модель для частных непроизводственных компаний (табл. 1)):
Z-счет = 6,56T1 + 3,26T2 + 6,72T3 + 1,05T4 , где
Таблица 1
Расчет вероятности банкротства предприятия по модели Альтмана
Коэф. Показатель Значение на 31.12.2019 Множитель Произведение
(гр. 3 х гр. 4)
1 2 3 4 5
T1 Отношение оборотного капитала к величине всех активов 0,1 6,56 0,64
T2 Отношение нераспределенной прибыли к величине всех активов -0,03 3,26 -0,11
T3 Отношение EBIT к величине всех активов 0,32 6,72 2,15
T4 Отношение собственного капитала к заемному 0,09 1,05 0,09
Z-счет Альтмана: 2,78
Предполагаемая вероятность банкротства в зависимости от значения Z-счета Альтмана составляет:
- 1,1 и менее – высокая вероятность банкротства;
- от 1,1 до 2,6 – средняя вероятность банкротства;
- от 2,6 и выше – низкая вероятность банкротства.
Для ГБУЗ «Поликлиника № 1» значение Z-счета по состоянию на 31.12.2019 составило 2,78. Это означает, что вероятность банкротства ГБУЗ «Поликлиника № 1» незначительная.
3. Предложения по повышению финансовой устойчивости предприятия
3.1. Перспективы развития государственных и муниципальных предприятий
Проведенные анализ и оценка финансовой устойчивости ГБУЗ «Поликлиника № 1» за период с 2017 по 2019 год по выбранным методикам показали, что ряд показателей, характеризующих и оказывающих влияние на финансовое состояние не соответствуют нормативным показателям и проявляют тенденции к снижению в будущем. В частности, негативные изменения произошли со следующими показателями:
- коэффициент автономии (коэффициент финансовой независимости) ;
- коэффициент обеспеченности собственными средствами (собственными источниками финансирования);
- коэффициент текущей ликвидности (или общий коэффициент покрытия долгов, или коэффициент покрытия, current ratio);
- коэффициент абсолютной ликвидности.
Ввиду того, что данные показатели являются производными финансовой деятельности ГБУЗ «Поликлиника № 1», значит, причины их негативного развития и способы повышения значений с целью улучшения финансовой устойчивости можно определить «читая» баланс организации. На мой взгляд, изменит ситуацию сокращение краткосрочной дебиторской задолженности, что возможно достичь путем изменения порядка расчетов с контрагентами предприятия и при осуществлении контроля за возникновением необоснованной задолженности. При этом нарушение баланса доходов и расходов организации в сторону повышения доходной части, в условиях российских реалий, скорее всего приведет к увеличению налоговой нагрузки и росту налоговых рисков, что не в интересах собственника.
Для оптимизации пассивов ГБУЗ «ПОЛИКЛИНИКА № 1» необходимо применять следующие принципы их формирования:
1. Учет стратегических потребностей ГБУЗ «ПОЛИКЛИНИКА № 1»
2. Достаточность финансирования активов предприятия за счет собственных и заемных источников их формирования
3. Выбор лучшего варианта формирования пассивов на основе альтернативных критериев оптимальности, которые устанавливаются компанией.
4. Обеспечение постоянного роста стоимости капитала.
5. Оптимизация стоимости пассивов для целей организации.
6. Обеспечение ускорения оборота текущих пассивов.
Критерии формирования пассивов:
- Вид пассивов должен обеспечивать определенный вид (виды) активов.
- Достаточный объем пассивов.
- Оптимальные сроки формирования пассивов
- Экономическое, юридическое, рыночное и другие виды обоснования и оценки стоимости пассивов
- Оптимальное для отрасли и предприятия соотношение заемных и собственных источников формирования пассивов и активов
- Обоснованное использование пассивов в инвестиционных и/или потребительских целях
- Рост стоимости собственного капитала.
Организация и управление пассивами ГБУЗ «ПОЛИКЛИНИКА № 1» должна строиться на основе следующих положений:
- Разработанные Правила и порядок формирования, использования; права, ответственность (кто, что, где, как, когда, почему влияет на формирование и использование пассивов).
- Обязательная закрепленная ответственность за управление пассивами (кто планирует, кто контролирует, кто учитывает).
- Постоянная работа по планированию, сбору и обработке информации, проведение анализа и ведение контроля эффективности формирования и направлений использования пассивов.
Для этих целей в бухгалтерии предприятия выделяется специалист по управлению активами и пассивами, в функции которого будет входить:
- постоянный анализ состояния и структуры пассивов ГБУЗ «ПОЛИКЛИНИКА № 1» (ежемесячно);
- разработка рекомендаций о необходимости, параметрах и характеристиках привлечения средств;
- оценка финансовых и операционных рисков (риск процентной ставки, риски ценных бумаг, валютные риски, риски текущей финансовой деятельности);
- еженедельный контроль ликвидности баланса предприятия;
- прогнозирование динамики ликвидности;
- определение потребности в дополнительных ликвидных средствах и поиск их источников.
По итогам проводимой деятельности данный специалист при отсутствии резких изменений, формируется отчеты не реже 1 раза в месяц и представляет главному бухгалтеру предприятия. По результатам анализа руководстом предприятия выбирается оптимальный вариант действий по формированию пассивов ГБУЗ «ПОЛИКЛИНИКА № 1».
Предлагаемые формы отчетности по формированию и динамике пассивов:
- график погашения кредиторской задолженности (на год – по краткосрочным обязательствам и на срок погашения по долгосрочным обязательствам);
- сводная таблица коэффициентов ликвидности и платежеспособности на определенную дату или на дату совершения крупной операции (более 10 % валюты баланса);
- сводная таблица проблемных активов (просроченной дебиторской задолженности) с учетом предполагаемого времени погашения;
- прочая управленческая финансовая информация.
Задачи, решаемые специалистом по управлению пассивами в ГБУЗ «ПОЛИКЛИНИКА № 1» в процессе их формирования должны решаться для обеспечения следующих параметров:
- Достаточный объем для обеспечения плановых темпов развития.
- Максимальная доходность капитала при заданном риске.
- Финансовая устойчивость предприятия.
- Контроль формирования и использования пассивов.
Анализ и оценка экономического состояния организации показали умеренную устойчивость и значительную прибыльность ряда показателей. При этом согласно выбранной методике выявлены противоречивые тенденции. С одной стороны неудовлетворительная структура баланса оцененная с использованием Методических положений по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) является обоснованием решения о признании предприятия неплатежеспособным в соответствии с системой критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 г. N 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий». С другой стороны, прогноз банкротства, рассчитанный с использованием 4-факторной модели Альтмана для частных непроизводственных компаний, указал на обратную ситуацию.
Конфликт показателей может быть вызван неточностью подбора факторов анализа (основной методики) для конкретной организации.
Тем не менее повышение экономической эффективности ГБУЗ «Поликлиника № 1» зависит от нахождения правильных резервов возможного повышения. Под резервами следует понимать неиспользованные возможности текущих и авансируемых затрат производственных ресурсов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.01.2018) // «Собрание законодательства РФ», 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3431.
4. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // «Собрание законодательства РФ», 02.12.2002, N 48, ст. 4746.
5. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // «Собрание законодательства РФ», 26.08.1996, N 35, ст. 4137.
6. Федеральный закон от 18.07.2011 N 228-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пересмотра способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, изменения требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов» // «Собрание законодательства РФ», 25.07.2011, N 30 (ч. 1), ст. 4576.
7. Аксенова Р.В., Шабалин А.С. Анализ и адаптация зарубежных стандартов интерфейсов веб-сайтов государственных и муниципальных предприятий // В сборнике: Коммуникационные технологии: социально-экономические и информационные аспекты Материалы Международной студенческой научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», Факультет сервиса и рекламы. 2017. С. 7-10.
8. Бандуров Д. Н., Мотузко Д. А. Проблемы правового регулирования распоряжения имуществом, закреплённым за государственными и муниципальными унитарными предприятиями // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта 2009. № 9. С. 59–66.
9. Банкова А.А. Поддержка малых предприятий на государственном и муниципальном уровнях // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2017. № 3 (16). С. 15-17.
10. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н.: Основы управления муниципальным хозяйством: Учебник, М. : Дело, 2010. - 67 с.
11. Габдулхакова Д.С. Система налогообложения муниципальных унитарных предприятий в РФ. Режим доступа: http://aneks.spb.ru/tvorch-i-proektnaia-deiat-st-shkolnikov-i-studentov/sistema-nalogooblozheniia-munitcipalnykh-unitarnykh-predpriiatii-v-rf.html
12. Гумерова Т.М. Исследование внешней среды организации (предприятия) сферы ГМУ // NovaInfo.Ru. 2017. Т. 1. № 71. С. 59-62.
13. Девятова Н.С., Шишкин В.А. Совершенствование системы оценки деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий в России // В сборнике: Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика сборник материалов XXIX Международной научно-практической конференции. 2017. С. 52-60.
14. Дмитриева Н.С. Уровень профессионализма у сотрудников государственного (муниципального) предприятия КГБУ "МФЦ" // В сборнике: Наука и общество: проблемы современных исследований Сборник статей: в 2 частях. 2017. С. 29-33.
15. Ивлева Г.И. Эффективное государственное и муниципальное управление как фактор социально-экономического развития России: Сборник статей / Проспект. М.: 2014. 482 с.
16. Куликова И.К. Правовое регулирование создания унитарного предприятия. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.– 2007. – № 43-1. – С. 184 – 187
17. Ламбаев Ж.Т., Тумунбаярова Ж.Б О целях создания коммерческих организаций с государственным участием // Государственная власть и местное самоуправление», 2015, № 7.
18. Ларинов А. В. Субъекты муниципальной собственности // Местное право, №3/4, 2014 – с.37 - 51.
19. Макаров В.А. Цели создания и сохранения государственных и муниципальных унитарных предприятий // В сборнике: Новая наука как результат инновационного развития общества сборник статей Международной научно-практической конференции: в 17 частях. 2017. С. 67-69.
20. Максимова Н.В. Органы управления унитарными предприятиями по российскому административному законодательству // Юрист. 2017. № 5. С. 40-46.
21. Оганесян Л.А., Сайфулова Л.Г. О праве государственных (муниципальных) предприятий на отказ от осуществления прав // В сборнике: Перспективы развития научных исследований в 21 веке сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции. 2017. С. 50-52.
22. Сотников Е.А. Интеллектуализация оперативного управления перевозочным процессом на уровне региональной дирекции управления движением // В сборнике: Современные проблемы развития железнодорожного транспорта и управления перевозочным процессом Сборник трудов Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию двух основополагающих кафедр МГУПС (МИИТ), - «железнодорожные станции и узлы», и «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте». Российская Академия Наук. 2015. С. 22-23.
23. Тимченко А.И., Кузнецова В.С. Особенности проведения аудита государственных и муниципальных предприятий // Экономика и социум. 2017. № 1-2 (32). С. 764-767.
24. Фокина М.А. Аренда муниципального имущества коммерческими организациями // В сборнике: Актуальные проблемы современного частного права Сборник научно-практических статей Всероссийской научно-практической студенческой конференции. 2016. С. 243-246.
25. Фокина М.А., Седова Н.А. Имущество, находящееся в муниципальной собственности // В сборнике: Актуальные проблемы гражданского и предпринимательского права сборник научно-практических статей Всероссийской научно-практической конференции для молодых ученых. Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский институт актуальных проблем современного права». 2016. С. 103-106.
26. Чердакова Л.А. Некоторые критерии отнесения сделок унитарных предприятий к категории крупных // Сибирский юридический вестник. 2016. № 3 (74). С. 81-84.
27. Чёрная О.О. К проблеме эффективности преобразования стратегических предприятий // Вопросы российского и международного права. 2015. № 1-2. С. 58-71.
28. Чупина И.М. Закупки государственных и муниципальных предприятий // Арбитражный и гражданский процесс. 2017. № 10. С. 3-6.
29. Экономика предприятия и управление организацией / Григоренко О.В., Мыльникова А.Н., Садовничая И.О. Учебное пособие / Москва, 2017.
30. Юсупова З.Г. Сравнительный анализ правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом субъектов права оперативного управления // Апробация. 2016. № 10 (49). С. 59-62.
31. http://mosreg.ru/sobytiya/novosti/organy/ministerstvo-imushchestvennyh-otnosheniy/okolo_20_gosudarstvennyh_unitarnyh_predpriyatiy_likvidiruyut_v_podmoskove_v_2018_godu_5012
32. http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/unitarnoe-predpriyatie.html
33. https://nangs.org/analytics/rosstat-onlajn-sbornik-rossiya-v-tsifrakh-vypusk-2017-goda-pdf