Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена повышением законодателем роли института дознания, которое должно способствовать более эффективному и мобильному производству предварительного расследования по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести.
Дознание после того, как уголовно-процессуальное законодательство было изменено, действует лишь в качестве формы предварительного расследования по уголовным делам, указанным вч.3 ст.150 УПК РФ, которые возбуждаются в отношении определенных лиц, совершивших преступления средней либо небольшой тяжести (ст.15 УК РФ). Можно считать дознание укороченной по срокам и упрощенной формой расследования, которая предусматривает особые указанные в гл.32 УПК РФ правила производства по уголовному делу .
Принятый 29 мая 2002 г. Федеральный закон внес в редакцию ч.7 ст.5 УПК РФ изменения, согласно которым перечень лиц, обозначаемых термином «дознаватель» был расширен. Им также стало называться лицо, которое обладает правомочием на реализацию других полномочий, указанных в УПК РФ. Однако эта редакция указанной части была несовершенной, так как все также усложняла осуществление неотложных следственных действий некоторыми лицами, участвующими в уголовном судопроизводстве, в частности главами подразделений УИС Минюста РФ. Вследствие этого в 4 июля 2003 г. в вышеуказанную норму внесена была новая поправка, которая сделала ее более удобной в части правоприменения.
В ч.3 ст.151 УПК РФ сказано, что должность дознавателя предусматривается в штате следующих органов: пограничных органов ФСБ, органов внутренних дел, органов таможни, службы судебных приставов Минюста РФ, органов Государственной противопожарной службы, органов Государственного комитета по контролю над оборотом психотропных веществ и наркотических средств. Все дознаватели вне зависимости от ведомственной принадлежности имеют аналогичный процессуальный статус. Их полномочия отличаются лишь на основании разной подследственности уголовных дел .
Деятельность дознавателя заключается в: принятии и проверке информации о готовящихся или совершенных преступлениях; осуществление разного рода следственных действий по установлению лиц, причастных к совершению преступлений, по закреплению следов самого преступления, до момента возбуждения уголовного дела; вынесение решения по рассмотренным сообщениям о преступлении; направление прокурору и руководителю следственного комитета постановления о возбуждении уголовного дела, приложение всех необходимых материалов по проверенным данным о совершенном преступлении, при производстве каких-либо следственных действий по установлению лица, совершившего преступление или закреплению следов преступления – соответствующих постановлений и протоколов.
Отметим, что дознаватель ведет только предварительное расследование по поданным заявлениям, все стальные оперативно-розыскные работы проводит следователь.
Проблемам дознания, процессуальному статусу органов дознания, их компетенции уделяли свое внимание отечественные ученые: Б.Я. Гаврилов, М.И. Еникеев, А.С. Есина, П.С. Ефимичев, Г.И. Загорский, В.И. Качалов, В.А. Образцов, В.Е. Эминов и другие правоведы.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе дознания в уголовном процессе.
Предметом исследования являются нормы уголовно-процессуального законодательства, регулирующие уголовно-процессуальную деятельность дознавателя.
Целью работы является исследование прав и обязанностей дознавателя как участника уголовно-процессуальной деятельности.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятие дознания как вида уголовно-процессуальной деятельности и порядок его производства;
2) рассмотреть органы дознания и дознаватель как субъекты уголовно-процессуальной деятельности;
3) проанализировать обязанности и права дознавателя;
4) исследовать проблемы процессуальной деятельности органов дознания.
Методологической основой работы стали общие (формально-юридический, системно-структурный подход, анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, и др.) и специальные (систематический, сравнительно-правовой, формально-логический, исторический) методы познания.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что со¬держащиеся в нем положения и выводы могут быть учтены в законотворческой деятельности и использованы для дальнейшего изучения выбранной темы.
Структура включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список.
Глава 1 Общая характеристика уголовно-процессуальной деятельности органов дознания
1.1 Понятие дознание как вида уголовно-процессуальной деятельности и порядок его производства
На сегодняшний день дознание выступает самостоятельной формой предварительного расследования преступлений, которое осуществляется дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно .
В процессуальной литературе существует множество определений данной форме осуществления предварительного расследования. Большинство мнений базируются на том, что дознание - это вид деятельности не любых, а определенных государственных органов, и характерной чертой дознания является сочетание оперативно-розыскной и следственной функций.
В большинстве случаев в само понятие авторы включают задачи и функции дознания, например Р.М. Готлиб, определяет дознание как регулируемую нормами права «деятельность специально уполномоченных государственных органов, осуществляемую оперативно-розыскными и процессуальными методами под надзором прокурора и целях обнаружения, раскрытия, предотвращения и пресечения преступлений» . Похожее определение дает В.А. Иванов, который пишет, что дознание - это «деятельность специально на то управомоченных административных органов государства, сочетающая оперативно-розыскную и следственную функции и направленная на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск и изобличение виновных» .
В понимании А.М. Донцова «Дознание - это деятельность некоторых административных органов государства, вытекающая из задачи предупреждения, пресечения и обеспечения раскрытия преступлений, выполнение которой для одних из этих органов обусловливается непосредственно их назначением, а для других особыми условиями, в которых они находятся, и заключающаяся в проверке по полученным сообщениям и заявлениям наличия событий преступлений и в выявлении обстоятельств, препятствующих возникновению уголовного дела, путем проведения уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных мероприятий, а также в обеспечении успешного ведения по уголовному делу предварительного следствия путем производства неотложных следственных действий ». Изложенные сторонниками данной позиции определения дознания включают в себя, главным образом, те признаки, которые характеризуют деятельность органов, проводящих дознание, и цели, стоящие перед ними, а не саму деятельность по дознанию как таковую.
Р.Х. Якупов, один из немногих авторов, приводящих конкретные (авторские) дефиниции «органа дознания», полагает, что «орган дознания - должностное лицо либо государственное учреждение, принявшее к своему производству материалы о преступлении или уголовное дело для предварительного расследования в форме дознания. Властные полномочия органа дознания в основном совпадают с полномочиями следователя, за изъятиями, прямо предусмотренными законом» .
В силу пункта 8 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ дознание является одной из форм проведения предварительного расследования, осуществляемой дознавателем по уголовному делу, производство предварительного следствия по которому не является обязательным и на производство которого распространяются положения главы 21, 22, 24 - 29 Уголовно-процессуального кодекса РФ . При этом, выделяя дознание в самостоятельный институт уголовного процесса, законодатель установил ряд особенностей дознания, разместив их в главах 32 и 32.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
Дознание проводится по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 3 ст. 150 УПК РФ с возможностью проведения всего комплекса необходимых следственных действий, предусмотренных УПК РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 223 УПК РФ дознание должно быть проведено в срок 30 суток со дня возбуждения уголовного дела, однако при необходимости срок может быть продлен прокурором еще до 30 суток.
По мнению У.А. Мусеибова: «Анализ положений ст. 223.1 УПК РФ позволяет прийти к следующим выводам:
1) при наличии достаточных подозрений в совершении преступления лицу вручается об этом уведомление;
2) уведомление должно содержать разъяснение прав подозреваемого, предусмотренных ст. 46 УПК РФ;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ (в ред. от 08 января 2019 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52.Ч.1. Ст. 4921.
2. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об оперативно-розыскной деятельности" // "Российская газета", N 160, 18.08.1995.
3. Арестова Е.Н. Органы дознания: понятие, виды, содержание процессуальной деятельности // Российский следователь. 2017. № 4. С. 77.
4. Аристархов А.Л. Трудности применения института дознания в сокращенной форме // Законность. 2016. № 12. С.60.
5. Безлепкин, Б.Т. Краткое пособие для следователя и дознавателя / Б.Т. Безлепкин. .. – 2-е изд., перераб. И доп. – Москва : Проспект, 2017. – 287 с.
6. Готлиб Р.М. Прокурорский надзор за исполнением заказов при производстве дознания органами милиции. Л., 1970. С.48.
7. Донцов A.M. Проблема соотношения дознания и предварительного следствия в уголовном процессе. М., 2014. С. 25.
8. Зюбанов Ю. А. Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» (постатейный). М., 2018. С. 77.
9. Иванов В.А. Дознание в уголовном процессе. СПб., 2013. С. 8.
10. Крюков В.Ф. Прокурор в уголовном судопроизводстве России (история и современность). - Специально для системы ГАРАНТ, 2012.
11. Куницин, С.Н. О правовом статусе дознавателя в органах и учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний России // Правовая наука и реформа юридического образования. 2013 (3):186-192.
12. Крымов А.А. Формы предварительного расследования преступлений в контексте деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы // Закон и право. 2014. № 12. С. 98-103.
13. Мусеибов У.А. О правовой регламентации понятия и системы органов дознания // Российский следователь. 2016. № 19. С. 9.
14. Основы уголовного судопроизводства: учебник для бакалавров / Под ред. В.А. Давыдова. М., 2017. С. 88.
15. Руководство для следователя и дознавателя по расследованию отдельных видов преступлений: в 2 ч. / под ред. Н. Е. Муженской, Г. В. Костылевой. - М. : Проспект. Ч. 1 / А. В. Боловинов, П. Е. Власов [и др.]. - 2013. - 640 с
16. Спирин А.В. Особенности формулирования обвинения при производстве дознания в сокращенной форме // Российский следователь. 2018. № 3. С. 44.
17. Сафоненков П.Н. Экзамен на статус адвоката: учебно-практическое пособие. Часть вторая. - "Деловой двор", 2017 г. 688 c/
18. Седых Т.В. Дознаватель: процессуальный статус и проблемы его совершенствования // ЮП. 2015. №1 (68). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/doznavatel-protsessualnyy-status-i-problemy-ego-sovershenstvovaniya (дата обращения: 04.04.2020).
19. Семенцов В.А., Науменко О.А. Проблемы совершенствования дознания как формы предварительного расследования // Общество и право. 2011. №4 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sovershenstvovaniya-doznaniya-kak-formy-predvaritelnogo-rassledovaniya (дата обращения: 04.04.2020).
20. Уголовный процесс: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. В. П. Божьева. 3-е изд., испр. и доп. М., 2012 - С. 409.
21. Цеков М. А. Понятие дознания в уголовном процессе // Молодой ученый. — 2018. — №19. — С. 336-338. — URL https://moluch.ru/archive/205/50257/ (дата обращения: 06.04.2020).
22. Чапчиков, С. Ю. Комментарий к Федеральному закону от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ. «О полиции» (постатейный) / С. Ю. Чапчиков. — М. : Юстицинформ, 2012. — 400 с.
23. Якупов Р.Х. Уголовный процесс. М., 2012. С. 45.