Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современный футбол – это, относительная универсализация игроков, их умение (в случае необходимости) действовать одинаково эффективно на любом участке поля как в обороне, так и в атаке. Структура современной игры предъявляет повышенные требования ко всем физическим качествам футболистов (силе, быстроте, выносливости, ловкости, гибкости). Это, в свою очередь, требует от тренеров умение выбирать и применять в учебно-тренировочном процессе наиболее эффективные средства развития координационных способностей юных футболистов. Футбол с полным основанием можно отнести к тем видам спорта, в которых к игрокам предъявляются повышенные требования по координированному проявлению основных физических качеств и координационных способностей в постоянно меняющихся игровых ситуациях. У мальчиков в возрасте 7-11 лет предопределяются будущие успехи в спорте, а в технико-тактической подготовке юного футболиста является приоритетное развитие координационных способностей [1]. В современном футболе накоплен большой экспериментальный опыт подготовки юных спортсменов, нашедший отражение в специальной научнометодической литературе, в которой рассмотрены и обоснованы методические аспекты обучения технике игры, развитию физических качеств, однако, проведенный анализ научных источников, а также практической деятельности специалистов в области футбола, показал, что, на сегодняшний день, не в полной мере, освещены вопросы эффективности педагогических воздействий в периоды совмещенные по времени с фазами ускоренного развития координационных способностей и физических качеств в возрасте 7-11 лет [2]. Проведенный анализ позволяет утверждать, что наблюдается недостаток научно обоснованных методик оценки и развития координационных способностей юных футболистов, отмечается противоречивость мнений среди специалистов на сущность и механизмы развития физических качеств, формирования первичных двигательных навыков, обучения техническим элементам игры. Координационные способности до сих пор изучены недостаточно, несмотря на то, что от уровня их развития, по мнению многих специалистов [Чирва Б.Г., Зонин Г.И., Морозов Ю.А.] зависит качество решения большинства возникающих в процессе игры технико-тактических задач. Тренеры детско-юношеских команд уделяют недостаточно внимания развитию координационных способностей у юных футболистов, считая это второстепенным. Поэтому, выпускники Академий футбола и детскоюношеских школ не обладают достаточным уровнем скоростной техники и имеют в своем арсенале довольно скудный набор разнообразных технических приемов, что не позволяет им претендовать на место в составах ведущих нелюбительских команд, Нерешенность многих вопросов развития координационных способностей у юных футболистов обуславливают актуальность данной проблемы.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс юных футболистов.
Предмет исследования - развитие двигательных способностей футболистов групп начальной подготовки.
Цель исследования состояла в разработке методики развития двигательных способностей в учебно-тренировочном процессе групп начальной подготовки (мальчики 9 – 11 лет) детско-юношеских спортивных школ.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы развития двигательных способностей футболистов;
- рассмотреть методику развития двигательных способностей футболистов.
Теоретико – методологическую основу исследования составляют: - основы спортивной тренировки (В.М.Зациорский, Л. П. Матвеев, В. Н. Платонов, Л.С. Выготский, Ю.В. Верхошанский, Ю.Ф. Курамшин, Ж.К. Холодов, В.С.Кузнецов, Б.Г. Чирва, Г.И. Зонин, Ю.А. Морозов); - основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте (Б.А. Ашмарин, Ю.Д.Железняк, Е.Р. Яхонтов, В.П. Губа, А.В. Полянский, В.В. Варюшин, И.В. Лях, Д.А. Романов).
Методы исследования:
1. Анализ научно - методической литературы.
2. Педагогические наблюдения.
3. Тестирование.
4. Педагогический эксперимент.
5. Методы математической статистики.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ФУТБОЛИСТОВ
1.1. Понятие двигательного навыка и координация движений человека
В процессе индивидуального развития у ребенка появляются все новые движения, которые формируются по механизму условных рефлексов. Вновь образованные, доведенные до автоматизма движения принято называть двигательными навыками. Образование основных двигательных навыков происходит при тех же условиях, что и образование условных рефлексов и носит фазный характер. В начале процесса обучения новому движению у занимающихся еще отсутствует точная и тонкая дифференцировка различных раздражителей. Поэтому для них характерны обобщенная ответная реакция на некоторые действия и вовлечение в работу больших групп мышц, которые не нужны ему для выполнения какого-либо двигательного акта. Это первая фаза в формировании определенного двигательного навыка. Она называется фазой генерализации, в основе которой лежит явление иррадиации возбуждения в центральной нервной системе организма. Во второй фазе происходит концентрация возбудительно-тормозных процессов, большую роль в которых отводится дифференцировочному торможению. Иррадиация возбуждения ограничивается и постепенно сменяется концентрацией в строго определенных нервных центрах коры головного мозга. Условно рефлекторные связи уточняются и анализируются, структура выполнения этих движений совершенствуется, исключается привлечение к мышечной работе лишних ненужных мышечных групп. Большую роль при этом играет вторая сигнальная система (замечание тренера, оценка словом, например, «хорошо», «молодец», «так держать» или оценка в баллах). В дальнейшем происходит формирование динамического стереотипа, который позволяет в дальнейшем выполнять движения автоматически [18]. Тренерам юных футболистов необходимо помнить, что приобретенный динамический стереотип в физических упражнениях относится только к последовательности осуществления определѐнных фаз движения. Внутренняя же структура каждого движения, т.е. состав участвующих в двигательном акте мышц и количество сокращающихся двигательных единиц в мышцах, может непрерывно изменяться. Динамический стереотип является характерным для последовательности фаз внешней структуры только тех необходимых навыков, в которых эта последовательность может протекать по определенному стандарту (циклические упражнения). Но существуют и другие виды навыков, в которых необходимо, в связи с частыми изменениями ситуации, реагировать каждый раз новым движением (ациклические упражнения). К такого рода навыкам относятся навыки в единоборствах (боксе, фехтовании, борьбе) и спортивных играх (футболе, хоккее, баскетболе, волейболе и др.). В них динамический стереотип в виде стабильной целостности системы фаз движений, как правило не образуется; стабильность в той или иной мере относится не к проявлениям сложных двигательных комбинаций, а лишь к отдельным составным элементам (например, к пробитию одиннадцатиметрового штрафного удара в футболе). Третья фаза формирование необходимого двигательного навыка - автоматизация. На этой фазе совершенствуется и полностью закрепляется приобретенный двигательный динамический стереотип. Выполняемые движения становятся точными, экономичными и рациональными [3]. В процессе формирования двигательного навыка формируется и необходимые вегетативные реакции, необходимые для его дальнейшего обеспечения. Характерно, что после образования навыка вегетативные компоненты могут стать более инертными, чем двигательные. Например, при изменении привычной формы деятельности - переход с непрерывной работы на работу с переменной интенсивностью - двигательные функции изменяются быстро, а в ряде случаев сразу же, а вегетативные органы еще длительное время функционируют в соответствии с ранее сформировавшимся характером основных движений. С автоматизацией двигательного акта теснейшим образом связано совершенствование рациональной техники спортивных движений. Прочный, уже сформированный двигательный навык очень трудно переделать в дальнейшей спортивной деятельности, поэтому при обучении юных спортсменов необходимо сразу формировать технически правильные движения, т.к. переучивание потребует много времени. Координация движений - это процесс согласования разнообразных движений, приводящий к достижению определенной цели. При оценке необходимого качества выполнения основных движений, характерных для избранного вида спорта особый интерес представляет согласование механического движения различных частей тела. Это согласование (координация движений) есть следствие, результат сложных процессов управления движениями организмом. Принято различать три вида координации движений: нервную, мышечную и двигательную. Нервная координация - это процесс согласования эффекторных нервных процессов (команд), приводящий в конкретных условиях к решению двигательной задачи посредством управления движениями через мышечные тяги. Нервная координация характеризуется системностью (стереотипия, по И.П.Павлову) и приспособительностью (динамичность). Динамическая стереотипия проявляется в формировании систем нервных процессов, относительно постоянных, устойчивых и в то же время приспосабливающихся к переменным условиям Мышечная координация - это процесс согласования напряжений мышц, силы тяги которых приложены к звеньям тела. Напряжения мышц зависят от ряда причин, что проявляется в действии сократительных и упругих элементов мышц. Действие мышц, а значит, и мышечная координация определяется нервной координацией, но зависит также от множества других причин. Следовательно, мышечная координация не равнозначна нервной. Двигательная координация - это процесс согласования движений различных звеньев тела в пространстве и во времени (одновременное и последовательное), соответствующий решению конкретной задачи в конкретных соревновательных условиях. Это согласование движений есть 14 следствие и мышечной и нервной координации, зависящее от них, но не полностью. Координация движений может осуществляться на двигательной периферии преимущественно под воздействием внешних сил, почти без участия мышечной активности (автономная саморегуляция). Координация движений нередко осуществляется преимущественно на мышечном уровне, с использованием упругих сил, при участии групп многосуставных мышц, без ведущей роли нервной системы. Наконец, координация движений в самом сложном и тонком приспособлении к конкретным условиям, в самом главном осуществляется управляющим воздействием нервной системы по рефлекторному принципу, в самом широком смысле этого слова. В процессе координации движений осуществляется выполнение заранее установленных заданий и ведется поиск наиболее лучшего выполнения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверьянов, И.В. Методика совершенствования кинестетических координационных способностей футболистов 10-11 лет / И. В. Аверьянов. – Тюмень : Тюменский гос. Университет, 2015. – 26 с.
2. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич: Теория и практика физической культуры, 2014. – 274 с.
3. Бернштейн, Н.А.,О ловкости и её развитии. ‒М.: Физическая культура и спорт, 2014. ‒289 с.
4. Бабуждян, С. Г. Исследование путей совершенствования точности ударных действий футболистов в специальных заданиях / С. Г. Бабуждян. – Москва: Физкультура и спорт, 2014. – 27 с.
5. Боген, М. М. Обучение двигательным действиям/ М. М. Боген. – М.: Физкультура и спорт, 2016. – 193 с.
6. Верхошанский, Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки // Ю. В. Верхошанский: Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 7.
7. Витковски, З. Координационные способности юных футболистов: диагностика, структура, онтогенез: дис. … канд.пед.наук / З. Витковски. , 2015. – 232 с.
8. Годик, М.А. Физическая подготовка футболистов / М. А. Годик. - Москва: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2014. – 272 с.
9. Годик, М. А. Командные, групповые и индивидуальные упражнения футболистов / М. А. Годик. – Москва: ГЦОЛИФК, 2015. – 250 с
10. Евстафьев, Б. В. Понятийный словарь по теории физической культуры. ‒ Л.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 2014. ‒ 132 с.
11. Журн. Теория и практика физической культуры. 2014. - №1. - С. 48-50.
12. Золотарев, А.П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе / А.П. Золотарев. – Краснодар, 2016. – 444 с.
13. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена / В. М. Зациорский – Москва: Физкультура и спорт, 2013. – 200 с.
14. Зеленцов, А. М. Уроки футбола / А. М. Зеленцов, В. В. Лобановский, В. Коуэрвер, В. Г. Ткачук. – Киев: УСХА, 2016. – 256 с.
15. Качании, Л. Тренировка футболистов / Л. Качании. – Братислава: Шпорт, 2012. – 288 с.
16. Козловский, В. И. Подготовка футболистов / В. И. Козловский. – Москва: Физкультура и спорт, 2014. – 173 с.
17. Коробейников, Н.К. Михеев И.Г., Николенко А.Е. Физическое воспитание: Учебное пособие для учащихся ср. спец. учебных заведений. - Москва: Высшая школа, 2015. – С.74-75.
18. Лях, В. И. Координационная тренировка в футболе / В. И. Лях, З. Витковски.: Советский спорт, 2010. – 216 с
19. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. Москва : ТВТ Дивизион, 2016 С. 113–127
20. Лях, В.И. Концепция физического воспитания детей и подростков // В. И. Лях :Физическая культура. ‒ 2014. ‒ №1. ‒ С.5 ‒ 10.
21. Монаков, Г. В. Подготовка футболистов / Г. В. Монаков. – Москва: Советский спорт, 2014, – 288 с.
22. Палфан, Я. Подготовка молодого футболиста / Я. Палфан. – Москва: Физкультура и спорт, 2013. – 148 с.
23. Сулейманов, И. И. Основы воспитания координационных способностей: Лекция. ‒ Омск: ОГИФК, 2016. ‒ 21 с.
24. Филиппович, В.И. О необходимости системного подхода к изучению природы ловкости // В. И. Филиппович :Теория и практика физ. культуры. 2015 - № 2. - С. 49–52
25. Холодов, Ж. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры. - Москва: Академия, 2015. – 144 с.