Фрагмент для ознакомления
2
Введение
С миром профессии и труда впервые знакомятся в дошкольном возрасте. Знакомство с миром профессий продолжается в начальной школе. У детей расширяется кругозор, знания о разных видах профессий. В дошкольном возрасте дети играют в разные игры, связанные с профессиями взрослого человека, подражая их действиям. В своих играх дети демонстрируют интерес к профессиям шофера, медсестры, учителя, бухгалтера. Это связанно с наблюдениями за взрослыми.
Совсем по-другому дело обстоят в отношении детей с интеллектуальными нарушениями, с умственной отсталостью.
Социализация и трудовая реабилитация воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – актуальная проблема коррекционной педагогики. Она обусловлена тем, что выпускники специальных школ испытывают трудности в определении жизненной позиции, своего места в обществе.
Одно из приоритетных направлений работы – знакомство с профессиями, трудовая подготовка воспитанников: формирование заинтересованного отношения к труду и соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, самостоятельности, ответственности), а также адаптация к самостоятельной жизни после школы. От профориентационной работы в школе зависит то, кем будет человек, сумеет ли найти свое место в жизни, будет ли он удовлетворен своим трудом, своей деятельностью, своим доходом.
Работа по ознакомлению с профессиями, а в дальнейшем профориентационная работа проводится как правило со старшими учащимися коррекционной школы, в работе с младшими школьниками данной теме уделяется недостаточно внимания.
О введении ребенка в трудовую деятельность и знакомство с профессиями писали такие педагоги как Р.С. Буре, В.Г. Нечаева, С.А. Козлова, М.А. Васильева, Ю.В. Янатовская, Л.А. Ростовецкая.
Противоречие между необходимостью формирования у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью представлений о профессиях и недостаточной разработанностью педагогических условий и средств целенаправленного достижения этой цели у учащихся коррекционных школ обусловило выбор темы работы «Знакомство с профессиями обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) младшего школьного возраста».
Цель данного исследования – изучение возможностей и направлений знакомства с профессиями обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) младшего школьного возраста.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
изучить проблему развития интереса к профессиям у детей;
охарактеризовать особенности младших школьников с умственной отсталостью;
проанализировать практические разработки по организации работы, направленной на знакомство младших школьников с умственной отсталостью с миром профессий.
Объект исследования: процесс формирования представлений о профессиях у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Предмет исследования: особенности знакомства с профессиями обучающихся с умственной отсталостью.
Теоретическая основа исследования: педагогические исследования в области сущности с структуры• профессиональной деятельности человека (Д.Б. Эльконин, Г.Н. Година, Т.В. Потапова, Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер); исследования в области формирования представлений о профессиях у детей дошкольного возраста (Р.С. Буре, В.Г. Нечаева, В.П. Кондрашов, Н.Н. Захаров, В.И. Логинова, А.В. Кузьмина).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Проблема развития интереса к профессиям у детей
Мир специальностей и профессий достаточно динамичен и многообразен – согласно информации из российских и зарубежных источников, насчитывается от 7 до 35 тысяч наименований профессий. В психологии для определения ряда научно-практических задач необходимо группировка профессий, их разделение и сравнение по тем или иным психологическим или профессиональным характеристикам (к примеру, опасность или сложность труда, психическая напряженность, цели труда, величина нагрузки, и т. д.).
Но на сегодняшний день нет единого подхода к типологии профессий, главный недостаток многих из них состоит в том, что они исходят из особой роли, непосредственно преобладания какого-то единого психического процесса в этой категории деятельности. Безусловно, была предложена дифференциация профессии по особенностям интеллектуальной деятельности, по особенностям внимания, но это, конечно же, односторонний подход .
Непосредственно, были попытки разделения по видам промышленности; металлургии, машиностроению, сельскому хозяйству, химической промышленности. Но данная типология неуместна в психологии. Так как, в каждой сфере промышленности существует большая разновидность труда, которые с психологического взгляда имеет большие отличия друг от друга.
Сегодня разделение профессий, на наш взгляд, более интересно показана в «Информационно-поисковой системе Профессиография», которая была разработана в научно-исследовательском институте профтехобразования в Ленинграде под председательством Е.А. Климова.
Данное разделение профессий имеет огромное значение при решении вопросов профессиональной ориентации и профессиональной консультации молодого поколения .
Указанная нами классификация построена непосредственно на основании принципа многофакторность.
Первый ярус этой классификации представлены пятью типами профессий по признаку расхождений их объектных систем:
1. «Человек – природа»
Профессии: мастер-животновод, агроном, семеновод, зоотехник, лаборант химико-бактериологического анализа, кинолог, и другие. Среди данного типа профессий можно определить профессии, предметом труда которых является: геоботанические организмы, организмы животного мира и непосредственно микроорганизмы.
Приведенные нами профессии, связанные с пищевой промышленностью, медициной, сельским хозяйством и научными исследованиями. Особое внимание к окружающей среде должны иметь психолог, а также непосредственно менеджер по гостиничному бизнесу и туризму.
Представленная классификация не имеет тот смысл, что деятельность гражданина адресована только на обозначенные выше предметы.
Растениеводы, к примеру, осуществляют деятельность в коллективе, эксплуатируют различную технику, а также непосредственно занимаются проблемами экономической оценки своей деятельности. Тем не менее, важный предмет внимания и забот растениеводов – растительный мир и среда его обитания.
При подходе выбора профессий данной категории очень важно разобраться, каким образом вы обращаетесь с природой: как с местом для отдыха или как к рабочему месту, на котором вы будете отдавать все силы производству.
Необычность природных объектов труда состоит в том, что они очень сложны, нестандартны, изменчив. Растения, животные, а также непосредственно и микроорганизмы растут, живут, развиваются, болеют и гибнут. Сотруднику необходимо не просто много знать о природе и обитания животных организмом в ней, но непосредственно и предвидеть возможные перемены в них, которые иногда просто необратимы. От лица в первую очередь необходима инициатива и самостоятельность в принятии решений трудовых задач, а также дальновидность и заботливость.
2. «Человек – техника»
Основной, ведущий предмет трудовой деятельности – технические объекты (механизмы, машины), различные виды энергии и материалы. Профессии: архитектор, столяр, проходчик, электромонтажник, механик, техник-металлург, инженер-механик, специалист по телекоммуникациям, радиомеханик, сборщик компьютеров, строитель и другие. Данный тип классификации предусматривает деятельность работников, которая непосредственно нацелена не только на технические объекты, но и на главный предмет профессионального внимания – сфера технических объектов и непосредственно их свойств. При перемещении, преобразовании, обработке или оценке техники от специалиста требуется точность и определенность действий.
Так как техника в основном создаются человеком, то в мире технических объектов существуют большие возможности для ново творчества. Вместе с креативным подходом к деятельности в сфере техники от специалиста требуется высокая дисциплина при осуществлении своей трудовой функции.
3. «Человек-человек»
Основной и ведущий предмет труда – это люди.
Профессии: психолог, врач, менеджер, учитель, экскурсовод, руководитель художественного коллектива, парикмахер и др. Для рентабельного осуществления труда по профессиям, которые относятся к данному типу необходимо научиться непосредственно устанавливать и поддерживать связь с людьми, понимать их, разбираться в человеческих особенностях, а также не маловажно овладеть навыками в определенной сфере искусства, науки, производства.
Лаконичный список качеств, которые необходимы в работе:
стабильное благосклонное настроение в ходе деятельности с людьми;
потребность в общении; умение распознавать намерения, помыслы, настроения людей; способность разбираться во взаимоотношениях людей;
способность устанавливать общий язык с разными темпераментами людей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М. : ВЛАДОС, 2016
2. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этика профессии: миссия, кодекс, поступок. Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2005
3. Вегнер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. В 2-х частях. – М.: Генезис, 2001
4. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М.: Школьная пресса, 2006.
5. Гонеев А.Д., Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева, Основы коррекционной педагогики: Учеб. Пособиедля студ. Высш.пед.учеб.заведений; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002
6. Дворкина Н.И. Взаимосвязь силовых и психических качеств школьников с умственной отсталостью [Текст] / Н.И. Дворкина // Физическая культура. – 2002. – № 3. – С. 7–11
7. Замский Х.С. История олигофренопедагогики. – 2 изд. – М.: Просвещение, 1980
8. Катаева А. А., Стеблева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика – М.: Владос, 2005
9. Климов, Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. [Текст] / Е.А. Климов - М. Издательское объединение "ЮНИТИ":1998
10. Кочетов А. И. Содержание, формы и виды трудового воспитания школьников. — М., 2006.
11. Леонтьев А.Н. Принципы психического развития ребенка и проблемы умственной недостаточности //Проблемы развития психики. – М., 1972
12. Маркова, А.К. «Психология профессионализма» [Текст] / А.К. Маркова,- М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996
13. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М.: ВЛАДОС, 1997
14. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: практическое руководство – М., 2001
15. МКБ-10 // Электронный ресурс / Режим доступа: http://ncpz.ru/lib/1/book/14/chapter/9 – Заглавие с экрана
16. Осадчих А.И. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов. – М.: ТЕИС, 2007
17. Резапкина В. Г. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. — М.: Генезис, 2005
18. Сазонов А. Д. Исследование проблем профессиональной ориентации // Советская педагогика, 1983, № 10. — 43–47 с.
19. Телина И.А. Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов: учебно-методическое пособие. – М.: ФЛИНТА, 2014
20. Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации. М.: Сфера, 2005.
21. Чистякова С. Н. Основы профессиональной ориентации школьников: Учебное пособие. / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Просвещение, 1983.
22. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. Педагогическое общество России, 2004.