Фрагмент для ознакомления
2
В диссертации Н.И. Палиенко 1903 года дана следующая характеристика суверенитета: «Суверенитет в современной науке публичного права означает тот характер власти, в силу которого она является высшей и независимой в правовом отношении властью . Так как это понятие суверенитета развилось исторически применительно к государству как юридически организованному высшему территориальному союзу властвования, то суверенитетом, точнее говоря, называют высшую и независимую государственную власть». И далее можно встретить наиболее точную характеристику, рассматриваемого понятия, которую приводит автор, цитируя Г.Еллинека: «Суверенитет по своему историческому происхождение является, прежде всего, политической идеей, которая позднее обращается в юридическую» .
Г.Ф. Шершеневич определял суверенитет через полноту власти во внешней и внутренней политике, при этом делая акцент на отсутствии на одной территории с государственной властью равных по силе органов. .
Государственный суверенитет и территориальная целостность Российской Федерации выступают основными конституционно-правовыми элементами государственной безопасности, так как «государственный суверенитет и территориальная целостность имеют ключевое значение для жизни и деятельности любого государства, ибо составляют то, без чего оно не может существовать» .
Основным формально зафиксированным принципом, на котором основывается современная система международных отношений, является принцип суверенного равенства государств. Все 372 государства имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества. Государственный суверенитет выступает неотъемлемым атрибутом каждого государства .
В юридической науке выделяют следующие виды суверенитета: народный суверенитет, национальный суверенитет, государственный суверенитет . Государственный суверенитет является основным объектом государственной безопасности. Конституционный Суд Российской Федерации определяет суверенитет следующим образом: «Суверенитет, предполагающий, по смыслу статей 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции Российской Федерации , верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении, представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус» .
Об исключительной важности в конституционно-правовом механизме суверенитета государства, распространяющегося на всю его территорию, свидетельствует его закрепление в Конституции Российской Федерации как одной из основ конституционного строя.
Государственный суверенитет является одним из свойств государственной власти, на основе которого в государстве создается и развивается собственная правовая система. Следует также отметить, что государственный суверенитет и территориальная целостность государства являются взаимными гарантиями друг друга, так как посягательство на территориальную целостность влечет за собой угрозу государственному суверенитету, и наоборот, надлежащая охрана и защита государственного суверенитета дают гарантию сохранения территориальной целостности и неприкосновенности государственных границ Российской Федерации .
Суверенитет государства имеет внутреннее и внешнее выражение, т.е. суверенитет государства означает как верховенство государственной власти внутри страны, так и ее независимость в международных отношениях. Таким образом, защита государственного суверенитета как одного из элементов государственной безопасности означает защиту государства как от внешних посягательств, так и от внутренних врагов, стремящихся к изменению государственного строя.
Защита государственного суверенитета составляет основной конституционно-правовой интерес России. Преамбула Конституции Российской Федерации говорит о том, что многонациональный народ Российской федерации принимает Конституцию, «возрождая суверенную государственность России» . Ч. 1 ст. 3 Конституции РФ закрепляет положение, согласно которому носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Во внешней политике и международных отношениях внешний суверенитет также ограничен как двусторонними, так и многосторонними соглашениями государств. В частности, такими как Устав ООН; «Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств»; «Декларация об укреплении международной безопасности»; «Декларация о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета»; «Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций»; «Конвенция об определении агрессии»; Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Определение агрессии» и ряд других.
В условиях связанности государств международным правом, практика вмешательства в суверенитет обрела характер скрытой войны – тайных операций по подрыву изнутри политических основ государства путем всесторонней поддержки экстремизма и сепаратизма, подталкивания на различные законные и незаконные методы протеста и иного выражения недовольства действующей законной властью населения страны. Анализ событий в Ираке, Ливии, Сирии показывает весь трагизм вмешательства в суверенитет государства, где сотни тысяч людей убиты, миллионы искалечены и десятки миллионов потеряли имущество, стали беженцами и лишены элементарных условий жизни.
Возможны различные законные и незаконные формы и методы выражения недовольства внутренней или внешней политикой государства. К числу законных методов относятся митинги, демонстрации, шествия и пикеты. К незаконным формам, соответственно, относятся те же формы, но нарушающие Закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» , а также формы, которые сами по себе являются незаконными (массовые беспорядки, экстремистские действия, терроризм, блокирование коммуникаций и др.). В сложноустроенных государствах, каковым является и Россия, методом внешнего вмешательства в суверенитет государства является еще и внешняя поддержка сепаратизма.
Поэтому любая власть должна отслеживать эти процессы, знать о возможностях внешнего вмешательства в суверенитет и предпринимать меры по самозащите. Эта работа в России поставлена на очень высокий уровень, что видно из анализа принятых за последнее время политических решений, а также изменений и дополнений в действующее законодательство.
В частности, можно отметить следующее.
Внесение изменений в закон о некоммерческих организациях, где введено понятие некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, а также введение административной ответственности за нарушение установленного порядка регистрации, предоставления сведений (ст. 19.7.5–2, 19.34, ч. 2 ст. 20.28 КоАП РФ) позволили в большей степени взять под контроль финансирование через такие организации деструктивной деятельности иностранных государств .
На примере событий на Украине оперативно были внесены изменения и дополнения в Уголовный кодекс России. Так, были скорректированы нормы об ответственности за массовые беспорядки (ст. 212 УК РФ) ; расширена и ужесточена ответственность за экстремистскую и террористическую деятельность, в том числе увеличены сроки лишения свободы в случае совокупности преступлений и совокупности приговоров (30 лет и 35 лет лишения свободы); установлена административная ответственность с возможностью назначения юридическим лицам штрафа до 60 миллионов рублей (ст. 15.27.1 КоАП РФ) .
Из числа политических решений следует назвать создание войск национальной гвардии, лично подчиняющихся Президенту России. Данное политическое решение позволяет поставить под единый контроль деятельность всех законных вооруженных формирований, в том числе и частные охранные предприятия, а также контролировать весь оборот гражданского оружия в стране.
Фрагмент для ознакомления
3
ИСТОЧНИКИ И ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
– Нормативные правовые акты:
1. Устав Организации Объединенных Наций: [принят в г. Сан-Франциско 26 июня 1945 г.] // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. М. 1956. С. 14 – 47.
2. Декларация о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета: [принята резолюцией 2131 (XX) Генеральной Ассамблеи ООН от 21 дек. 1965 г.]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/inadmissibility_of_intervention.shtml.
3. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций: [принята 24 окт. 1970 г. Резолюцией 2625 (XXV) на 1883-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН] // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996. С. 2 - 8.
4. Декларация об укреплении международной безопасности: [принята резолюцией 2734 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 дек. 1970 г.]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intsecurity.shtml.
5. Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств: [принята резолюцией 36/103 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 дек. 1981 г.]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/internal_affairs_decl.shtml.
6. Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе: [принят 1 авг. 1975 г. в г. Хельсинки]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.osce.org/ru/ministerial-councils/39505.
7. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ // Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398– Монографии»:
8. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 18.02.2020) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954
9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 18.02.2020) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
10. Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 11.10.2018) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях// Собрание законодательства РФ. 21.06.2004. № 25. Ст. 2485.
11. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 04.01.2016. № 1 (часть II). Ст. 212.
12. Указ Президента РФ от 30.11.2016 N 640 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 05.12.2016. № 49. Ст. 6886.
13. Указ Президента РФ от 05.12.2016 N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 12.12.2016. № 50. Ст. 7074.
14. Постановление СФ ФС РФ от 14.06.2017 N 162-СФ "Об итогах парламентских слушаний "Предотвращение вмешательства во внутренние дела Российской Федерации: законодательство и правоприменительная практика // "Собрание законодательства РФ", 19.06.2017, N 25, ст. 3603
– Судебная практика:
15. По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: [постан. Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. П] // Собрание законодательства РФ. 19.06.2000. № 25. Ст. 2728.– Научные статьи:
16. Бардеев К.А. Понятие суверенитета в трудах отечественных правоведов: ретроспективный анализ // Сборник материалов международных научно-практических конференций / Под ред. А.А. Коротких. 2018. С. 217.
17. Вихров А.А., Сальников М.В., Адамян Г.А., Биктасов О.В. Понятие и сущность суверенитета // Вестник Санкт-Петербургского университет МВД России. 2005. № 3(27). С. 15.
18. Воробьева С.В. К вопросу об укреплении суверенности российской государственности // Актуальные проблемы государства и права. 2017. Т. 1. № 3-4. С. 49.
19. Галушко Д.В. О суверенитете государства в международном праве // Вестник воронежского государственного университета. Серия: право. Издательство: Воронежский государственный университет. Воронеж 2013. № 1 (14). С. 366-374
20. Дикаев С.У., Дикаева Д.М. Проблемы защиты государственного суверенитета от деструктивного внешнего вмешательства // Юридическая мысль. 2017. № 4 (102). С. 53.
21. Ирошников Д.В. Конституция Российской Федерации и государственная безопасность // Юридическая наука. 2011. № 1. С. 12.
22. Не надо вмешиваться: в Совете Федерации создана комиссия по защите суверенитета // Российская газета. 14.06.2017 г. № 7294 (128).
23. Нуриева И.Т. Территориальная целостность как основополагающий принцип суверенитета независимого государства // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 4. С. 363.
24. Уханов А.Д. Современная трансформация государственного суверенитета // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2016. T. 8. № 1 (32). С. 53.
25. Хижняк В.С. Защита государственного суверенитета как основной национальный интерес Российской Федерации // Правовая культура. 2011. № 1 (10). С. 33.
26. Шигабутдинов Р. Р. Проблемы государства, власти и права в политико-правовых взглядах профессора Казанского университета Г. Ф. Шершеневича // Вестник Казанского юридического института МВД. 2013. № 1 (11). С. 29.
27. PRO суверенную демократию / сост. Л.В. Поляков. М.: Европа, 2007. С. 67.
– Авторефераты и рукописи диссертаций:
28. Палиенко, Н.И. (1869-1937.) ... Суверенитет : Ист. развитие идеи суверенитета и ее правовое значение / Н.И. Палиенко, прив.-доц. Демид. юрид. лицея. - Ярославль : тип. Губ. правл., 1903. - [2], XV, [3], 567, [2] с.; 26.
29. Халатов А.Р. Суверенитет как государственно-правовой институт. Дисс. … канд. юридич. наук: 12.00.01 / Халатов Аркадий Рафаелович. Сочи, 2006. С. 85.
– Интернет-ресурсы:
30. Делегация Совета Федерации приняла участие в работе 136-й Ассамблеи МПС // Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. URL: http://council.gov.ru/events/news/79093/
31. Ежегодный доклад Временной комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации // Итоги заседаний Совета Федерации. СПС Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/law/review/lawmaking/sw2019-06-11.html/
32. Путин: в мире мало стран, обладающих суверенитетом, и Россия своим дорожит // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20170602/1495693004.html
33. Совет Федерации РФ: как оградить страну от вмешательства Запада // «Международная жизнь». URL: https://interaffairs.ru/news/show/19195
34. Сергунин А. А. Суверенитет: эволюция концепта // ПОЛИТЭКС. 2010. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suverenitet-evolyutsiya-kontsepta (дата обращения: 09.03.2020).