Фрагмент для ознакомления
2
имеются только органы, выбираемые населением административно- территориальных единиц .
Федерация является именной формой территориального устройства, так как «категория выражает содержание объекта, является его внешним многоплавным воплощением, повреждающим и одновременно подчеркивающим устойчивость состояния качества» .
Исходя из российского понимания, федерация-это форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.
Федерация существует вместе с другими формами государственного устройства. Ученые расходятся во мнениях по поводу форм, одни выделяют только унитарные государства, другие же склонны к выявлению унитарного государства и конфедерации Л.М.Карапетян в своей работе говорил о том, что в возникновение любого функционирующего федерализма носит в себе идею унитарного государства. По его мнению, это проявляется в идеи единства и целостности государства, при котором все субъекты обладают равными правами .
Федерации строятся по территориальному, национальному и национально-территориальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.
Федерации, основанные на территориальном принципе, оказались более прочными и устойчивыми (США, ФРГ), в то время, как образованные на национально-территориальной основе или распались (СССР, Чехословакия, Югославия) или, испытывают большие сложности. Вместе с тем федеративная природа ряда государств обусловлена многонациональным составом населения (Индия, Бельгия, Канада, Россия).
Федерации также делят на: симметричные и асимметричные.
Асимметричная федерация – федерация, которая характеризуется разностатусностью субъектов. К таким федерациям относятся Индия, Танзания, Бразилия, Канада, Россия. Асимметричная федерация включает разные части с неодинаковым правовым положением.
Симметричными являются федерации в Австрии, Германии, США. Однако разделение федерации на симметричные и асимметричные не имеет абсолютного характера. Абсолютно симметричных федераций с юридической точки зрения не существует. Даже там, где в федерации есть только одна категория составных частей (например, земли в Австрии и Германии, эмираты в ОАЭ), присутствуют некоторые элементы асимметрии. В Германии земли не одинаково представлены в верхней палате парламента (от трех до шести представителей, хотя представители от каждой земли должны голосовать по инструкциям правительства земли как единое целое).
Некоторые авторы в зависимости от вида нормативного правового акта, учредившего федеративное государство, разделают договорные и конституционные федерации. Договорные федерации возникают через объединение суверенных унитарных государств. При этом, как правило, сохраняется максимальный объем компетенции каждого субъекта с одновременным закреплением этого в договоре с федеральным центром (США, Швейцария).
Образования конституционных федераций начинается с принятия конституции путем частичной централизации конфедерации или децентрализации унитарного государства (Германия, Бельгия, Нигерия)1.
Также выделяют в зависимости от типа взаимодействия между центральной и региональной власти дуалистическую и кооперативную.
Дуалистическая федерация рассматривается как система отношений властей двух уровней, каждая из них в пределах своих полномочий независима от другой. Считается, что такой федерализм не предусматривает обязательного объединения штатов, земель и другие в союзное государство ( США, некоторые латиноамериканские государства, Португалия, Испания).
Кооперативная федерация. В основе такой федерации лежит идея объединения усилий центра и мест для выполнения общих задач и целей.
Ярким примером федеративного государства в настоящее время можно привести Российскую Федерацию. Уникальность России как федеративного государства проявляется в том, что она является чуть ли не единственным федеративным государством в мире, примерившим на себе и реализовавшим практически все известные модели федеративного устройства.
В Российской Федерации государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы - Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы всех субъектов Федерации (ст. 11 Конституции России).
4. Политический режим: понятие и виды
Понятие политического режима - одно из ключевых понятий теории государства и права. Емкое определение политического режима дано М.Н. Марченко, который определяет политический (государственный) режим как "способ взаимосвязи государства с населением страны, выражающийся в общем характере применяемых им методов управления обществом". Понятие «политический режим» включает в себя функциональную характеристику политической системы, совокупность элементов, формирующих облик политической власти, к которым можно отнести идеологические и социальные начала. Именно политический режим придает качественную определенность политической системе .
Из вышеизложенного следует, что понятия «политический режим» и «политическая система» тесно связаны друг с другом. Для того чтобы определить в чем же заключается связь между данными и понятиями и как они соотносятся, необходимо определить, что означает понятие «политика», являющееся исходным для обеих категорий. Так, под политикой часто понимают сферу деятельности, связанную с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами .
Ушаков Д.Н.. в своем Толковом словаре он отметил, что политика - деятельность государственной власти в области управления и международных отношений, деятельность той или иной общественной группировки, партии, класса, определяемая их целями и интересами .
Таким образом, из приведенных выше определений видно, что политика справедливо рассматривается как сфера управленческой деятельности государственной власти. Ее формирование и осуществление, как особой деятельности государства, производится государственными структурами, к которым относят главу государства, законодательные и исполнительные органы государственной власти. Помимо деятельности органов государственной власти к политике также относят деятельность политических партий, которые непосредственно участвуют в управлении делами государства .
С учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что политика условно подразделяется на государственную политику, которая представлена в виде политического режима, через который государство непосредственно воздействует на население, и политику политических партий, рассматриваемую через категорию «политическая система общества».
Если политический режим представляет собой совокупность методов осуществления публичной власти государственными органами, а также порядок их реализации, то политическая система рассматривается как совокупность политических партий, политических и общественных организаций, действующих на территории соответствующего государства на основе существующих правовых норм и принимающих участие в управление делами государства.
Что касается вопроса о соотношении понятий «политический режим» и «государственный режим», о том, являются ли они синонимами, то есть категориями, характеризующими одно и то же явление в области управления государством, то по данному поводу среди ученых и юристов ведутся дискуссии.
Чиркин В.Е. считает, что политический режим не может быть сведен к одной из сторон формы государства, он складывается в той или иной стране как совокупность многих факторов, деятельности не только государственных органов, но и политических партий, массовых движений, других
Фрагмент для ознакомления
3
ИСТОЧНИКИ И ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
– Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ // Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398
2. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года [Электронный ресурс] // URL: https: // www.konstitutsiya-respubliki-belarus.html
– Монографии:
3. Кудрявцев Ю.А. Государственные режимы : монография. — СПб., 2012.— С. 70.
4. Сёренсен Э. Мечта о совершенном обществе. Феномен тоталитарной идеологии : монография.— М., 2014.— С. 187.
5. Чиркин В. Е. Современное государство: монография. – М.: Юристъ. – 2012 – С. 85.
– Научные статьи:
6. Абражеева Д. В., Балакин А. В. Дискуссии о формах государственно-территориального устройства [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2018 г.). — СПб.: Свое издательство, 2018. — С. 1-3.
7. Данилюк Н. Основные подходы к трактовке понятия «политический режим» // Образование региона. Политология, психология, коммуникации. - 2009. - №3 - С. 13.
8. Линц Х. Государственность, национализм и демократизация // Полис (Политические исследования). - 1997. - №5. - С. 15.
9. Макеев Ю.Н. Федерализм как форма государственного устройства и особенности его построения в современной России // Человек: преступление и наказание. - 2016. - № 4. - С. 243.
10. Раньжина И. Механизм Федерализации государств [Текст] // Общество: политика, экономика, право. 2011. № 6. С. 329
11. Рыжаков Е.Д. Основные подходы к формированию межбюджетных отношений // Финансы и кредит. - 2014. - № 2. - С.2.
12. Салмин А.И. Современная демократия: очерки становления: учеб.пособие. - М., 2009. - С. 5.Стенина В.К. Парламентский контроль и парламентское расследование в парламентских республиках и монархиях // Международное публичное и частное право. - 2015. - № 2. - С. 48.
13. Снетков В. Н. Соотношение понятий «форма» и «тип» государства в современных условиях / Сборник статей международной межвузовской научно-практической конференции. СПб. : Изд-во СПбГПУ.-2014.- С.151.
14. Трофимова И. О некоторых формах государственного устройства [Текст] // Российская юстиция. 2012 № 21 С. 6
– Авторефераты и рукописи диссертаций:
15. Карапетян Л. М. Федеративное государство и правовой статус народов: автореферат. - Манускрипт. - 2010. - С.56.
– Учебники, учебные пособия;
16. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. - М., 1996.Власова Т.В. Теория государства и права : учебное пособие.— М., 2011.— С. 38-41.
17. Казаков В.Н., Теория государства и права : учебник/научн.ред. Р.В. Шагиева, - Изд-во РААН, 2015.-362.
18. Колоткина О.А.., Ягофарова И.Д.., Теория государства и права: учебное пособие.-Екб.,2015.-С.76
19. Кудрявцев Ю.А. Государственные режимы / Ю.А. Кудрявцев - С.-Пб.: Изд-во "Юрид. центр Пресс", 2012. - 350 c.Мишин А.А.., Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник для вузов.-М.: Статут-2013.-С.86
20. Марченько М.Н.., Дерябина Е.М.., Теория государства и права: учеб.метод.пособие.-М., 2015.-С.173
21. Морозова Л. А. Теория государства и права : учебник. – М.,2017. – С 268
22. Политическая теория : учебник для академического бакалавриата / Б. А. Исаев [и др.] ; под редакцией Б. А. Исаева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 431 с.
23. Общая теория государства и права : Учебник. / Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2002. - С. 138.
24. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика: учебное пособие. — М, 2005. — С. 67.
25. Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения : учеб. пособие. - М., 1994. - С.55.
26. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. – С.123.
27. Шершневич Г.Ф .Общее учение о праве и государстве. – М.: "Тип. Т-ва И.Д. Сытина", 1908 – С. 159.
– Словари, справочники, энциклопедии.
28. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. URL: http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=52954
– Интернет-ресурсы:
29. Попова А.С. ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО: УНИТАРНОЕ ИЛИ ФЕДЕРАТИВНОЕ? // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.- практ. конф. № 4(40). URL: https://sibac.info/archive/social/4(40).pdf