Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Девиация определяется как поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Девиантное поведение проявляется чаще всего в совершении противоправных действий: уголовная преступность, наркомания, проституция, алкоголизм. Поведение данного типа может формироваться под влиянием множества факторов: результат нестабильности общества, переориентации жизненных ценностей молодежи, влияние «улицы», неблагоприятных семейно-бытовых отношений, ослабевание авторитета родителей. Все это негативно сказывается на внутреннем состоянии ребенка, служит предпосылкой для появления чувства одиночества и ненужности, а как следствие – хронической неуверенности в себе, падении самооценки, неспособности принимать самостоятельные решения в важных ситуациях, с одной стороны, и проявление агрессии, асоциального поведения, с другой.
Цель исследования – изучить и проанализировать психологические особенности личности подростков, детерминирующие их девиантное поведение.
Задачи исследования:
1) изучить психологические особенности подростков девиантного поведения;
2) провести практическое исследование психологических особенностей личности подростков, детерминирующие их девиантное поведение.
Объект исследования – подростки с девиантным поведением.
Предмет исследования – психологические особенности личности подростков, детерминирующие их девиантное поведение.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и списка использованной литературы.
1 Психологические особенности подростков девиантного поведения
1.1 Личностные особенности подростков девиантного поведения
Ситуация динамичных преобразований социальных сфер, в частности сферы образования, диктует необходимость рассмотрения различных аспектов профилактики и предупреждения всевозможных рисков неблагополучия и нарушения в создании оптимальных условий для полноценного развития, воспитания и образования молодого поколения. Изучение причин и факторов, которые могут оказать влияние на зарождение предпосылок и проявление отклоняющегося поведения, необходимо, во-первых, для расширения представлений об особенностях развития и воспитания подростков с отклоняющимся поведением; во-вторых, для адекватного и быстрого реагирования в ситуациях, провоцирующих проявление дезадаптивного поведения; в-третьих, для планирования и осуществления мероприятий по своевременной профилактике широкого спектра девиантного (опасного для общества) поведения обучающихся подросткового возраста.
Девиация – это отклонение в буквальном переводе с латинского слова deviatio. Слово это используется в различных сферах деятельности человека. Например, в науке — это отклонение каких-то показателей от принятой нормы. В судоходстве — это отклонение судна от намеченного курса. Ну и, наконец, в социологии — это поведение личности или группы, выбивающееся за рамки принятых норм.
Вот именно с точки зрения социологии и психологии мы и рассмотрим это явление. Под отклонением в данном случае имеется в виду несоответствие проявлений индивида установленным в социуме нормам и правилам.
Если девиация – это отклонение, то девиантное поведение – это действия и поступки человека, которые воспринимаются обществом, как ненормальные или противоестественные.
Под девиантным (от лат. deviatio — отклонение) поведением современная социология подразумевает поступок или действия человека, которые не соответствуют установленным официально или сложившимся фактически в конкретном обществе стандартам или нормам с одной стороны, а с другой стороны — это социальное явление, которое выражается в массовых формах деятельности человека, которые, в свою очередь, не соответствуют установленным официально или сложившимся фактически в конкретном обществе стандартам или нормам.
Причем такое поведение является устойчивым способом существования. Например, мужчина, который постоянно становится участником драки: куда бы он ни шел – в гости или на работу, он везде находит повод распустить руки в отношении других. Или трудный ребенок, доставляющий массу неприятностей как родителям, так и учителям в школе.
Девиант – это человек, демонстрирующий выше описанные отклонения. Девиантом может быть абсолютно любой человек, независимо от его возраста и пола – мужчина и женщина, старик и ребенок. Единичные случаи проявления отклонений изучают и исследуют психологи и медики, массовая девиация является предметом изучения социологии.
В современной отечественной и зарубежной литературе, посвященной проблемам изучения особенностей развития и воспитания подростков с девиантным поведением, рассматриваются различные аспекты исследования данной темы, различные подходы к решению проблемы девиантного поведения несовершеннолетних правонарушителей, однако в одном большинство исследователей сходятся – эта проблема опасна для общества. Ali A., M. Saleem and S. Habib (2015) отмечают, что развитие тенденции к девиантному поведению подростков является сложным явлением во всех обществах. Поэтому важно изучать девиантное поведение подростков комплексно, и как значимую социальную проблему (Болдина М.А., Никонов Ю.С., 2016), и социально-психологическую (Андреева А.Р., Гут Ю.Н., 2017; Кедрова И.А., 2015) и социально-педагогическую (Перелович М.С., Олешко С.Н., 2017), и социокультурную (Бирюкова О.О., 2017) и т.д. Причем обозначенная выше проблема взаимно направленная и взаимно обусловленная, например, если кто-то становится опасным для общества, то общество может ответить взаимностью. В исследованиях бельгийских ученых определена дискриминация в отношении бывших несовершеннолетних правонарушителей. Выявлено, что дискриминация на рынке труда является серьезным препятствием при трудоустройстве на работу для бывших несовершеннолетних правонарушителей (они получают примерно на 22 процента меньше звонков по сравнению с их коллегами без судимости) .
Отечественными исследователями тоже изучается проблема взаимоотношений общества и подростков с опасным для общества поведением, выявляются причинно-следственные связи таких взаимоотношений, разрабатываются методы и технологии своевременной профилактики девиантного поведения подрастающего поколения . В работах, посвященных нормативно-правовым аспектам, акцентируется внимание на общественно опасном поведении несовершеннолетних, которые не достигли возраста уголовной ответственности.
В этом направлении уделяется внимание вопросам:
- ответственности несовершеннолетних;
- своевременной профилактики девиантного поведения и противодействия преступности несовершеннолетних;
- социальной и психолого-педагогической работы с девиантными подростками. Рассматривая девиантное поведение как «устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм», подчеркивается, что оно «всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих действий, поступков, видов деятельности, распространенным в обществе или группах, нормам, правилам поведения, идеям, установкам, ценностям».
Таким образом, есть три контекста определения и изучения девиации:
- с точки зрения психологии, это отклонение от социальных и морально-нравственных норм, которое проявляется в нарушении общественных правил взаимодействия, причинении морального и физического вреда себе и окружающим;
- в медицинском аспекте девиация рассматривается в рамках психического здоровья индивида: противоестественное поведение может сигнализировать о расстройстве психики, требующем фармакологического вмешательства;
- социология рассматривает явление массовых проявлений девиантного поведения, как угрозу для выживания человеческого вида. А именно: изучает, каким образом нарушаются процессы усвоения и передачи морали и нравственности, трансформируются устои и ценности в социальной среде.
В современном обществе выделяют 3 вида девиантного поведения. Как правило, они связаны между собой: одно вытекает из другого или им подкрепляется. Распознать их нетрудно, это может сделать даже ребенок, так как такие отклонения всегда бросаются в глаза «нормальному» человеку .
Итак, 3 вида девиации:
- Аддикции – это всевозможные зависимости, которые принято делить на химические и психические.
К химическим адикциям относится алкоголизм, наркомания, табакокурение. Зависимость появляется у человека в связи с отсутствием в его жизни чего-то ценного. Она является компенсацией за то, чего нет.
Например, личность находится в постоянном напряжении из-за ситуации в семье: употребляя алкоголь, она таким образом, ищет морального и физического расслабления, убегает от невыносимой действительности.
На самом деле это иллюзия: напряжение уходит лишь на время действия алкоголя, проблемы так и остаются нерешенными, а эмоциональное состояние становится зависимым от химии.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева А.Р., Гут Ю.Н. Девиантное поведение подростков как социально-психологическая проблема. В сборнике: проблема личности в общей, социальной и клинической психологии. Сборник материалов Межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2017. С. 311-318.
2. Бирюкова О.О. Девиантное поведение подростков в современных социокультурных условиях / В сборнике: Воспитание с любовью – забота о будущем. Альманах Родительского университета Выпуск 6. Под общ. ред. Е.С. Евдокимовой. Москва, 2017. С. 159-162
3. Зиннуров Ф.К. Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков в новых социально-культурных условиях ХХI века: монография/ Ф.К. Зиннуров. – Казань: КЮИ МВД РФ, 2012. – 278 с.
4. Кедрова И.А. Девиантное поведение подростков как социально-психологическая проблема // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 69.
5. Климова А.С., Коротаева Т.В. Девиантное поведение подростков в современной России // В сборнике: Развитие науки и техники: механизм выбора и реализации приоритетов. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. В 3 ч. 2018. С. 35-36.
6. Кулагина Н.В. Девиантное поведение подростков: современное состояние и проблемы // Психология и психотехника. 2016. № 2 (89). С. 174-178.
7. Кушка М.Г. Девиантное поведение подростков как искажение семейного воспитания // Kant. 2018. № 2 (27). С. 98-102.
8. Перелович М.С., Олешко С.Н. Девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема / В сборнике: Векторы образования: от традиций к инновациям Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 160-161.
9. Потрубейко О.В. Девиантное поведение подростков как следствие неблагополучия семьи / В сборнике: Концепции фундаментальных и прикладных научных исследований. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 174-177.
10. Романова Е.С., Макшанцева Л.В. К постановке проблемы психологической экспертизы негативного влияния информационной продукции на подростков: теоретический аспект. Системная психология и социология. 2017. № 3 (23). С. 24-33.
11. Романова Е.С., Макшанцева Л.В. Психологическая помощь семьям, воспитывающих подростков с девиантным поведением // Человеческий капитал, 2018, № 6 (114). С. 77-91
12. Свинцицкая Т.А. Профилактика девиантного поведения подростков в социальной работе // Молодой ученый. 2015. №11. С. 1224 – 1226.
13. Шлычков, В.Р. Девиантное поведение личности как социально-психологический феномен: анализ проблемы, типология форм и возможности профилактики. Образовательные ресурсы и технологии. – 2013. – № 1 (2). –С. 33-41
14. Busching R., B. Krahé. The Contagious Effect of Deviant Behavior in Adolescence: A Longitudinal Multilevel Study, 2017.
15. Jessica M. Hill, Arjan A.J. Blokland, Victor R. van der Geest. Risk factors for self-reported delinquency in emerging adulthood // European journal of criminology. - The Netherlands, 2018.
16. Jin F., Cheng Z., Liu X., Zhou X., and G. Wang. The Roles of Family Environment, Parental Rearing Styles and Personality Traits in the Development of Delinquency in Chinese Youth Med. Dev. Delinq. Chinese Youth, vol. 1, no. 2, pp. 3–7, 2016.
17. Pardini D. A., R. Waller, and S. W. Hawes, Familial Influences on the Development of Serious Conduct Problems and Delinquency. 2015
18. Девиантное поведение — что это такое, типы и причины девиации, а также способы ее коррекции. - https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/deviantnoe-povedenie-deviaciya-chto-ehto-takoe-devianty.html
19. Реализация программ по формированию здорового образа жизни как важнейшее направление общей профилактики девиантного поведения молодёжи. - https://elibrary.ru/item.asp?id=40450112
20. Смолева Е.О. Формирование девиантного поведения несовершеннолетних // Гуманитарные научные исследования. 2014. №9. - http:// human.snauka.ru. /2014/09/7741