Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Договор купли-продажи в сфере таможенного дела - это процедура оформления документов для вывоза товаров за пределы Российской Федерации. Договор купли-продажи в сфере таможенного дела регламентируется таможенным законодательством, постановлениями и инструкциями Министерства экономического развития, и документами Таможенного Союза.
Оформление договора купли-продажи в сфере таможенного дела занимает достаточно много времени, так как происходит поэтапно.
Таможенное оформление договора купли-продажи требуется в том случае, когда они вывозятся за рубеж. Это довольно сложная с юридической точки зрения процедура, предусматривающая оплату несколько налогов и сборов, а также совершение целого ряда иных операций, регламентированных на законодательном уровне.
Развитие производства в определенное время требует расширение рынка и налаживание внешнеторговых отношений. Большое количество законодательных документов, сложные процедуры оформления таможенных документов при экспортном таможенном оформлении, платежи в валюте - все эти сложности часто останавливают производителей перед возможностью продвижения своего товара на мировые рынки.
В начале XXI века в развитии Российской Федерации есть пара взаимосвязанных соображений, с одной стороны, активная интеграция России в международную систему мирохозяйственных связей (выраженная вступлением страны в ВТО), а с другой, расширение интеграционных процессов на постсоветском пространстве (в рамках евразийской экономики это приводит к изменению институциональных условий осуществления внешнеэкономической деятельности, и в частности изменяет основы организации товародвижения и мойки автомобилей. в то же время рост объемов внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и сложности ее проявлений приводят к увеличению рисков СВА, в том числе риска нарушения таможенного законодательства, вызывает увеличение информационной нагрузки на участников ВЭД и таможенные органы при принятии решений о таможенном оформлении и таможенном оформлении.
Объектом работы является место договора купли-продажи в сфере таможенного дела.
Предметом работы является характеристика и виды договора купли в сфере таможенного дела.
Цель работы - изучение таможенного оформления договора купли-продажи.
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть место договора купли-продажи в сфере таможенного дела.
2. Изучить юридическую характеристику и виды договора купли в сфере таможенного дела.
3. Выделить права, обязанности и ответственность сторон договора купли-продажи в сфере таможенного дела.
4. Рассмотреть изменение и расторжение договора купли-продажи в таможенной сфере.
Степень изученности проблемы. В отечественной и зарубежной литературе теоретические и практические исследования по проблемам, связанным с валютным регулированием и валютным контролем, а также таможенным оформлением отражены в работах Бородкина В.И., Вострикова Л.Г., Жуков Е.Ф., Жарковская Е.П., Козырин В.Г., Красавина Л.Н., Коробова Г.Г., Лисицын А.Ю., Смирнов А.М. и других.
Методологическая основа исследования включает в себя логический, системно-структурный методы, а также метод дедукции, индукции.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении теоретических аспектов таможенного оформления экспортных операций в РФ.
Практическая значимость работы заключается в возможности ее практического использования заинтересованными лицами.
Глава 1. Общая характеристика договора купли продажи
1.1. Место договора купли-продажи в сфере таможенного дела
Определение договора купли-продажи товаров отсутствует в ГК РФ, а также в нормах таможенного законодательства. Указанные отношения регулируются нормами Конвенции ООН о договорах купли-продажи товаров 1980 г. (Венской конвенции), которая вступила в силу с 1 января 1988 г. С 1 сентября 1991 г. к Венской конвенции присоединился СССР.
На основе анализа норм Венской конвенции договором купли-продажи в таможенном деле признается такой договор, которому присущ иностранный элемент. Его стороны обычно имеют разную государственную принадлежность (либо их коммерческие предприятия находятся в разных государствах). Предметом обязательства, вытекающего из купли-продажи, являются операции по экспорту или импорту товаров. В качестве средств платежа применяется валюта, которая для сторон (или для одной из них) является иностранной.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 15) и ГК РФ (ст. 7) если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены российским гражданским законодательством, то применяются правила международного договора. Поэтому в случаях, когда в качестве сторон по договору купли-продажи выступают организации (по терминологии Венской конвенции - «коммерческие предприятия»), находящиеся в разных государствах - участниках Венской конвенции, ее положения подлежат приоритетному применению по сравнению с национальным законодательством[1].
Следует, однако, учитывать, что, во-первых, Венская конвенция основана на принципе автономии воли сторон, в силу чего стороны могут исключить ее применение к правоотношениям в целом либо отступить от любого из ее положений или изменить их действие (ст. 6 Конвенции). Иными словами, условия конкретного договора имеют приоритет перед Венской конвенцией. Во-вторых, в случае, когда вопрос, относящийся к предмету регулирования Венской конвенции, в ней прямо не разрешен и не может быть разрешен в соответствии с ее общими принципами, применимое право определяется по правилам международного частного права (коллизионные нормы).
Анализ норм Венской конвенции показывает, что существенным условием внешнеторгового договора является его предмет, поскольку согласно ст. 55 Конвенции если в договоре прямо или косвенно не установлена цена или порядок ее определения, считается, что стороны подразумевали ссылку на цену, которая в момент заключения договора обычно взималась за такие товары, продававшиеся при сравнимых обстоятельствах в соответствующей сфере торговли.
Указанная Конвенция регулирует порядок заключения и последствия расторжения внешнеторгового договора, права и обязанности сторон, закрепляет нормы об ответственности сторон.
Обязанности продавца
1. Поставить товар, передать относящиеся к нему документы и передать право собственности на товар в соответствии с требованиями договора и положениями Конвенции (ст. 30 Конвенции).
Продавец должен поставить товар, который по количеству, качеству и описанию соответствует требованиям договора и который затарирован или упакован так, как это требуется по договору (п. 1 ст. 35 Конвенции).
На продавца может быть возложена обязанность поставить товар в определенном месте, иначе его обязательство по поставке заключается в следующем:
а) если договор купли-продажи предусматривает перевозку товара - в сдаче товара первому перевозчику для передачи покупателю;
б) если в случаях, не подпадающих под действие предыдущего подпункта, договор касается товара, определенного индивидуальными признаками, или неиндивидуализированного товара, который должен быть взят из определенных запасов либо изготовлен или произведен, и стороны в момент заключения договора знали о том, что товар находится либо должен быть изготовлен или произведен в определенном месте, - в предоставлении товара в распоряжение покупателя в этом месте;
в) в других случаях - в предоставлении товара в распоряжение покупателя в месте, где в момент заключения договора находилось коммерческое предприятие продавца (ст. 31 Конвенции).
2. Поставить товар в конкретную дату, если договор устанавливает или позволяет ее определить:
- в любой момент в пределах периода поставки, если договор устанавливает или позволяет определить этот период, или
- в любом другом случае - в разумный срок после заключения договора (ст. 33 Конвенции). В этой связи отметим, что срок, наряду с предметом, является существенным условием договора поставки по российскому гражданскому законодательству (ст. 506 ГК РФ).
3. Поставить товар свободным от любых прав или притязаний третьих лиц, за исключением тех случаев, когда покупатель согласился принять товар, обремененный таким правом или притязанием. Однако если такие права или притязания основаны на промышленной собственности или другой интеллектуальной собственности, то обязательство продавца регулируется ст. 42 (ст. 41 Конвенции).
4. Если продавец обязан обеспечить перевозку товара, он должен заключить такие договоры, которые необходимы для перевозки товара в место назначения надлежащими при данных обстоятельствах способами транспортировки и на условиях, обычных для такой транспортировки.
5. Если продавец не обязан застраховать товар при его перевозке, он должен по просьбе покупателя представить ему всю имеющуюся информацию, необходимую для осуществления такого страхования покупателем[14].
Обязанности покупателя
1. Осмотреть товар или обеспечить его осмотр в такой короткий срок, который практически возможен при данных обстоятельствах.
Если договором предусматривается перевозка товара, осмотр может быть отложен до прибытия товара в место его назначения.
Если место назначения товара изменено во время его нахождения в пути или товар переотправлен покупателем и при этом покупатель не имел разумной возможности осмотреть его, а продавец во время заключения договора знал или должен был знать о возможности такого изменения или такой переотправки, осмотр товара может быть отложен до его прибытия в новое место назначения (ст. 38 Конвенции).
2. Уплатить цену за товар. В отношении этой обязанности покупателя в Венской конвенции предусмотрены следующие правила.
Если цена установлена в зависимости от веса товара, то в случае сомнения она определяется по весу нетто (ст. 56 Конвенции).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Венская Конвенция о праве международных договоров (Заключена в Вене 23.05.1969) [Электронный ресурс]. - URL: http: //www. consultant. ru/
2. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/
3. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 15.03.2018) [Электронный ресурс]. - URL: http: //www. consultant. ru/
4. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/
5. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 01.05.2019) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/
6. Федеральный закон от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (ред. 13.08.2015) [Электронный ресурс]. - URL: http: //www. consultant. ru/
7. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» [Электронный ресурс]. - URL: http: //www. consultant. ru/
8. Постановление Правительства РФ от 30.08.2013 № 754 (ред. от 21.03.2019) «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из РФ за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/
9. Стратегия развития таможенной службы РФ до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2575-р (ред. от 10.02.2018) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/
10. Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 28.10.2003 № 139 «О Соглашении о едином порядке экспортного контроля государств-членов Евразийского экономического сообщества». URL: http://docs.cntd.ru/document/902295n4 (дата обращения: 23.02.2018).
11. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 330 (ред. от 06.10.2015) «О Порядке подтверждения таможенным органом, расположенным в месте убытия, фактического вывоза товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/
12. Агамагомедова С.А. Административные процедуры таможенного контроля: теоретические основы построения и систематизации // Вестник Воронежского гос. Универ-а. Серия: Право. - 2017. - № 3 (30). - С. 117-129.
13. Балабанов, И. Т. Валютные операции / И. Т. Балабанов. - М. : Финансы и статистика, 2016. - 153 c.
14. Вологдин, А. А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности / А. А. Вологдин. - М. : Юрайт, 2018. - 445 c.
15. Гончан Ю.А. Таможня как орган дознания. - М.: Юнити, 2016. - 145 с.
16. Горячев В.А. Международный опыт таможенного контроля после
17. выпуска товаров // Электрон. науч. журн. молодежи Интермедия [Электронный ресурс]. - URL: http://www.intermedia-publishing.ru/ebook.html
18. Дудкина М.А. Таможенный контроль после выпуска товаров: проблемы и пути его соверш-ия // Науч. сообщество студентов: Междисциплинарные иссл-ия: сб. ст. по мат. LVI междунар. студ. науч.- практ. конф. № 21(56) [Электронный ресурс]. - URL: ttp s://sibac. info/archive/meghdi s/21(56).pdf
19. Джабаев, А. П. Основы гос. Рег. внешнеэкономической деятельности в РФ / А. П. Джабаев. - М. : Экономика, 2015. - 259 c.
20. Жиренко, В. В. Механизм валютного рег-ия внешнеторговых сделок в РФ/ В. В. Жиренко. - М. : КноРус, 2015. - 122 с.
21. Епифанцева Л.А. Проблемы, возникающие при проведении таможенного контроля при перемещении товаров железнодорожным транспортом, и пути их решения // Студ. форум: электрон. научн. журн. 2018. № 6(27) [Электронный ресурс]. - URL: https: //nauchforum.ru/j ournal/stud/27/33302
22. Иванова Е.Е. Проблемные вопр. и направления соверш-ия тамож. контроля после выпуска товаров // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(16). [Электронный ресурс]. - URL: https: //sibac. info/archive/meghdis/5 (16).pdf
23. Интервью начальника Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС РФ Сергея Шкляева, «Российская газета», 21.02.2019 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=27136:- l-r-21012019&catid=26:2011-01 -24-14-45-21 &Itemid= 1830
24. Маркарьян Ю.А. Применение системы управления рисками при осуществлении таможенного контроля // Современные научные исследования и разработки. - 2017. - № 9 (17). - С. 261-263.
25. Мировая экономика и междунар. Экономич. отношения: совр. состояние, проблемы и основные тенд. развития: уч. Пос. / Е.Д. Фролова [и др.]; под общ. ред. Е.Д. Фроловой, С.А. Лукьянова. - Екатеринбург: УрФУ, 2016. - 184 с.
26. Немирова Г.И. Актуальные проблемы системы тамож.контр. и методы их разрешения в Евразийском экономическом союзе // Таможенное дело. - 2016. - № 4. - С. 11 - 15.
27. Новая реальность: Россия и глобальные вызовы [Электронный ресурс]. - URL: http://institutiones.com/general/2639-novaya-realnost-rossiya- globalnye-vyzovy.html
28. Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.customs .ru/
29. Первая в России электронная таможня открылась в Нижнем Новгороде. Как это работает? [Электронный ресурс]. - URL: https://www.nta- nn.ru/news/economy/2018/news_592445/
30. Перспективы разв. Тамож. контроля: будущее сегодня [Электронный ресурс]. - URL: http://xn--24-dlci8j.xn--p1ai/perspektivy- razvitiya-tamozhennogo-kontrolya.html
31. Понаморенко, Е. В. Валютное регулирование и валютный контроль в РФ / Е. В. Понаморенко. - М. : Омега-Л, 2014. - 314 c.
32. Прокушев, Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность / Е. Ф. Прокушев. - М. : Дашко и К, 2016. - 500 c.
33. Скорая Т.А., Файникова В.В. Проблемы организации таможенного контроля после выпуска товаров с исп-ием системы управления рисками // Молодой ученый. - 2018. - № 10.1. - С. 58-60.
34. Современная мировая экономика / Е.П. Качуровский. - Минск: Белпринт, 2017. - 582 с.
35. Салин, В.П. Мировая экономика и международный бизнес. Практикум. Практич. Пос. / В.П. Салин, Е.М. Шпаковская. - М.: КноРус, 2013. - 400 с
36. Смитиенко, Б. М. Мировая экономика / Б. М. Смитиенко. - М. : Юрайт, 2015. - 590 с.
37. Струченкова, Т. В. Валютные риски. Анализ и управление / Т. В. Струченкова. - М. : КноРус, 2016. - 364 с.
38. Тосунян, Г. А. Валютное право РФ / Г. А. Тосунян. - М. : Дело, 2016. - 369 с
39. Хаменушко, И. В. Валютное регулирование в РФ: правила, контроль, ответственность / И. В. Хаменушко. - М. : НОРМА, 2018. - 201 с.
40. Хаменушко, И. В. Валютный контроль в РФ / И. В. Хаменушко. - М. : ФБК-Пресс, 2017. - 481 с..