Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Нормы гражданского законодательства закрепляют правовой статус участников частнопра-вовых отношений, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и иных вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регламентирует договорные и иные обязательства, а также имущественные и связанными с ними личные неимущественные отношения, в основе которых лежит равенство, автономия воли и имущественная самостоятельность их участни-ков.
Гражданско-правовое отношение (как и любое правоотношение) возникает между опреде-ленными участниками, являющимися субъектами этого отношения. Традиционно к числу субъектов гражданских правоотношений относятся физические лица (граждане), юридиче-ские лица и публично-правовые образования. Анализу их правового статуса посвящена данная курсовая работа.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что, во-первых, в ходе прошедшего ча-стичного реформирования положений гражданского законодательства правовая регламента-ция правового статуса субъектов гражданского права несколько изменилась (не так суще-ственно, по сравнению с рядом других институтов данной отрасли, но все же), и эти изме-нения нуждаются в изучении и анализе. Во-вторых, несмотря на отмеченные законодатель-ные новации, ряд положений действующего законодательства в данной сфере по-прежнему нуждаются в совершенствовании.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с участием различных субъек-тов (граждан, юридических лиц, публично-правовых образований) в гражданском обороте.
Предмет исследования составляют нормы гражданского законодательства (как действовав-шего, так и ныне действующего), регламентирующие правовой статус участников граждан-ских правоотношений, доктринальные воззрения по затрагиваемым в работе проблемам.
Целью исследования является анализ сущности и содержания отдельных элементов право-вого статуса различных субъектов гражданского права, исследование присущих этим субъ-ектам отличительных особенностей, позволяющих провести разграничение между ними, изучение норм действующего законодательства, регламентирующих правовое положение указанных выше субъектов гражданского права, и разработка на этой основе предложений по его совершенствованию. Достижение поставленной цели предполагает необходимость решения следующих задач:
- изучение и анализ особенностей право- и дееспособности граждан как субъектов граждан-ского права;
- исследование особенностей нормативного статуса юридических лиц как субъектов граж-данских правоотношений;
- выявление специфических особенностей, опосредующих участие публично-правовых об-разований в гражданском обороте;
- разработка на основе проведенного исследования предложений по совершенствованию за-конодательства в рассматриваемой сфере.
Указанные выше цель и задачи исследования обусловили структуру курсовой работы, кото-рая состоит из настоящего введения, двух глав с параграфами, заключения и списка исполь-зованных источников.
1. ГРАЖДАНЕ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
1.1. Правоспособность гражданина: понятие и содержание
Прежде чем давать характеристику правоспособности гражданина как субъекта граждан-ского права, необходимо отметить, что гражданское законодательство использует слова «граждане» и «физические лица» без какого бы то ни было их разъяснения, то есть как об-щеизвестные. Наиболее часто употребляемым является термин «гражданин» («граждане») (см., например, п.1 ст.2, пп.1 и 2 ст.9, п.4 ст.66, п.3 ст.125, п.1 ст.262 и др. Гражданского ко-декса Российской Федерации , далее – ГК РФ); судя по этому обстоятельству, именно этот термин рассматривается законодателем в качестве основного. Понятие «физические лица» употребляется буквально в считанных случаях и только в скобках, как синоним термину «граждане» (п.2 ст.1, наименование гл.3 ГК РФ). Но именно эти два случая нормативного использования термина «физические лица» указывают на то, что все нормы ГК РФ, упоми-нающие о гражданах, применяются не только к гражданам в буквальном смысле этого слова (гражданам России), но и ко всем физическим лицам вообще, в том числе гражданам и под-данным иностранных государств, а также апатридам. Именно в этом смысле и следует тол-ковать все случаи дальнейшего употребления в ГК РФ и иных федеральных законов терми-нов «гражданин» и «граждане»: речь идет о физических лицах вообще, даже если об этом не помещается специального указания «в скобках». Намереваясь подчеркнуть, что то или иное положение закона распространяется только на российских (или иностранных) граждан, за-конодатель прямо указывает на это, употребляя «развернутые» термины – «граждане Рос-сийской Федерации» или «иностранные граждане».
Данный вывод вполне соответствует положению ч.3 ст.62 Конституции Российской Феде-рации , которая устанавливает для иностранных граждан и лиц без гражданства националь-ный режим, то есть по общему правилу положение указанных субъектов не может быть ху-же правового положения российских граждан (данное положение Конституции РФ находит свое отражение и в абз.4 п.1 ст.2 ГК РФ). На иностранных граждан и лиц без гражданства распространяются, таким образом, все основные принципы российского гражданского права и нормы, составляющие его институты; все они столь же равны перед законом и судом неза-висимо от происхождения, имущественного положения, расы, национальной принадлежно-сти, пола, образования; сами они столь же свободны в формировании и изъявлении своей воли, а их гражданские права пользуются такой же неприкосновенностью, как граждане и права граждан России.
Исключения из этого правила могут быть установлены, как это следует из положений ука-занных выше норм, только федеральным законом или международным договором. Наибольшее количество этих исключений – примерно половина от общего числа – содер-жатся в нормах части третьей ГК РФ, посвященных международному частному праву.
Теперь, после этих предварительных замечаний, обратимся к характеристике правоспособ-ности граждан.
Как и любые субъекты права, граждане обладают правосубъектностью, то есть признавае-мой государством совокупностью правоспособности и дееспособности. Таким образом, пра-восубъектность граждан состоит из двух самостоятельных элементов: правоспособности и дееспособности.
Однако по данному вопросу нет единства точек зрения. По мнению С.Н.Братуся, правосубъ-ектность и правоспособность – понятия тождественные . М.В.Кротов полагает, что в каче-стве обобщающей категории гражданская правосубъектность означает единство право- и де-еспособности . Л.М.Звягинцева пишет, что правосубъектность включает соответственно правоспособность и дееспособность . Мы разделяем эту точку зрения.
Под правоспособностью традиционно понимают способность быть субъектом права, то есть обладателем определенных прав, носителем определенных обязанностей. Такое определение правоспособности считается традиционным и возражений не вызывает. Не случайно имен-но поэтому так она была обозначена и в ст.9 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. (далее – ГК РСФСР), и в ст.17 действующего ныне ГК РФ. Видимо, это обстоятельство объясняется, во-первых, сложившимся стереотипом, во-вторых, трудностями в определении правоспо-собности. Однако, на наш взгляд, сказать, что правоспособность – это способность иметь права (обязанности) явно недостаточно. Тем более что в данном случае одно понятие обо-значается с помощью идентичного (idem per idem). В результате из поля зрения исчезает по-нятие «способность» - далеко не безразличное для понимания существа правоспособности понятие.
Всякая способность сама по себе есть состояние человека. В общепринятом смысле это его природное дарование, качество, свойство, состояние, дающее ему какую-то возможность. Применительно к правовой материи речь идет о возможности стать субъектом права. С дру-гой стороны, раз это неотъемлемое свойство личности, гражданина, значит неправильно го-ворить, что предпосылкой правоспособности служат законы и иные правовые акты, дей-ствия граждан, которые хотя и не предусмотрены законом и иными актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанно-сти. Ни закон, ни иной акт не порождают, не могут порождать правоспособность как состо-яние гражданина как такового. Вот почему в научных исследованиях, посвященных субъек-там права, их правоспособности, следует посмотреть на нее несколько иначе. Существую-щий здесь пробел некоторые авторы восполняют определением правоспособности как свое-образного субъективного права, с чем трудно согласиться. Другое дело, что правоспособ-ность есть предпосылка правообладания конкретными, субъективными правами, причем обязательная предпосылка, без которой субъективное право теряет всякий смысл. Именно поэтому правоспособность, согласно ст.17 ГК РФ, признаётся в равной мере за всеми граж-данами независимо от их возраста, состояния здоровья, пола, религиозной принадлежности и т.п. Это неотъемлемое свойство человека, живущего в государстве, которое наделяет сво-их граждан соответствующими правами. И когда этого человека нет (умер, признан в уста-новленном порядке умершим), говорить о его правоспособности не приходится.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Фрагмент для ознакомления
3
I. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.//Российская газета. 1993. 25 декабря. № 237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст.3301.
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ//Собрание зако-нодательства РФ. 1996. № 1. Ст.16.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 2001. № 49. Ст.4552.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 2006. № 52 (ч.1). Ст.5496.
7. Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. (утратил силу).
II. Литература
1. Белова С.Н. К вопросу о понятии и правовой сущности эмансипации несовершеннолет-них//Черные дыры в российском законодательстве. - 2017. - № 6. – С.145 – 146.
2. Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. – М.: Госюриздат, 1950. – 367 с.
3. Гражданское право. Ч.1./Под ред.Т.И.Илларионовой, Б.М.Гонгало, В.А.Плетнева. – М.: НОРМА, 2008. – 464 с.
4. Гражданское право: Учебник для вузов. В 3 т. Т.1/Отв.ред.Ю.К.Толстой. – 6-е изд., пере-раб. и доп. – М.: Проспект, 2015. – 776 с.
5. Гражданское право: Учебник для вузов. В 4 т. Т.1. Общая часть/Отв.ред.Е.А.Суханов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2014. – 720 с.
6. Козлова Н.В. Гражданская правоспособность юридического лица в свете новелл ГК РФ//Пятый Пермский конгресс ученых-юристов. Избранные материалы. - М.: Статут, 2015. – С.171 – 178.
7. Кутафин О.Е. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования как субъекты гражданского права//Основы конституционного строя. Т.II. - М.: Проспект, 2018. – С.18 – 27.
8. Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу Рос-сийской Федерации, ча-сти первой/Под ред.В.П.Мозолина, М.Н.Малеиной. – М.: НОРМА, 2014. – 848 с.
9. Пятков Д.В. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муни-ципальных образований в гражданских правоотношениях. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2013. – 327 с.
10. Российское гражданское право. В 2 т. Т.1/Отв.ред.Е.А.Суханов. - М.: Статут, 2015. – 1056 с.
11. Скоробогатова В.В. Дееспособность малолетних в возрасте от 6 до 14 лет//Гражданин и право. - 2010. - № 3. – С.52 – 56.
III. Судебная практика
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П «По делу о про-верке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федера-ции от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции»»//Собрание законо-дательства РФ. 1997. № 1. Ст.197.