Фрагмент для ознакомления
2
широком плане.
Это требует от юридической науки более высокого уровня научных обобщений при характеристике правового положения личности в правовом государстве.
В то же время анализ современной конституционной практики свидетельствует о закреплении на соответствующем уровне правового регулирования достаточно обширного перечня обязывающих личность положений. Применительно к Конституции РФ можно выделить следующие прямо закрепленные обязанности: соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15); не нарушать права и свободы других лиц при осуществлении своих прав и свобод (ч. 3 ст. 17); осуществлять заботу о детях и их воспитание (ч. 2 ст. 38); заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 3 ст. 38); обеспечить получение детьми основного общего образования (ч. 3 ст. 43); нести военную службу (части 2 и 3 ст. 59) и др.
При этом конституционализация подобных обязанностей воспринимается как отражающая принципиальные характеристики заданной Конституцией РФ организации, которая предполагает многоаспектную связанность, взаимную ответственность государства и общества (отдельных их элементов), а также требование к сбалансированности правовой системы. Н.И. Матузов отмечает, что применительно к этому «обязанности - предпосылка нормального функционирования конституционных институтов, управления социальными и экономическими процессами, поддержания устойчивости и стабильности в обществе».
Учитывая, что Конституция РФ (ч. 1 ст. 15) исходит из высшей юридической силы и прямого действия своих норм, актуальной является постановка вопроса о непосредственном юридическом, в том числе правореализационном, потенциале положений, устанавливающих конституционные обязанности личности.
Важность подобного вопроса соотносится, кроме прочего, с рядом имеющихся в литературе подходов. В частности, представлено мнение об отсутствии целесообразности в закреплении юридических обязанностей на конституционном уровне.
Однако анализ конституционного контекста и практики Конституционного Суда РФ позволяет, на наш взгляд, выделить по крайней мере следующие аспекты, в которых проявляется непосредственный юридический потенциал положений Конституции РФ об обязанностях личности.
1. Конституционное презюмирование допустимости определенного ограничения прав и свобод.
Ключевая установка, закрепляющая, с одной стороны, возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина, а с другой стороны, условия и форму такого ограничения, предусмотрена в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
Из существа данного положения с учетом общего конституционного контекста вытекает исключительность подобного рода ограничений. В то же время его содержание обусловливает весьма значительный дискреционный потенциал в отношении оценки допустимости тех или иных конкретных правовых решений.
Исходя из своей сущности, конституционные обязанности могут проявлять себя в качестве одной из форм конституционных ограничений прав и свобод, обозначая «меру должного поведения человека в силу необходимости соотносить свои интересы с интересами других лиц, общества, государства». В этой связи обязывающие личность конституционные положения способны выполнять специальную функцию выведения ряда правовых решений из сферы действия общего режима ограничения прав и свобод человека и гражданина, предопределяя их оценку как конституционно допустимых. В подобной ситуации орган конституционного контроля, в частности, освобождается от оценки правоограничений, с необходимостью вытекающих из факта реализации норм Конституции РФ об обязанностях личности как таковой, применительно к критериям, предусмотренным ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Так, обращаясь к рассмотрению конкретных вопросов, связанных с реализацией конституционных обязанностей, КС РФ не осуществляет проверку конституционности самого по себе соответствующего требования государства к гражданину, непосредственно выводя подобную допустимость из конституционных норм, посвященных обязанностям личности.
Данное обстоятельство, очевидно, повышает степень формальной определенности в вопросе о конституционной допустимости (заданности) правоограничений.
2. Закрепление принципиальных условий и допустимых пределов ограничения прав и свобод.
Данный аспект проявляется в том, что конституционные положения об обязанностях личности способны обладать и ограничительным для субъектов публичной власти потенциалом. В подобной ситуации норма, исходя из своего буквального содержания обращенная к личности, обусловливает возникновение также конституционной обязанности правотворческих и правоприменительных органов не предъявлять требования и не осуществлять правовое регулирование вне логики заданных конституционным законодателем принципиальных установок.
В частности, КС РФ, активно применяя ст. 57 Конституции РФ, устанавливающую обязанность каждого «платить законно установленные налоги и сборы», не только обращает внимание на связанность соответствующего требования в конкретных правоотношениях с обстоятельствами законного установления налога или сбора, но и раскрывает соответствующие критерии. Более того, основной регулятивный потенциал соответствующей нормы КС РФ находит не в обосновании конституционной допустимости названного обложения, а в установлении формальных и сущностных требований к нему. Так, в Постановлении от 04.04.1996 N 9-П КС РФ, раскрывая содержание рассматриваемой конституционной обязанности, отметил, что «установить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться «законно установленными» (статья 57 Конституции Российской Федерации)». А в Постановлении от 11.11.1997 N 16-П КС РФ указал: «Установить налог или сбор - не значит только дать ему название, необходимо определение в законе существенных элементов налоговых обязательств».
3. Установление пределов в осуществлении прав и свобод.
В качестве релевантного примера реализации подобного аспекта может быть приведена ч. 2 ст. 38 Конституции РФ, в соответствии с которой «забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей». Как представляется, организация рассматриваемой нормы явным образом подчеркивает необходимость сочетания ряда конституционно значимых интересов при регулировании указанных отношений. Как указывает А.К. Полянина, «представляя собой одновременно и право, забота о детях соответствует интересам самих родителей, их детей, общества и государства».
С точки зрения конституционного субъективного права содержание рассматриваемого положения предполагает, в частности, конституционное закрепление возможности родителей самостоятельно осуществлять заботу в отношении детей, а также их воспитание, выбирать формы и методы осуществления этой деятельности. В то же время установление соответствующей конституционной обязанности подчеркивает принципиальное требование баланса, в силу которого свобода родителя в рассматриваемой сфере не исключает обоснованного вмешательства (субъектов публичной власти) в данный процесс в предусмотренных законом формах в случаях нереализации рассматриваемой функции (права) либо ее неадекватного осуществления.
4. Возможность непосредственной реализации конституционных обязанностей в отношении личности.
Очевидно, что лаконичность конституционных формулировок об обязанностях требует их содержательного правового развития на подконституционном уровне. Однако общий вывод о том, что в отличие от прав «...обязанность (в контексте конституционных) не обладает непосредственным действием», как представляется, не может рассматриваться как универсально обоснованный.
В данном случае обоснованно учитывать существо конституционной установки, закрепляющей обязанность. Исключение непосредственной реализации конституционной обязанности в отношении личности в большей мере относится к тем из обязанностей, содержание которых в определяющей степени опосредует правовую связь именно личности и государства (публичной власти). К таковым относятся, например, обязанности платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ) и нести военную службу (ч. ч. 2 и 3 ст. 59 Конституции РФ). Указанное обстоятельство соотносится с характерными для конституционного закрепления подобных обязанностей формулами, указывающими на необходимость исполнения обязанностей в соответствии с законом.
В то же время сущность конституционных обязанностей, реализация которых может непосредственно затрагивать и частный интерес, прямое
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. N 67. 1995.
2. Международный пакт от 16 декабря 1966 г. «О гражданских и политических правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 12.
3. Устав Организации Объединенных Наций. Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945 // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, Вып. XII, - М., 1956, с. 14 – 47.
4. Договор между РФ и Республикой Беларусь от 25.12.1998 «О равных правах граждан» // Собрание законодательства РФ, 22.11.1999, N 47, ст. 2625.
5. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 21.10.1999 N 13-П // Собрание законодательства РФ, 01.11.1999, N 44, ст. 5383.
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 04.04.1996 N 9-П // Собрание законодательства РФ, 15.04.1996, N 16, ст. 1909.
8. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.1997 N 16-П // Собрание законодательства РФ, 17.11.1997, N 46, ст. 5339.
9. Определение Конституционного Суда РФ от 09.06.2005 N 248-О // СПС «КонсультантПлюс».
10. Определение Конституционного Суда РФ от 28.06.2012 N 1253-О // СПС «КонсультантПлюс».
11. Постановление Пленума ВС РФ от 31.10.1995 N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 1, 1996.
12. Анциферов Н.В. Конституционное закрепление обязанностей личности в странах постсоветского пространства: сравнительно-правовой анализ // Юридические исследования. 2017. N 8. С. 1 - 13.
13. Анциферов Н.В. Юридическое значение конституционного закрепления обязанностей личности в России // Современное право. 2018. N 10. С. 43.
14. Барбин В.В. Конституционно-правовые основания ограничений основных прав и свобод человека и гражданина и их реализация в деятельности органов внутренних дел: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.
15. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: Учеб. пособие. М., 1997. С. 36.
16. Ковалев А.А. Международная защита прав человека: Учебное пособие. М.: Статут, 2013. С. 33.
17. Кордуба С.Б. Основные обязанности человека и гражданина в решениях Конституционного Суда РФ // Российская юстиция. 2017. N 4. С. 9 - 12.
18. Кочев В.А. Обязанности государства по защите основных прав и свобод личности // Вестник ВЭГУ. 2012. N 5. С. 55 - 59.
19. Нудненко Л.А. Личность в координатах модернизации взаимодействия гражданского общества и правового государства // Государство и право. 2015. N 4. С. 13 - 21.
20. Макарова Н. Месть отставного любовника. Как оградиться от вмешательства в частную жизнь и что делать, если это случилось // Юрист спешит на помощь. 2015. N 7. С. 19.
21. Марченко М.Н. Тенденции развития права в современном мире: Учебное пособие / М.Н. Марченко. М.: Проспект, 2015. С. 195-202.
22. Международная и внутригосударственная защита прав человека: Учебник / А.Х. Абашидзе, З.Г. Алиев, К.Ф. Амиров [и др.]; Под ред. Р.М. Валеева. М.: Статут, 2011. С. 218.
23. Полянина А.К. Семейно-правовая ответственность родителей за ненадлежащее исполнение обязанности по обеспечению информационной безопасности детей // Семейное и жилищное право. 2015. N 2. С. 34 - 38.
24. Право наций и народа на самоопределение, мир, экономическое развитие, здоровую окружающую среду, что пока не считается общепризнанным и окончательно утвердившимся. См.: Марченко М.Н. Тенденции развития права в современном мире. М.: Проспект, 2015. С. 7, 26.
25. Рудаков А.А. Права и обязанности как парные юридические категории (вопросы теории): Дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2006. С. 82.
26. Саакян М.В. О понятии и структуре конституционно-правового статуса личности // The Genesis of Genius. 2015. N 4 - 1. С. 102.
27. Цагикян А.В., Бутурлина Е.С. Конституционные права и свободы как элемент конституционно-правового статуса личности в РФ // Научное обеспечение агропромышленного комплекса: Сб. ст. по материалам 71-й науч.-практ. конф. Краснодар, 12 апреля 2016 г. С. 833.