Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В условиях сложной экономической ситуации, которая характерна для нашего государства, начинать собственный бизнес становится всё более сложной задачей. Высокий уровень конкуренции, необходимость внедрения инноваций, готовность к риску требует от предпринимателей определённых личностных качеств. Как правило, в различных сферах предпринимательства необходимы разные качества, однако некоторые психологические особенности являются желательными для будущего предпринимателя независимо от специфики его деятельности.
Несмотря на вышеперечисленные трудности, на сегодняшний день предпринимательство является важным направлением экономического развития РФ. Однако в связи со сложной экономической обстановкой и различными социальными проблемами многие предприятия прекращают свою деятельность. В связи с этим необходим анализ современного состояния предпринимательства в России, а также поиск возможностей для его перспективного развития.
Цель работы: определить проблемы развития предпринимательства в современной России.
Задачи:
1. Дать характеристику предпринимательству как социологической категории.
2. Выявить основные риски российского предпринимательства.
3. Определить актуальные проблемы развития российского предпринимательства
4. Сделать выводы по результатам проведённого исследования.
Объект исследования – предпринимательство
Предмет исследования – развитие предпринимательства в современной российской экономике.
Методы исследования: анализ литературных источников и интернет-ресурсов, расчётно-аналитические методы.
Структура работы: данная работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Характеристика предпринимательства в современной российской экономике
1.1. Основные характеристики предпринимательства
Предпринимательство представляет собой вид деятельности, направленный на регулярное получение прибыли от продажи товаров, оказания услуг, выполнения работ, использования имущества. Принято разделять предпринимательство на крупное, среднее и малое .
Как малое предпринимательство, так и крупные компании имеют свои особенности.
Приведем перечень положительных сторон субъектов предпринимательства:
‾ наличие небольшой потребности в первоначальном капитале. На начальном этапе функционирования субъекты малого предпринимательства несут потребность в более наименьшем объеме начального капитала, чем организация более крупного субъекта предпринимательствa;
‾ сравнительно малые расходы во время осуществления предпринимательской деятельности. Субъекты малого предпринимательства осуществляют меньший объем расходов на обеспечение собственной деятельности, чем субъекты крупного предпринимательства;
‾ наличие быстрой возможности реагирования на изменения в рыночной сфере. Субъекту малого предпринимательство более проще подстраиваться под изменение внешней среды, так как его деятельность в локальных масштабах и изменение потребует небольшого объема финансовых, трудовых и временных ресурсов. У крупного экономического субъекта деятельность более широко развернута и для изменения потребуется большой объем наличия ресурсов;
‾ наличие относительно быстрой оборачиваемости собственного капитала. Субъекты малого предпринимательства имеет небольшой цикл оборота собственного капитала, это связано с более мелким масштабом деятельности;
‾ тенденция роста свободных вакансий, что благотворно влияет на увеличение населенной занятости. Расширение деятельности экономического субъекта, как малого так и крупного предпринимательства сопровождается созданием новых рабочих мест, что благотворно влияет на социализацию территории местонахождения экономического субъекта.
Крупный бизнес также наделен положительными качествами, а именно:
‾ способностью по обеспечению экономической стабильности в стране. Деятельность крупных субъектов в масштабах страны способствует более большим объемам производства, налоговых отчислений в бюджет страны, что все оказывает положительное влияние на экономику;
‾ способностью по изменению внешней среды бизнеса. Данная способность является актуальной, так как крупный бизнес находится на высоком уровне конкурентоспособности. И для удержания доли рынка или повышения доли рынка (присутствия крупного бизнеса) необходимо своевременно подстраиваться под изменения внешней среды;
‾ возможностью экономить на производственных издержках. Экономические субъекты крупного предпринимательство могут позволить реализовывать стратегии по минимизации издержек собственной деятельности, то есть снижения расходов, без убытка для себя и нанесения уровня по репутации;
‾ внедрением в бизнес современных технологий и т.д.Экономические субъекты крупного предпринимательство активно занимаются инновационной деятельностью, которая способствует эффективному вложения денежных средств с большой отдачей прибыльности .
Для того чтобы начать строить свой бизнес, предприниматель должен ознакомиться с основными минусами различных предприятий. Например, малое предприятие имеет следующие негативные стороны:
‾ сравнительно большой уровень риска. В современной экономике большая рыночная конкуренция, следовательно субъекты малого предпринимательства могут не «выжить» на рынке и обанкротится;
‾ наличие зависимости от крупного бизнеса. На рынке крупные бизнес диктует все правила, в частности установление средней цены на рынке. Так же поставщики и потребители отдают предпочтение более известным брендам и наименованиям предприятий (крупного бизнеса), и остерегаются неизвестных или малоизвестных. Таким образом, у субъектов малого предпринимательства идет большая зависимость от деятельности и поведения представителей крупного бизнеса на рынке;
‾ наличие низкого профессионального уровня руководителей. На рынке труда в современном мире остро стоит проблема квалифицированных кадров. Борьба за сотрудников осуществляется путем предложения наиболее выгодных условий трудоустройства: больший объем заработной платы, более привлекательные мотивационные условия труда. В этом плане представители крупного бизнеса уделяют больше внимания данной сфере деятельности и выделяют больший объем финансирования. А представители малого бизнеса довольствуются кадрами с более низкой квалификацией;
‾ сложности при получении кредита и субсидий. Крупному бизнесу более проще получить одобрение от коммерческого банка на получение заемных или кредитных средств. У таких компаний более стабильная деятельность, более стабильное и высокое финансовое положение и более надежные гарантии. У малого бизнеса гарантий нет. И финансовая стабильность менее привлекательная, чем у крупного бизнеса. Таким образом, коммерческие банки неохотно одобряют кредитные средства малому бизнесу .
Предпринимательство обладает рядом признаков:
□ Подчинённость законодательству
□ Самостоятельность
□ Организованность
□ Систематичность
□ Наличие экономической базы
□ Сопряжённость с риском
□ Направленность на систематическое получение прибыли
□ Многогранность
□ Ответственность за результаты
С учётом особенностей предпринимательской деятельности важнейшими качествами предпринимателя являются:
□ Организованность
□ Коммуникабельность
□ Практичность
□ Расчётливость
□ Целеполагание
□ Интуиция
□ Наблюдательность
□ Креативность
□ Открытость инновациям
□ Гибкость
□ Готовность к разумному риску
□ Вера в свои силы
□ Ориентированность на результат .
Вышеперечисленные качества личности ярко проявляются в различных видах предпринимательской деятельности. Именно они в большинстве случаев определяют специфику и успешность будущего бизнеса. От того, насколько развиты необходимые качества
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 31 декабря 2016 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (вступает в силу 30.06.2017)// [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/
2. Федеральный закон № 209-ФЗ от 24 июля 2007г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»
3. Алексейчук, Н.Е., Ковнир В.Н. Экономическая теория. — М.: Юрайт. — 2012.
4. Аликаева М.В. Асланова Л.О., Баженова Т.Ю. и др. «Стратегическое развитие малого бизнеса и формы поддержки малого предпринимательства» [Электронный ресурс]: монография. – Н.Новгород: НОО «Профессиональная наука». – 2018. – 302 с.(дата обращения: 08.03.2020)
5. Аналитический обзор: «Бизнес в России. Взгляд изнутри» [Электронный ресурс]-URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9801
6. Байков, А. А. и др., под ред. Завьяловой Е. Б. Основы экономической политологии; ––М., 2015. –– 412 с.
7. Бариленко, В. И. Методология бизнес-анализа. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2018. – 190 с.
8. Без юрлица: в России за год закрылось почти 700 тыс. предприятий [Электронный ресурс]-URL: https://iz.ru/935870/roza-almakunova/bez-iurlitca-v-rossii-za-god-zakrylos-pochti-700-tys-predpriiatii
9. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: тенденции и развитие [Электронный ресурс] - URL: https://bgscience.ru/lib/9306/(дата обращения: 08.03.2020)
10. Корнильцева А.А. Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в 2018г. [Электронный ресурс] - URL: https://sibac.info/conf/economy/iv/84889(дата обращения: 08.03.2020)
11. Кропина, Е.А. Оценка реализации мер государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства // Проблемы науки. 2017. № 9 (22). С. 77-79.
12. Кругман, П.Р. Международная экономика. Теория и политика / П.Р. Кругман, М. Обстфельд. - М.: Экономический факультет МГУ, 2018. - 799 c.
13. Макроэкономический прогноз на период до 2030 года [Электронный ресурс]/режим доступа:http://www.forecast.ru/ (Дата аобращения: 20.02.2020).
14. Манохин А.Ю. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в современной России: монография. – Тамбов: НОУ ВПО Российский новый университет (Тамбовский филиал). - 2010. – 247 с.
15. Матвеева Л.Г. Чернова О.А. Потенциал малого бизнеса в сырьевом развитии промышленности России: модели оценки, инструменты и механизмы управления: монография. – Таганрог: Южный федеральный университет . – 2014. – 236 с.
16. Опрос «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [Электронный ресурс ]-URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/219085196
17. Прогноз долгосрочного экономического развития в Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]/режим доступа:http://economy.gov.ru/ (Дата обращения: 20.02.2020)
18. Пруцкова, Е.В. Перспективы развития малого бизнеса в 2020 году – году предпринимательства // Финансовая экономика. 2020. № 1. С. 315-316.
19. Репникова, В. Последствия санкций ЕС для экономики РФ // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. 2015. № 36 (52). С. 13-16.
20. Управление прибылью компании[Электронный ресурс]/ режим доступа: https://revolution.allbest.ru/0037у80247_0.html
21. Чепурин, М.Н. Курс экономической теории / М.Н. Чепурин, Е.А. Киселева. - М.: МГИМО МИД РФ, 2017. - 624 c.
22. Шеремет А.Д, А.Д. Малое предпринимательство: организация, экономика, управление: Учеб.пособие; М.: Инфра-М - Москва, 2014. - 480 c.
23. Экономическая теория. Учебник. /Под ред. И.П.Николаевой. — М.: Дашков и К. — 2013. — 448 с.
24. Экономическая теория: учебное пособие /Н.С. Чернецова, В.А.Скворцова, И.Е Медушевская. — М.: Кнорус. — 2009. — 264 с.
25. Экономическая теория. Учебник. /Под ред. М.А. Сажина, Г.Г. Чибрикова. — М.: Форум: ИНФРА-М. – 2012.