Фрагмент для ознакомления
2
восприятия реальности и зачастую к отказу от необходимости развивать эстетические потребности. Это связано с появлением когнитивного диссонанса, при необходимости эстетической оценки объектов реальности, из-за недостаточного опыта общения с эстетическими, идеальными канонами. В этом смысле одной из задач профессиональной подготовки специалистов в области искусства на ранних этапах университетского образования является развитие их эстетических потребностей, как одной из составляющих психологической готовности к художественной деятельности. Распространенность мотивации принадлежности определяется, по нашему мнению, следующими факторами: особенности подросткового возраста, связанные с обновлением потребности в признании, принятии, подтверждении идеи самоэффективности, выраженная потребность в персонализации; с исходными характеристиками контингента студентов, выбирающих художественные профессии; с общей тенденцией современной социо-реальности, ориентированной на достижение признания, утверждение собственной индивидуальности и формирование отношения к самоутверждению [5, с. 115]. В то же время, ярко выраженная мотивация к принадлежности с недостаточной компетенцией для достижения желаемой цели может спровоцировать внутриличностные конфликты и кризисы профессионального развития. Это требует включения в программу развития творческой мотивации студентов художественного вуза, направленной на понимание конструктивных путей достижения мотивации филиалов. В результате исследования выяснилось, что 12% студентов попали в группу, которая показала высокий уровень усилий для достижения цели; 10% студентов попали в группу с низким уровнем желания достичь цели; Большинство опрошенных студентов показали средний уровень усилий для достижения цели, к успеху - 78%. Таким образом, большее количество учеников вошло в промежуточную группу. Это связано с недостаточной подготовкой и неуверенностью в себе студентов, отсутствием у студентов менталитета относительно успешности, отсутствием информации об условиях обучения в художественном университете, а также уязвимостью повышенная психологическая и чувствительность людей, ориентирован на художественную профессию. В то же время, стремление к достижению цели, успех является важнейшим элементом психологической готовности человека к общей творческой деятельности, особенно художественной. Проблема заключается не в достижении высокого уровня мотивации к успеху для всех учащихся, а в развитии их психологических компетенций, направленных на гармонизацию мотивационной готовности к художественному труду. Большинство студентов классифицируются как имеющие средний уровень мотивации, чтобы избежать неудачи. В то же время общая картина показывает, что разница между группами учащихся высокого, среднего и низкого уровня невелика. Это связано с возрастными особенностями студентов и тем, что подготовка к обучению в художественном вузе имеет свою специфику. Кандидаты оказываются в среде, связанной с индивидуальными уроками. В тренировке преобладает моторный компонент, связанный с деталями зрительной деятельности, во время которого человек может воплотить свои фантазии на бумаге, не опасаясь самовыражения своей личности. Довольно репрезентативная группа студентов в этой выборке (24% - высокий уровень, 16% - очень высокий уровень предотвращения отказов) могут столкнуться с некоторыми трудностями в освоении профессии художника, что предполагает определенный риск, наличие эксперименты и инновации, свобода выбора и оригинальность творческих решений. Поэтому в программах по развитию мотивационной готовности целесообразно предусмотреть возможность развития у студентов ориентации на повышение их навыков по оказанию психологической поддержки себе в трудных ситуациях, профессиональных и учебных неудачах и столкновениях с препятствиями. Качественный анализ результатов позволил оценить иерархию жизненных ценностей, которую студент художественного вуза считает нормой поведения. Таким образом, респонденты классифицировали предложенные терминальные значения в соответствии со своими предпочтениями в следующем порядке: первый - «здоровье» - 18 человек; на втором месте - «любовь» - 30 человек. По нашему мнению, «здоровье» и «любовь» были поставлены на первое и второе места как универсальные, центральные ценности, независимо от их профессионального характера. На третье место 33 человека поставили «интересную работу». Это говорит о том, что большинство студентов в этот период уже сформировали субъективный образ будущего, в котором эта ценность занимает важное место в их стремлении к самореализации. 12 человек ставят предпоследнее [11, с. 50], семнадцатое место, «познание, интеллектуальное развитие», что можно объяснить недооценкой современных требований к мастерству в профессии и высокой самооценкой своих способностей. Наконец, восемнадцатое место, 10 человек поставили «мир в стране и во всем мире». Это свидетельствует о недостаточном понимании студентами ценности социального контекста, их социальной незрелости и низкой социальной компетентности. В результате исследования выяснилось, что: здоровье, любовь, интересная работа, материально успешная жизнь составляют вершину иерархии ценностей, что соотносится с аксиологическим портретом студентов других специальностей (Щербакова Т.Н., Седлецкая Ю.Б. .). Они дополняют иерархию конечных ценностей: терпимость к мнению других, смелость защищать чье-то мнение, высокие требования, трудолюбие. Это связано с заметным изменением социальной ситуации развития и недостаточным формированием интеллектуальных, гражданских и эстетических чувств. В этом возрасте это затрудняет принятие обобщенных значений на уровне субъективных значений. Исходя из того, что терминальные ценности являются целями, к которым стремится человек, данные нашего диагноза позволяют моделировать и корректировать учебный процесс, согласовывая его с профессиональной сущностью и целью профессии. Если такого соответствия нет, возникает аксиологический конфликт между ценностями, которые преследует человек, и полем профессиональных возможностей. Респонденты организовали предложенные инструментальные ценности в соответствии со своими предпочтениями в следующем порядке. Во-первых, 19 человек ставят «честность». Это связано с объявлением честности как социальной ценности, а также проявлением юношеского максимализма. Во-вторых, 36 человек возлагают «ответственность». Очевидно, что это проекция требований текущей ситуации развития студентов первого курса. В-третьих, 42 человека положили «радость», что объясняется чертами, связанными с возрастом, и наличием бодрости в воспроизведенном портрете идеального современного молодого человека. В 12-м, 13-м, 14-м, 15-м, 16-м и 17-м местах: «непримиримость с ее недостатками и ошибками других», «независимость», «твердая воля», «терпимость к мнению других», «независимость - это смелость отстаивать свое мнение »и« Высокие требования »высказали соответственно 18, 7, 9, 9, 10 и 13 человек, что характеризует позицию лидера и независимость. Тот факт, что эти ценности занимают более низкие позиции в иерархии, очевидно, можно объяснить отсутствием самоуверенности и высокой ситуативной корректировкой необходимости сотрудничества, связанного с присоединением студентов первого курса к новому социальному сообществу. , На последнее место, восемнадцатое место, 8 человек поставили «трудолюбие». Это свидетельствует о недостаточном понимании роли трудолюбия и настойчивости в развитии человеческих навыков, таланта и таланта, а также о наличии у молодежи ряда социальных стереотипов об образе легкого «счастливчика». успех. Очевидно, что во время тренировки блок значений терминала меняется. Здесь психологическая поддержка может регулировать ход и результат изменений, способствуя сближению аксиологического портрета значений и ценностей художественной профессии.
Глава II. Экспериментальное изучение процесса формирования мотивации учения у студентов при изучении дисциплины «Основы композиции»
2.1 Диагностика уровня сформированности мотивации учения у студентов первых курсов
На основании анализа психолого-педагогической литературы, педагогического опыта нами была установлена цель экспериментальной части исследования - рассмотреть процесс формирования мотивации к обучению у студентов первого курса. Это включает в себя определение уровня формирования мотивации обучения в начале этапа, постановку целей, соответствующих организации процесса формирования мотивации обучения среди первокурсников, выбор наилучших средств и оценку эффективности экспериментальной работы.
Для проверки основных положений гипотезы нашего исследования была проведена экспериментальная работа, которая включала несколько этапов [20, с. 98]:
Шаг 1 - выявить уровень формирования мотивации к обучению у первокурсников.
2 этап - разработка программы по формированию мотивации к обучению у первокурсников.
Это исследование проводилось на базе Волгоградского государственного социально-педагогического университета. В исследовании приняли участие 10 первокурсников.
В ходе эксперимента по определению использовались следующие методы исследования:
1. Методология «Экспертиза мотивов учебной деятельности студентов» (А.А. Реан, В.А. Якунин).
Цель: определить частоту выбора конкретного мотива (для всей выборки).
2. Методология «Университетская мотивация к учебе» (Т.И. Ильина).
Цель: изучение мотивации обучения в вузе.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абдыкапарова С. Б., Ахметова Г. К. и соавт. Основы кредитной системы образования в Казахстане. - Алматы: Казачий университет!, 2004. - 198 с.
2. Альмухамбетов Б.А. Значение и функции реликтовых элементов традиционного народного искусства в формировании личности // Материалы Международной научно-теоретической конференции «Государство
3. Амиргазин Е.К. Комплексное обучение русскому орнаментальному искусству в профессиональной подготовке студентов художественных вузов: Методические рекомендации. - М .: ИОО МОРФ, 2004.-17 с.
4. Амонашвили Ш.А. Баллада об образовании. Истинное воспитание ребенка заключается в воспитании нас самих. - Артемовен, 2008 .-- С. 60-61.
5. Ананьев Б.Г. Психология сенсорных знаний. - М .; Л .: Издательство АПНРСФСР, 1960.- 486 с.
6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М .: Прогресс, 1974.
7. Аронов В. Семпер - теоретик // Декоративное искусство СССР - 1965.
8. Асылханов Е.С. Научно-методическое обоснование преподавания изобразительного искусства и развития творческих способностей школьников и студентов художественно-педагогических учебных заведений Казахстана: автореф. дис. ... канд.пед.наука.- М., 2002 .-- 36 с.
9. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М .: Образование, 1985. - 20 с.
10. Барташевич А.А., Дягилев Л.Е., Климин Р.М. и другие. Основы композиции и дизайна мебели / Серия "Высшее образование". -Ростов н / д: Феникс, 2004.192 с.
11. Барташевич А.А., Дягилев Л.Е., Климин Р.М., Перелыгин Л.Г. Основы композиции и дизайна мебели / Серия "Высшее образование". - Ростов н / д: Феникс, 2004 .-- 192 с.
12. Беда Б.Г. Тон и цветовые отношения в живописи. - М .: Совы. Худ., 1967. - 77 с.
13. Безмоздин Л.Н. В мире дизайна / Ташкент. Политехника, Инст. Бируни.-Ташкент: Фан, 1990.- 311 с.
14. Блуднов, Г.П. Веб-дизайн как средство специальной подготовки студентов
15. Большая Советская Энциклопедия. - 3-е изд. - Т. 12. - М .: Советская энциклопедия, 1973. - 624 с.
16. Браиловская Л.В. Арт дизайн: красивые вещи "папа-таде" / Серия "Стильные вещи" - Ростов н / Д: Феникс, 2004 - 256 с.
17. Ветрова И.Б. Неформальная композиция: от имиджа к творчеству. Учебное пособие.- М .: Издательство "Ижица", 2004. - 174 с.
18. Волков Н.Н. Цвет в картине. - М .: Искусство, 1985. - 321 с.
19. Волкотруб И. Т. Основы художественного оформления. - Киев: Вищенская школа, 1982. - 152 с.
20. Выготский Л.С. Психология искусства. - М .: Искусство, 1986. - 572 с.
21. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию психических действий // Психологическая наука в СССР. Часть 1. - М .: Изд-во АПН РСФСР, 1959.
22. Гансен В.А. Восприятие целостных объектов. - Л .: Ленинградский государственный университет, 1974. -150 с.
23. Грановская Р.М., Березная И.Я., Григорьева А.Н. Восприятие и признаки формы.-М .: Наука, 1981. - 206 с.
24. Грегори Р.Л. Умный глаз. - М .: Мир, 1972. - 209 с.
25. Григориан Э.А. Основы композиции в прикладной графике. Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / Е.А. Григорианский. - Ереван, 1986.
26. Грожан Д. Справочник начинающего дизайнера / серия "Стиль вещей". - Ростов н / д: Фекникс, 2004 - 320 с.
27. Громов Е.С. Природа художественного творчества: Книга для учителя.- М .: Просвещение, 1986. - 239 с.
28. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М .: Педагогика, 1972. -424 с.
29. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М .: Педагогика, 1986.-239 с.
30. Дидактика высшей школы: некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.Н. Skatkina. - 2-е изд., Переработанное. и добавить. - М .: Образование, 1982.-319 с.
31. Дизайн: Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. - М. Арт, 1969. -348 с.
32. Ералин К., Изобразительное искусство Казахстана в системе искусства и профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства и труда в педагогических учреждениях: Автореф. Ped.Science, М.-1992.-30 с.
33. Ермаш Г.Л. Искусство похоже на мышление. - М .: Искусство, 1982. - 277 с.
34. Есипов В.Н. Формирование творческих способностей студентов художественно-графических факультетов вузов на начальном этапе обучения композиции: автореф. дис - канд. ped.science. - М., 1986. -16 с.
35. Жегин Л. Ф. Язык живописи (условность античного искусства). - М .: Искусство, 1970. - 117 с.
36. Зинченко В.П. Развитие творческих способностей в процессе обучения рисованию: учебное пособие. - Ростов-на-Дону, Российский государственный педагогический институт, 1983.- 67 с.
37. Ивахнова Л. А. «Интегративный подход к оформлению содержания учебных предметов. Учебник, - Алматы: Типография КазПи им. Абая, 1994.48 с.
38. Ивахнова Л. А. Некоторые вопросы совершенствования дидактической подготовки учителя изобразительного искусства в процессе обучения рисованию. // Проблемы формирования профессионально-педагогической направленности будущего учителя: сб. научный тр -алма-ата: КазПИ им. Абая, 1980.-- С. 87-94.
39. Ижанов Б. И. Художественное воспитание студентов графического искусства
40. Йохансон Б. В. Молодые художники о живописи. - М .: Изд-во Академии художеств СССР, 1959. - 258 с.
41. Иттен И. Искусство формы. Мое предвидение в Баухаузе и других школах.
42. Иттен И. Искусство цвета / пер. с ним. Л. Монахова. - 2-е изд. - М .: Д. Аронов, 2007 .-- 96 с.
43. Кабанова-Мел Л Ер Э.Н. Образовательная деятельность и развивающее образование. - М .: Знание, 1981. - 96 с.
44. Кабижанова Г.К. Содержание и методика обучения основам декоративной композиции в системе обучения художника-педагога (На материале текстильного искусства: авт. Дисс.
45. Казаринова, М. Федоров «О композиции» // Техническая эстетика -1965, № 12. от. 2-7.
46. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. - М .: Архимед, 1992. -107с.
47. Кардовский Д.Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма. - М., Академия художеств СССР, 1960.-340 с. "
48. Квач Н.В. Подготовка учителей профессионального образования по специальности дизайн интерьера: автореф. дис. ... Кандидат наук. наук: Нижний Новгород, 2005 - 22 с.
49. Кемешев Д.А. Теоретические и методологические основы специальной подготовки художника-преподавателя в высших учебных заведениях Казахстана: автореф. дис. ... доктор педагогических наук. - М., 2001, 32 с.
50. Кенесарина Ю.С. Овладение законами изобразительного образа как основа художественного мастерства будущего художника-педагога: автореф. дис. ... Кандидат наук. - Алматы, 1999, 14 с.
51. Киреенко В.И. Психология способностей зрительной деятельности. - М .: Педагогика, 1959. - 112 с.
52. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в контексте развивающего обучения. - Я: Просвещение, 1980 .-- 159 с.
53. Кисимисов Е.Т. Формирование творческой активности студентов в процессе обучения декоративно-прикладному искусству (например, ткачеству): автореф. дис. ... Кандидат наук. - Омск, 2007 .-- 20 с.
54. Климович В.П. Научно-педагогическое изучение методики преподавания композиции в КГФ педагогических институтов: дис ... - М .: 1985.-176 с.
55. Котляров А.С. Композиционная структура изображения. М., Университетская книга, 2008. -152 с.
56. Кузин В.С. Психология: Учебник. - М .: Высшая школа, 19р4. - 280 р.
57. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Издание Второй. - М .: Изд-во АПН РСФСР, 1959.-495 с.
58. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. - М .: Знание, 1976 .-- 64 с.
59. Логвиненко А.Д. Зрительное восприятие пространства. - М .: МГУ, 1981. - 224 с.
60. Мариковский П.И. Рисунки на скалах южных и центральных областей Казахстана. Алматы: Государственный архив Алматы, 2004. - 214 с.
61. Маркова А. К. Проблемные ситуации в обучении. -М.: Педагогика, 1972.208 с.
62. Махмутов М.И. Проблемное обучение: вопросы фундаментальной теории. - М .: Педагогика, 1975 .-- 368 с.
63. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на уроке рисунка. Уч. пособие для студентов HGF. - М .: Образование, 1986,159 с.
64. Молева Н.М., Белютин Е.М. Педагогическая система Академии художеств 18 века. - М .: Искусство, 1956. - 519 с.
65. Молева Н.М., Белютин Е.М. Русская художественная школа второй половины XIX - начала XX вв. - М .: Искусство, 1967. - 564. Илл.
66. Молева Н.М., Белютин Е.М. Русская художественная школа первой половины XIX века. - М .: Искусство, 1963. - 408 с.
67. Молева Н.М., Белютин Е.М. Антон Ашбе Школа: К вопросу о путях художественной педагогики на рубеже XIX-XX веков развития. Педагогическая система Академии художеств 18 века. - М .: Искусство, 1958. - 116 с.
68. Мусалимов Т.К. Теоретические и методологические основы профессионально-графической подготовки учителя рисования и изобразительного искусства в педагогическом вузе: дис. Доктор педагогических наук - М., 2003 г. - 304 с.
69. Надирашвили Ш.А. Психологическая природа восприятия (с точки зрения теории установки). - Тбилиси: Мецниерета, 1976 .-- 256 с.
70. Назарова Н.Г. Индивидуальная композиционная деятельность студентов графических художественных факультетов по рисунку. Алм-Ата: Типография КазПи им. Абая, 1990.-- 32 с.
71. Назарова Н.Г. Композиционная и стилистическая целостность образа. Композиционно-стилистическая целостность образа / Вестник. Серия «Художественное образование: искусство - теория - методология» № 1 (4) Алматы 2004. - С. 3 - 8.
72. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и произведения искусства. - М .: Образование, 1991 .-- 191 с.
73. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М., Молодая Гвардия, 1994, 336 с.
74. Обучение и развитие / Под ред. Л.В. Занкова. - М .: Педагогика, 1975.440-е гг.
75. Оспанов Б.Е. Развитие композиционной грамотности на уроках академического рисунка студентов
76. Павловский А. Л. Активизация процессов восприятия трехмерной формы головы человека в учебном чертеже: автореф. дис. ... Кандидат наук. -М., 1990-24 с.
77. Панценов Г.И. , Картина. Форма, цвет, изображение. М., Академия, 2007 .-- 144 с.
78. Пучков А.С., Триселев А.В. Техника работы над натюрмортом. - М .: Образование, 1982. - 160 с.
79. Рисунок: Учебник для художественно-графических факультетов педагогических институтов / Под ред. А.М. Серов / - М .: Образование, 1975. - 271 с.
80. Ростовцев Н.Н. Очерки по истории обучения методам рисования. -М .: Изобразительное искусство. - 1983 .-- 288 с., 193 илл.
81. Рубинштейн С.Л. О мышлении и способах его исследования. - М .: АПН РСФСР, 1958.-147 с. 152.
82. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / Отв. редактор Э.В. Шорохов. - М .: Педагогика, 1976 .-- 416 с.
83. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебник. - М .: Государственное образование, 1998.- 256 с.
84. Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск: Название, 1999 .-- 80 с. с илом
85. Справочник начинающего дизайнера / Серия "Стильные вещи". -Ростов н / д: Феникс, 2004 .-- 320 с.
86. Степанов А.В. Объемная и пространственная композиция. - М .: Стройиздат, 1993 .-- 256 с.
87. Степанов А.В. Объемная и пространственная композиция. - М .: Стройиздат, 1993 .-- 256 с.
88. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М .: МГУ, 1975. -144 с.
89. Терентьев А.Е. Роль и специфика композиционного курса на художественно-графическом факультете педагогических институтов // Вопросы теории, истории и методики преподавания художественно-графических дисциплин: сб. научный том. З.-М.: МГПИ, 1967 .-- С. 143-157.
90. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. - М .: Наука, 1966. А51 с.
91. Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии инсталляции. Тбилиси: АН Карго. ССР, 1961. -210 с.
92. Унковский А.А. Цвет в картине. Метод учебника, пособие для студентов. - М .: Образование, 1983.- 64 с.
93. Холмянский Л.М., Щипанов А.С. Оформление: Книга для студентов. - М .: Образование, 1985. 240 с.
94. Учебник. пособие для студентов пед. In-Com для специальных. 2109 «Рисование, рисунок и работа» / (Б.В. Нешумов, Е.Д. Щедрин, Г. Б.
95. Чернышев О.В. Формальная композиция. Творческая мастерская. -Минск: Урожай, 1999 .-- 312 с.
96. Чистяков П.П. Письма. Ноутбуки. Воспоминания. - М., Арт, 1953. - 592 с.
97. Шайгозова Ж.Н. Формирование мультикультурной личности на уроках изобразительного искусства: учебник. - Алматы: КазНПУ им. Абая, 2006-52 с.
98. Шорохов Е.В. Сочинение. - М .: Образование, 1986. - 207 с.
99. Щегал Г.М. Цвет в картине. Записки художника. - М .: Искусство, 1967.
100. Юсов Б.П. Грамотность и выразительность детского рисунка: автор. ... Кандидат наук. наук. - М., 1963. - 23 с.
101. Якиманская И.С. Развивающий тренинг.- М .: Педагогика, 1979.-144с.
102. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. - М .: Искусство, 1964.-86 с.
103. Якобсон П.М. Психология искусства. - М .: Знание, 1971.48 с.