Фрагмент для ознакомления
2
4. Рентабельность собственного и заемного капитала.
ROE =ЧП/¯СК* 100%, (7)
R_ЗК =ЧП/¯ЗК * 100%, (8)
где ЧП – чистая прибыль;
¯СК – среднегодовая величина собственного капитала;
¯ЗК – среднегодовая величина заемного капитала (долгосрочные и краткосрочные заемные средства).
Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования вложенных в организацию собственных средств, показывает, сколько чистой прибыли приходится на рубль собственных средств. Для достижения высоких темпов роста оборота нужно повышать возможности увеличения рентабельности собственных средств предприятия .
Рентабельность собственного капитала зависит от рентабельности активов по чистой прибыли и отношения среднегодовой стоимости активов к величине собственного капитала, обратно пропорционального коэффициенту финансовой независимости.
Большое значение для руководства экономического субъекта имеет факторный анализ прибыли от продаж, так как по его результатам появляется возможность более точно оценить влияние конкретных факторов на финансовые результаты работы организации.
На первом этапе рассчитывается выручка от продаж в ценах предыдущего года с использованием информации об индексе цен:
, (9)
где Вотч – выручка за отчетный год.
На втором этапе определяется влияние на прибыль от продаж таких факторов, как изменение цен и изменение объема продаж:
= ( ) × Rпродаж, (10)
= ( ) × Rпродаж, (11)
На третьем этапе определяется влияние изменения себестоимости продаж на изменение прибыли от продаж:
= (-1) × Вотч × УС, (12)
где Вотч – выручка за отчетный год;
УС – изменение уровня себестоимости продаж в выручке.
На четвертом этапе определяется влияние изменения уровня коммерческих и управленческих расходов на изменение прибыли от продаж:
= (-1) × Вотч × УКР, (13)
= (-1) × Вотч × УУР, (14)
где Вотч – выручка за отчетный год;
УКР – изменение уровня коммерческих расходов в выручке.
УУР – изменение уровня управленческих расходов в выручке.
Представленная методика факторного анализа прибыли от продаж основывается на открытой, доступной для любого заинтересованного лица, бухгалтерской отчетности организации .
Для того чтобы управлять прибылью, необходимо подробно исследовать механизм ее формирования, что позволит грамотно определить долю и влияние каждого фактора роста или снижения прибыли. Как правило, выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов, которые оказывают влияние на изменение прибыли предприятия и, как правило, тесно взаимосвязаны друг с другом.
Кроме факторного анализа прибыли от продаж и чистой прибыли часто используется методика расчета маржинальной прибыли и точки безубыточности, которая широко используется при управлении затратами на основе метода «директ-костинг», основным принципом которого является деление расходов на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема продаж. В более узком понимании маржинальный анализ – это анализ изучения зависимостей финансовых результатов предпринимательства от переменных и постоянных издержек и объемов производства, поэтому его называют еще анализом «Издержки – Объем – Прибыль» .
Наглядно график зависимости показателей «Издержки – Объем – Прибыль» представлен на рисунке 5.
ден.ед. Выручка от продаж
Прибыль от продаж
Совокупные затраты
Выручка в точке
безубыточности
Переменные затраты
Постоянные затраты
Убыток
Точка безубыточности Объем продаж, ед.
Рис. 5. График зависимости «Издержки – Объем – Прибыль»
Применение методики маржинального анализа прибыли подразумевает расчет маржинального дохода и безубыточного объема продаж.
Маржинальный доход определяется по формуле:
МД = Q*p – Q*vc, (15)
где Q – объем продаж, шт.;
р – цена за 1 шт. продукции;
vc – переменные затраты на 1 шт. продукции.
Объем безубыточности рассчитывается по формуле:
Q_0=FC/(p-vc), (16)
где FC – переменные затраты на весь объем продукции.
Расчет маржинального дохода и объема безубыточности по видам продукции (по видам деятельности) организации позволяет выбрать те из них, которые приносят организации наибольшую прибыль .
Таким образом, проведенное исследование показало, что эффективность деятельности предприятия выражается финансовым результатом – прибылью или убытком. Основой формирования финансовых результатов является отчет о финансовых результатах, который составляется в соответствии с правилами ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» и Приказа Минфина РФ от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ООО ТК «СТЕЛЛА ПОЛАР»
2.1 Технико-экономическая характеристика ООО ТК «Стелла Полар»
Общество с Ограниченной Ответственностью Туристическая Компания «Стелла Полар» зарегистрировано 25 ноября 2005 г. по адресу: 420097, республика Татарстан, город Казань, улица Масгута Латыпова, 34, офис 32. Фактический адрес организации – тот же.
Согласно данным ЕГРЮЛ учредителями ООО ТК «Стелла Полар» являются: Ал-Каяли Мария Павловна (доля (50%) и Зиннатуллина Алина Ринатовна (доля – 50%), размер уставного капитала – 10000 рублей.
ООО ТК «Стелла Полар» осуществляет деятельность туристических агентств и туроператоров. Кроме того, в Уставе организации зарегистрировано еще 34 вида деятельности.
Организация числится в едином реестре туроператоров. Размер финансового обеспечения 10 млн. рублей.
ООО ТК «Стелла Полар» была основана как операторская компания по приему в Казани российских и иностранных туристов. Сейчас организация является одной из лидирующих компаний Казани на этом направлении. Опыт сотрудников организации позволяет обслуживать как большие деловые мероприятия, так и индивидуальные семейные путешествия, как детские школьные группы, так и корпоративные выезды. Европа, Япония, Китай, Новая Зеландия, Англия, США, Канада, страны Балтии, Белоруссия – это неполная география стран, из которых осуществлялся прием туристов.
ООО ТК «Стелла Полар» организует экскурсионные туры в Казани и республике, транспортное обслуживание, трансферы, размещение в гостиницах Казани и республики, услуги гида, индивидуальные программы, оздоровительный отдых. Вторым направлением является организация отдыха за пределами РФ. Являясь оператором по международному выездному туризму, ООО ТК «Стелла Полар» разрабатывает и организует туры в Турцию, Испанию, Грецию, Кипр.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые документы
1. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 26 июля 2019 г. N 247-ФЗ).
2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ: Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н (ред. от 11 апреля 2018 г. N 74н).
3. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»: Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н (ред. от 8 ноября 2010 г. N 142н).
4. ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»: Приказ Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. № 114н (ред. от 20 ноября 2018 г. N 236н).
5. ПБУ 9/99 «Доходы организации»: Приказ Минфина России от 06 мая 1999 г. № 32н (ред. от 6 апреля 2015 г. N 57н).
6. ПБУ 10/99 «Расходы организации»: Приказ Минфина России от 06 мая 1999 г. № 33н (ред. от 6 апреля 2015 г. N 57н).
7. Приказ Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н «План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению» (ред. от 8 ноября 2010 г. N 142н).
8. Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (ред. от 19 апреля 2019 г. N 61н).
9. Приказ Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (ред. от 8 ноября 2010 г. N 142н).
Научная литература и учебные пособия
10. Астахов, В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет в 2 ч. Ч. 1: учебник для бакалавриата и специалитета / В.П. Астахов. – М.: Юрайт, 2019. – 536 с. // ЭБС Юрайт [сайт]. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/431443, по паролю
11. Бабаев, Ю.А. Бухгалтерский учет. Учебник для бакалавров / Ю.А. Бабаев, А.М. Петров, Л.А. Мельникова. – М.: Проспект, 2019. – 424 с.
12. Бухгалтерский учет [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.Р. Антышева, О.А. Банкаускене, Н.Л. Вещунова [и др.]; под ред. Н.Г. Викторовой. – Электрон. текстовые данные. – СПб.: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2019. – 251 c. // Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/83324.html, по паролю
13. Гахова, М.А. Бухгалтерский учет [Электронный ресурс]: учебное пособие / М.А. Гахова. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 311 c. // Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/ 83806.html, по паролю
14. Дмитриева, И.М. Бухгалтерский учет и анализ: учебник для академического бакалавриата / И.М. Дмитриева, И.В. Захаров, О.Н. Калачева; под ред. И.М. Дмитриевой. – М.: Юрайт, 2019. – 358 с. // ЭБС Юрайт [сайт]. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/431988, по паролю
15. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет. Учебник / Н.П. Кондраков. – М.: Проспект, 2019. – 512 с.
16. Островская, О.Л. Бухгалтерский финансовый учет: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / О.Л. Островская, Л.Л. Покровская, М.А. Осипов; под ред. О.Л. Островской. – М.: Юрайт, 2019. – 394 с. // ЭБС Юрайт [сайт]. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/436460, по паролю
17. Фельдман, И.А. Бухгалтерский учет: учебник для вузов / И.А. Фельдман. – М.: Юрайт, 2019. – 287 с. // ЭБС Юрайт [сайт]. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/426163, по паролю
18. Шадрина, Г.В. Бухгалтерский учет и анализ: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Г.В. Шадрина, Л.И. Егорова. – М.: Юрайт, 2019. – 429 с. // ЭБС Юрайт [сайт]. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/433074, по паролю