Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Переход России от командной экономики к рыночной повлиял не только на экономические процессы, но и содействовал некоторым изменениям консервативных устоев в различных сферах деятельности. Но, несмотря на это, современное общество до сих пор полностью не отошло от патриархальной культуры, а в России и вовсе патриархальная система управления является практически доминирующей. Естественно, что такие условия ограничивают потенциал женщин в самореализации. Однако стоит отметить, что в нынешней среде сложилось достаточно объективных причин, благоприятствующих возрастанию роли женщины в организации.
Кроме того, на данный момент существует множество исследований, которые довольно объективно показывают, что женский стиль руководства не только достаточно соответствует нынешним реалиям, но и вполне может повысить уровень жизнеспособности предприятия в современных нестабильных условиях внешней среды. Также согласно прогнозам российских аналитиков в будущем женщины будут занимать в сфере занятости такую же долю, как и мужчины, а возможно даже и выше. Но, несмотря на столь оптимистичные прогнозы, проблема женской занятости до сих пор является достаточно актуальной в России. Связано это с тем, что в сознании множества российских обывателей довольно распространён миф о незаинтересованности российских женщин в покорении руководящих должностей в структуре российских организаций. Все это формирует необходимость изучения гендерных аспектов в управлении персоналом.
На сегодняшний день гендерные особенности в управлении являются одним из наиболее проблемных вопросов. Это связано в первую очередь с тем, что предпринимательская деятельность развивается, а вместе с тем и растет число руководителей обоих полов. Несмотря на то, что во всех сферах деятельности не существует доминирующего пола, в Российской практике все чаще встречается патриархальный тип культуры, что существенно ограничивает возможность самореализации женщины. На сегодняшнем этапе развития экономики сложилось достаточно много причин, которые создают благоприятные условия для развития женского управления.
Помимо этого, проводятся различные исследования, подтверждающие факт того, что женщины могут создать достойную конкуренцию мужчинам в вопросах управления. Однако несмотря на проведенные исследования, а также зарубежные тенденции к развитию женского управления, руководителей-женщин в России не воспринимают всерьез. В связи со сложившимися стереотипами о том, что женщина не может эффективно управлять компанией в очередной раз доказывать актуальность данной проблемы.
В отечественной социальной психологии изучение стилей лидерства и их специфики проводилось преимущественно в работах Беляцкого Н.П. , Бендаса Т.В. , Берна Ш. , Виханского О. С. , Наумова А. И. , Воронцова Д. В. , Немова Р.С. , Клецина И.С. , Кибанова А.Я. , Чернышева В.Н. , Шекшня С.В., Шейна Э.Х., Юрасова И. Данные многочисленных исследований свидетельствуют, что успешный менеджмент не имеет пола. Эффективные менеджеры обладают двойным репертуаром управленческих технологий - и мужским, и женским, демонстрируя смешанный тип лидерства, не имеющий четких половых признаков. Однако при этом существуют некоторые особенности, обусловленные разницей психологической структуры личности у мужчин и женщин.
Объектом исследования является сфера управления персоналом.
Предмет исследования – организационно-управленческие отношения по поводу гендерных аспектов в управлении персоналом.
Цель исследования – изучение гендерных аспектов в управлении персоналом.
Задачи исследования:
изучить сущность гендерных особенностей в управлении персоналом и их значение в 21 веке;
раскрыть различие женского и мужского стилей руководства;
рассмотреть зарубежный опыт гендерных моделей взаимодействия в управлении персоналом.
В процессе подготовки выпускной работы использовались: научные, учебные, методические и справочные работы ведущих специалистов в области управления персоналом, психологии и социологии среди которых выделим Беляцкого Н.П., Бендаса Т.В., Берна Ш., Виханского О. С., Наумова А. И., Воронцова Д. В., Немова Р.С., Клецина И.С., Кибанова А.Я., Чернышева В.Н., Шекшня С.В.
Структура выпускной квалификационной работы. В бакалаврской работе выделены три главы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ
1.1 СУЩНОСТЬ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В 21 ВЕКЕ
Исторически сложилось, что за мужчиной и женщиной закреплялась определенная социальная роль. Мужчины – добытчики, женщины – хранительницы семейного уюта. Так продолжалось сотни лет, но в настоящее время происходят коренные изменения, связанные со смешением этих ролей.
Благодаря процессу перестроения целевых установок, и изменению ценностей, женщину перестало устраивать ее положение и отведенная ей социальная роль. Теперь «слабый пол» стремится к власти и карьерному росту. Женщин результативных работников становится все больше, и по профессиональным качествам они отнюдь не уступают мужчинам. Действительно ли «слабый пол» является слабым?
В настоящее время женщина может составить серьезную конкуренцию мужчине в трудовом процессе. Тем не менее, остаются области, которые традиционно относятся к мужской или к женской сфере деятельности. Несмотря на границу, все же отдельные личности разрушают стереотипные установки общества (женщина шахтер, мужчина парикмахер) .
Гендер — это социальное деление, часто основанное на анатомическом поле, но не обязательно совпадающее с ним. Социологи и социальные психологи утверждают: пол относится к биологическим характеристикам, в соответствии с которыми люди делятся на категории «мужчина», «женщина», а гендер к социальным и социально психологическим атрибутам, подразделяющим людей на категории «мужской», «женский» или «гермафродитный» (когда характеристики обоих гендеров преднамеренно или непреднамеренно объединены).
Коллектив группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития.
Коллективы делятся на женские, мужские и смешанные. В зависимости от состава коллектива создается модель управления. Здесь необходимо учитывать специфику коллектива, а именно гендерные особенности.
Для женщин характерны такие черты как:
1. Высокий уровень эмоциональности.
2. Представительницы «слабого пола» чувствительнее реагируют на все происходящие вокруг них изменения. Это может выражаться в форме бойкота, истерик, резкой сменой настроения и других вариантах поведения.
3. Сложность в восприятии логической информации .
Так называемая «женская логика». Традиционно женщинам приписывается образное мышление, несмотря на то, что тип мышления зависит скорее от индивидуальных особенностей, чем от гендерных аспектов. Возможно, на мышление женщины в большей степени влияют ее эмоции, поэтому логические операции вызывают затруднение.
4. Исполнительность, боязнь риска и нововведений.
По статистике девочки усидчивее и исполнительнее мальчиков (особенно четко это проявляется во время учебного процесса). Они охотнее и аккуратнее исполняют все поручения, а если еще правильно применить инструменты мотивации и стимулирования, то можно получить превосходный результат.
Боязнь изменений – это нормальная реакция всех людей. Внутри каждого человека заложен инстинкт самосохранения. У женщин он наиболее выражен, так как «слабый пол» чувствительнее относится к изменениям.
5. Трудность в принятии управленческих решений.
Женщины сильнее ощущают груз ответственности, что накладывает отпечаток на скорость принятия решения. Даже после решения, женщина еще долго может рефлексировать, и испытывать сомнения по данному поводу.
6. Раздвоение между работой и домом.
Природа определила для женщины очень важную роль в качестве продолжательницы рода человеческого. Ей был присвоен определенный статус в обществе, а также созданы условия, защищающие права и регулирующие ее трудовую деятельность.
Женщина, как бы того не хотелось, в первую очередь мать, и все домашние хлопоты, как правило, ложатся именно на ее плечи.
7. Большой поток неформального общения во время рабочего процесса.
Женщины больше склонны к болтовне, которая порождает слухи, сплетни и заговоры, чем мужчины.
8. Конкуренция и борьба за внимание.
Женщины склонны больше не к профессиональной конкуренции, а к межличностной. Внимание со стороны окружающих по отношению к сопернице воспринимается, как правило, болезненно. А зависть, переходящая в действие, может наложить как негативный, так и позитивный отпечаток на деятельности всей компании.
9. Гибкость, умение выкручиваться из сложных ситуаций.
10. Значимость личных симпатий и антипатий в работе.
Женщины часто применяют технологию моббинга, основываясь не столько на профессиональной слабости (некомпетентности), сколько на сложившихся отношениях и впечатлении о другом сотруднике.
11. Внимание к деталям.
Мужчины видят систему в целом, женщины же, наоборот, по отдельным кусочкам, поэтому прогнозы мужчины строят с большим успехом .
В женском коллективе эффективно применять демократический стиль управления, так как женщины остро реагируют и плохо переносят давление и постоянную «муштру». Мужчины же наоборот более дисциплинированы и склонны к авторитарному стилю управления, при этом они выстраивают жесткую иерархию внутри коллектива.
Мужчины стремятся к карьерному и профессиональному росту, а также к всеобщему уважению. Мужчина может взяться за новое задание, рассчитывая сориентироваться в процессе деятельности. Кроме этого он должен излучать уверенность всегда и везде, не зависимо от внутренних переживаний и сложившихся обстоятельств. Опять же стереотип «сильного мужчины» сложился исторически, и до сих пор общество его придерживается. Характерные черты мужского коллектива:
дисциплина и сплоченность;
профессиональная конкурентная борьба, иерархичность;
систематичность и логика мышления;
разграничение территории и статусов;
высокая скорость принятия управленческих решений;
способность каждого члена коллектива брать на себя ответственность;
дифференциация коллектива на слабых и сильных;
на неформальное общение отводится минимум времени.
Среди типично мужских управленческих компетенций исследователи выделяют ориентацию на достижения, аналитический и системный подход принятия решений. Особенностями стиля управления у мужчин являются уверенность в собственной правоте.
Встретить коллективы, состоящие только из мужчин или женщин, сейчас достаточно сложно, и в основном это обусловлено спецификой деятельности организации. Наиболее распространенными являются смешанные коллективы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 1. - Ст. 1.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ // Российская газета. – 2001. – 13 декабря.
3. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом. Практикум: учебное пособие для студентов вузов / Т.Ю. Базаров. – М.: Юнити-Дана, 2018. – 239 с.
4. Басаков, М.И. Управление персоналом. Конспект лекций. Пособие для подготовки к экзаменам / М.И. Басаков. – М.: Феникс. 2019. – 129 с.
5. Беляцкий, Н.П. Управление персоналом / Н.П. Беляцкий. – Минск: Современная школа, 2017. – 448 с.
6. Бухалков, М.И. Управление персоналом: учебник / М.И. Бухалков. – М.: Инфра-М, 2017. – 400 с.
7. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика. Учебник / В. Р. Веснин. – М.: Проспект, 2019. – 688 с.
8. Герчиков, В.И. Управление персоналом: работник – самый эффективный ресурс организации: учебное пособие / В.И. Герчиков. – М.: Инфра-М, 2017. – 282 с.
9. Гулиева, А.Ю. Инновационные методы управления персоналом в ресторанном бизнесе: опыт внедрения / А.Ю. Гулиева // Кадровик. – 2017. - №4. – С. 76-86.
10. Дырин, С.П. Управление персоналом: многовариантный характер современной российской практики / С.П. Дырин. – СПб.: Петрополис, 2017. – 216 с.
11. Журавлев, П.В. Управление персоналом: учебник / П.В. Журавлев. - М.: Финстатинформ, 2019. – 198 с.
12. Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент: учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. - М.: Магистр, 2017. - 528 c.
13. Зайцева, Т.В. Управление персоналом: учебник / Т.В. Зайцева, Т.А. Зуб. – М.: Форум, 2017. – 336 с.
14. Каштанова, Е. Положение о деловой карьере / Е. Каштанова // Кадровик. Кадровое делопроизводство. – 2018. - № 7. – С. 9-10.
15. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации. Практикум: учеб. пособие / А.Я. Кибанов. – М.: Инфра-М, 2017. – 365 с.
16. Кибанов, А.Я. Как уменьшить стартовые издержки? Об управлении трудовой адаптацией / А.Я. Кибанов // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2018. – № 2. – С. 16-18.
17. Коул, Дж. Управление персоналом в современных организациях / Дж. Коул. – М.: Вершина, 2018. – 421 с.
18. Крымов, А.А. Управление персоналом на 100%: как стать эффективным HR-директором / А.А. Крымов. – СПб.: Питер, 2018. – 240 с.
19. Кулик, В.В. Как адаптировать новичка / В.В. Кулик // Руководитель строительной организации. – 2018. – № 4. – С. 9-10.
20. Лагусева, Н. Технология планирования карьеры / Н. Лагусева // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2019. – № 10. – С. 19-20.
21. Лапшенков, В. Попасть в «резервисты». Современный опыт управления карьерой персонала / В. Лапшенков // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2018. – № 10. – С. 12-14.
22. Леонова, О.Ю. Управление человеческими ресурсами / О.Ю. Леонова. – М.: Маркет ДС, 2018. – 267 с.
23. Литвак, Б.Г. Стратегический менеджмент: учебник / Б.Г. Литвак. – Люберцы: Юрайт, 2019. – 507 c.
24. Лысенко, Ю.Ю. Адаптация персонала как часть стратегии организации / Ю.Ю. Лысенко // Отдел кадров коммерческой организации. – 2018. – № 5. – С. 11-12.
25. Ляско, А.К. Стратегический менеджмент: современный учебник / А.К. Ляско. М.: Дело АНХ, 2017. – 488 c.
26. Майорова, Е. Адаптация персонала. Тренинг «на выживание» / Е. Майорова // Управление персоналом. – 2019. – № 18. – С. 19-21.
27. Максимова, Л.В. Управление персоналом : основы теории и деловой практикум: учеб. пособие / Л.В. Максимова. – М.: Инфра-М, 2018. – 256 с.
28. Могилевкин, Е. Портфолио карьерного продвижения как современная технология планирования и развития карьеры выпускников вузов / Е. Могилевкин // Управление персоналом. – 2019. – № 3. – С. 2-5.
29. Овчинникова, Т.И. Структурная модель адаптации персонала к кризисным условиям / Т.И. Овчинникова, Г.В. Гостева, В.А. Хохлов // Управление персоналом. – 2018. – № 5. – С. 22-24.
30. Одегов, Ю. Подготовка HR-менеджеров в России / Ю. Одегов. – 2018. – № 6. – С. 19-21.
31. Погодина, Г. Адаптация сотрудников на новом месте / Г. Погодина // Кадровая служба и управление персоналом организации. – 2019. – № 12. – С. 12-16.
32. Рогожин, М.Ю. Управление персоналом: практическое пособие / М.Ю. Рогожин. – М.: Проспект, 2019. – 320 с.
33. Сатунин, А. Управление персоналом / А. Сатунин. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2019. – 272 с.
34. Сотникова, С. Карьерная систематика: от личной конкурентоспособности к конкурентоспособности бизнеса / С. Сотникова // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2018. – № 9. – С. 16-18.
35. Спивак, В.А. Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие / В. А. Спивак. – М.: Эксмо, 2019. – 624 с.
36. Сувалова, Т. Документационное обеспечение адаптации персонала. Из опыта работы Управления Федерального казначейства по Москве / Т. Сувалова // Кадровик. Кадровое делопроизводство. – 2019. – № 5. – С. 39-45.
37. Сытник, Н. Мотивационный подход к оценке карьеры / Н. Сытник // Управление персоналом. – 2017. – № 2. – С. 9-10.
38. Тихенький, В.Г. Карьерные горки, или как и кто может (и должен) помочь сделать карьеру? / В.Г. Тихенький // Управление персоналом. – 2019. – № 16. – С. 11-12.
39. Фомин, В. Влияние кризиса на карьеры высококвалифицированных специалистов / В. Фомин // Управление персоналом. – 2019. – № 14. – С. 37-38.
40. Цветаев, В.М. Кадровый менеджмент / В.М. Цветаев. – М.: Проспект, 2018. – 185 с.