Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности. Одним из условий обеспечения национальной безопасности, как отмечено в пункте 48 Указа Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации», является надежная защита и охрана государственной границы Российской Федерации .
Обеспечение безопасности в пограничной сфере – очень важная составляющая национальной безопасности, являющаяся состоянием защищенности общества, личности и государства в пограничном пространстве России, которое охватывает государственную границу России, воздушное пространство, приграничную территорию, континентальный шельф, а также исключительную экономическую зону России. Стабильность государственной жизни достигают требуемым функционированием всех компонентов системы обеспечения национальной безопасности. Особым местом в этом обладает обеспечение защиты государственной границы России.
В условиях конкурентной борьбы за ресурсы не исключены решения возникающих проблем с применением военной силы, может быть нарушен сложившийся баланс сил вблизи границ Российской Федерации.
Сказанное указывает на необходимость и актуальность анализа положения правового обеспечения защиты государственной границы Российской Федерации. Невзирая на большую актуальность, данную проблематику почти не исследуют в литературе. Есть много работ, которые посвящены и в целом обеспечению безопасности, и обеспечению военной безопасности, а также роли в этом ВС РФ. Проблемы правового обеспечения защиты Госграницы не получают должного внимания. Есть некоторые работы, которые посвящены отдельным аспектам этой проблемы, но этого, конечно, недостаточно.
Цель исследования - проведение комплексного анализа теоретических и практических вопросов государственного управления в сфере обеспечения режима государственной границы Российской Федерации.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
- исследовать определения государственная граница
- изучить режим государственной границы Российской Федерации;
- рассмотреть конституционно-правовое регулирование обеспечения режима национальной безопасности№
- охарактеризовать органы государственной власти в сфере защиты государственной границы Российской Федерации;
- выявить ключевые проблемы правового режима государственной границы.
Объектом исследования являются общественные отношения по организации защиты государственной границы и обеспечению пограничной безопасности государства.
Предметом исследования выступают теория и практика применения правовых основ государственного управления с целью обеспечения режима государственной границы Российской Федерации.
Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации; Уголовный кодекс Российской Федерации; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; Закон Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», Федеральный закон от 15.08.1996 № 114- ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов как Авакьян С.А., Андреева О.И., Алехин А.П., Баглай М.В., Бахрах Д.М., Боровиков В.Б., Буробин В.Н., Власов И.С., Голованова И.А., Иногамова- Хегай Л.В., Карголицкий А.А., Колосовский В.В., Лапшин Г.М., Луцкая А.С., Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е., Чучаев А.И.
Методологическую основу исследования составляют диалектический метод познания, предполагающий объективный, всесторонний анализ нормативно-правового и фактического материала. Из числа общенаучных методов использовались: системный подход и средства анализа и синтеза, из частных научных методов: формально- юридический, сравнительно - правовой, проблемно - теоретический.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения из списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Государственная граница: проблема определения
На протяжении XX века часто проходили войны, которые, с одной стороны, нацеливались на захват территорий, а с иной - на их защиту, т.е. защиту государственной границы осуществляли с целью обеспечения неприкосновенности, а также сохранения территориальной целостности страны. Таким образом, обладает наибольшей значимостью осуществление функции государства, связанной с обеспечением национальной безопасности в пограничной сфере.
Защитой государственных интересов на госгранице и в пограничном пространстве государства предусматривается проведение комплекса политических, оперативных, дипломатических, режимных, военных, правовых, административных, а также финансовых и иных мер, связанных с международно-правовым оформлением Государственной границы России и обеспечением ее неприкосновенности; своевременным выявлением и отслеживанием возможных угроз интересам России в пограничном пространстве и оперативным доведением объективных данных о них до субъектов общественных отношений в пограничной сфере; предотвращением угроз на стадии их появления и недопущением их эскалации; контролем над соблюдением всеми юридическими и физическими лицами на Государственной границе России и в пограничном пространстве, установленных Законом Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» в статье 3, режимных правил, норм, требований, принятых обязательств согласно интересам России .
Цели государства, связанные с обеспечением независимости и государственного суверенитета, воплощаются в функциях государства, закрепленных в предметах ведения исключительно за Россией (статья 71 Конституции России). В число предметов исключительного ведения России, в частности, входят: внешняя политика и международные отношения России, ее международные договоры; вопросы мира и войны; безопасность и оборона; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.
Дефиницию понятия «Государственная граница» в текущем законодательстве выработали в результате развития практики выстраивания отношений сопредельных с Россией государств и закрепили Законом № 4730-1. В соответствии со ст. 1 указанного закона «Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации» .
Она не в достаточной степени четка. Есть предложения, связанные с ее уточнением. Так, В.Е. Степенко предложено исходя из содержания правовой дефиниции «Государственной границы» свое определение определенных видов государственной границы. Сухопутная граница - это граница, которая проходит по сухопутной территории между 2-мя государствами на основании договоров, которые между ними заключены. Воздушная граница - это вертикальная плоскость, которая проходит по линии морской, сухопутной, водной границ и обозначает воздушный предел государства. Морская граница - это внешний предел территориального моря страны либо линия отграничения территориальных морей противоположных или смежных государств, на который распространена юрисдикция государства. Речная граница является условной линией, которая проходит по середине реки (если она не является судоходной) либо фарватеру (тальвегу) (если она является судоходной). Озерная граница является равноотстающей, срединной, прямой или другой линией, которая соединяет выходы государственной границы к озерным берегам. Вместе с тем автор опирался на нормативно определенную дефиницию государственной границы. Соответственно, ничего кардинально нового, помимо разделения на виды и нормативного закрепления данного разделения, не предлагалось .
Нужно сказать, что содержание понятия «Государственной границы» не является отделимым и от того факта, что оно должно состоять и из границ субъектов России (субъекты приграничные). Законодательство Российской Федерации, в отношении внешних границ российских субъектов, содержат очень противоречивые положения. Приграничные субъекты России (а это 45 из 89) - это 76,6% территории России. Там проживает более 43% ее граждан. Многие хозяйствующие организация и граждане в определенной форме связаны с границей: работают они в пограничной зоне, возводят объекты инфраструктуры, т.е. постоянно пересекают границы с целью поддержания привычных форм жизнеобеспечения. Появившаяся вместе с тем особая форма взаимоотношений граждан и сотрудников Федеральной пограничной службы имеет отличия, с одной стороны, необходимостью контролировать соблюдение установленных на границе режимов, а с иной - потребностью
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. №31. Ст. 71.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.03.2020) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
3. Федеральный закон «О Государственной границе Российской Федерации» от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 27.12.2019)// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета РФ. - 1993. - № 17. - Ст. 594
4. Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 01.03.2020) "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" // "Собрание законодательства РФ", 19.08.1996, N 34, ст. 4029
5. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 01.03.2020) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации // "Парламентская газета", N 144, 31.07.2002.
6. О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления: федеральный закон от 30.06.2003 № 86-ФЗ в ред. федер. закона от 03.07.2016 № 367-ФЗ // СЗ РФ. - 2003. - №1 (ч. 1). - Ст. 54; СЗ РФ. – 2016. - № 12. – Ст. 1101
7. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 28.11.2018) "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // "Парламентская газета", N 63, 03-09.12.2010.
8. Указ Президента РФ от 04.08.1995 N 809 "О внесении изменений в Указы Президента Российской Федерации от 30 декабря 1993 г. N 2318 "О создании Федеральной пограничной службы - Главного командования Пограничных войск Российской Федерации" и от 2 марта 1995 г. N 232 "Об утверждении Положения о Федеральной пограничной службе Российской Федерации (Утратил силу) // "Собрание законодательства РФ", 07.08.1995, N 32, ст. 3290
9. Указ Президента РФ от 11.03.2003 N 308 (ред. от 07.08.2004) "О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации // СЗ РФ. - 2003. - №14. - Ст. 2107; СЗ РФ. – 2004. - № 32. – Ст. 3314.
10. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации // "Собрание законодательства РФ", 04.01.2016, N 1 (часть II), ст. 212
11. Указ Президента РФ от 05.04.2016 N 157 (ред. от 17.06.2019) "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации // "Собрание законодательства РФ", 11.04.2016, N 15, ст. 2072.
12. Указ Президента РФ от 25.04.2018 N 174 "Об утверждении Основ государственной пограничной политики Российской Федерации // "Собрание законодательства РФ", 30.04.2018, N 18, ст. 2614
13. Постановление Правительства РФ от 07.04.2008 N 253 (ред. от 17.12.2016) "Об утверждении Правил определения пределов пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации // "Собрание законодательства РФ", 14.04.2008, N 15, ст. 1560.
14. Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс. URL.:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 27571/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/- (дата обращения: 10.03.2020).
15. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.02.2016 N 4-П "По делу о проверке конституционности положений части 2 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 11 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" и статьи 24 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и гражданина Федеративной Республики Нигерия Х.Э. Увангуе"// СПС Консультант Плюс. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194210/ (дата обращения 05.3.2020)
16. Бородин С.С., Громыко С.С. Административное право. Общая и особенная часть: курс лекций [Электронный ресурс]. – URL: http://studlib.com/content/view/1264/22. - (дата обращения: 10.03.2020).
17. Государственная граница Российской Федерации и режим в пунктах пропуска через Государственную границу // Право и безопасность. – 2013. - №45 . – С. 96.
18. Забелина М.В. Конституционно-правовое регулирование установления и изменения границ субъектов Российской Федерации. - М., 2013. – С. 29.
19. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Г.Д. Садовникова. - 10-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016, 194 с.
20. Лобода В.В. Проблемы административно-правовой защиты установленного порядка пропуска через Рушайло В.Б. К вопросу о теории административно-правового регулирования // Современное право. - 2003. - № 8. - С. 22.
21. Степенко В.Е. Административно-правовой механизм обеспечения режима функционирования государственной границы Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dissercat.com/content/administrativno-pravovoi- mekhanizm- obespecheniya-rezhima-funktsionirovaniya-gosudarstvennoi-#ixzz3ur7XxNKG. – (дата обращения: 13.036.2020).
22. Чеканов В.Е. Теоретико-правовые, международно-правовые и военно-правовые проблемы формирования статуса Государственной границы Российской Федерации [Электронныйресурс].– URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=CJI&n=78673#0248942749286 45443. - (дата обращения: 10.03.2020).