Фрагмент для ознакомления
2
этом в правовой науке отмечается, что система понятий в сфере обеспечения стратегических национальных приоритетов Российской Федерации не вполне сформирована. Так, до утверждения действующей Стратегии разными исследователями было предложено свыше пятнадцати вариантов определяемых слов, через которые они предлагали сформулировать сущность экономической безопасности [21, c. 107].
Данному определению соответствует и направленность действующей Стратегии на обеспечение противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности, предотвращение кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах, а также на недопущение снижения качества жизни населения.
Для сравнения: целью Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации 1996 г. было провозглашено обеспечение такого уровня экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз [1].
Очевидно, что за два десятилетия приоритеты несколько изменились. Доминирующим направлением обеспечения экономической безопасности является выполнение мер по нейтрализации вызовов и угроз экономической безопасности, что является вторым и, по сути, основным этапом реализация закрепленных в Стратегии идей и положений, осуществление которого намечено с 2019 до 2030 года.
Этот тезис подтверждается и определением, что понимать под обеспечением экономической безопасности, которое также дано в Стратегии. Обеспечение экономической безопасности — это реализация органами государственной власти, органами местного самоуправления и Центрального банка Российской Федерации во взаимодействии с институтами гражданского общества комплекса политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие вызовам и угрозам экономической безопасности и защиту национальных интересов Российской Федерации в экономической сфере (подп. 7 п. 7 Стратегии) [1]. И ключевые слова здесь — «вызовы», «угрозы», «защита».
Однако есть вполне обоснованное мнение эксперта, что вызовы и угрозы экономической безопасности, обозначенные в Стратегии, обладают слишком абстрактно-глобальным характером. Согласно Стратегии, основные угрозы лежат в области глобального изменения климата, мировой политики, глобальной конкуренции, глобальных финансов, усиления колебаний конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков, информационной безопасности и т.п. То есть Стратегия больше направлена «во вне», а не на внутреннее развитие страны [1].
С одной стороны, это оправдано, поскольку процессы глобализации в современных условиях представляют собой доминирующее экономическое влияние ряда крупнейших мировых держав не только на экономику, но и на иные аспекты социокультурного развития других стран, низводящее народы до состояния функционального элемента в системе производства и потребления и, тем самым, ведущее к углублению социального конфликта и дисбаланса в мировом сообществе.
С другой стороны, нацеленность государственной деятельности по обеспечению экономической безопасности на создание единства экономического пространства России, укрепление экономического суверенитета Российской Федерации, обеспечение экономического роста, поддержание научно-технического потенциала, поддержание потенциала отечественного ОПК, необходимом для решения задач военно-экономического обеспечения обороны страны, повышение уровня и улучшение качества жизни населения, провозглашенные в Стратегии, предполагает решение внутренних проблем развития экономики.
Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [5] устанавливает, что документом стратегического планирования является документированная информация, разрабатываемая, рассматриваемая и утверждаемая (одобряемая) органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и иными участниками стратегического планирования.
Остановимся на федеральном уровне и укажем, что к документам стратегического планирования, разрабатываемым на федеральном уровне, федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ относит документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания:
а) ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в котором за последние десять лет Президент России не разу не оставил без внимания тему безопасности, национальной безопасности в частности;
б) стратегия социально-экономического развития Российской Федерации, которая в качестве целевого ориентира определяет: надежное обеспечение национальной безопасности;
в) стратегия национальной безопасности Российской Федерации, которая является базовым документом в области планирования развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в которой определяются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации;
г) стратегия научно-технологического развития Российской Федерации.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений в целях защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства. Что важно, так это то, что концептуальные положения в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации основываются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости стратегии национальной безопасности Российской Федерации и стратегии социально-экономического развития Российской Федерации. Состояние национальной безопасности Российской Федерации напрямую зависит от экономического потенциала страны и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности.
В том числе к документам стратегического планирования относятся основы государственной политики, доктрины и другие документы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, которых на сегодня, насчитывается внушительное количество. Они, к огромному сожалению, не имеют какой-либо даже маломальской единой системы создания и реализации. К таким актам относятся:
• Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 18 сентября 2008 г. № Пр-1969);
• Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 30 января 2010 года № 120);
• Климатическая доктрина Российской Федерации (утв. распоряжением Президента РФ от 17 декабря 2009 г. № 861-рп);
• Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р);
• Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 27 августа 2009 г. № 1235-р);
• Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. N 1032-р);
• Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715-р) [6].
При этом, не следует забывать, что при всем этом многообразии документов стратегического планирования на федеральном уровне существуют еще и документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) : одобрена Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
2. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
3. Абалкин Л.И.. Исследование состояния экономики России в контексте обеспечения экономической безопасности // Ежегодник НИИ фундаментальных и прикладных исследований. - 2018. - № 1 (10). - С. 120-127
4. Ахмедзянов Р.Р., Гузеева А.А. Состояние показателей экономической безопасности страны в условиях функционирования ЕАЭС//Молодежный научный вестник. – 2018. – С.5
5. Варюха А. О., Сурженко Л. В. Современные угрозы экономической безопасности России // Молодой ученый. – 2017. – №8.8. – С. 3-5.
6. Глушак О.В., Давыдова М.В., Качанова А.С.К вопросу о сущности экономической безопасности при реализации государственной политики // Экономика. Социология. Право 2019 – №3(15) – С. 15-24.
7. Глушак Н.В., Лобановский А.М. Теневая экономика России как угроза экономической безопасности государства // Вестник Брянского государственного университета. - 2018. - № 2 (36). - С. 270-275
8. Глушак Н.В., Муравьева М.А., Назарова О.Г., Ребрина Т.Г., Силаева В.В. Управление инновационными процессами в экономике как мера обеспечения экономической безопасности страны. // Казанская наука. 2015. - № 2 - С. 61-63
9. Глушак О.В., Давыдова М.В., Качанова А.С.К вопросу о сущности экономической безопасности при реализации государственной политики // Экономика. Социология. Право –2019 – №3(15) – С. 15-24.
10. Из выступления Президента РФ Владимира Путина на 16-м Петербургском международном экономическом форуме // Президент России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/15709 .
11. Илларионов А., Пивоварова Н. Можно ли определить оптимальную долю бюджета в ВВП? // Экономическое обозрение. - 2015. - № 7. - С. 18
12. Казанцев С. В. О стратегии экономической безопасности // Мир новой экономики. - 2016. - № 3. - С. 6-13.
13. Крутиков В.К., Дорожкина Т.В., Костина О.И., Якунина М.В. К84 Экономическая безопасность. Учебно-методическое пособие/ Крутиков В.К., – Калуга: ИП Стрельцов И.А. (Изд-во «Эйдос»), - 2018. – 196 с.
14. Любящий Россию желает ей свободы // ФГБУ «Редакция «Российской газеты». URL: https://rg.ru/gazeta/2014/12/05.html .
15. Мага А. А. Понятийно-категориальный аппарат экономической безопасности в современной науке // Вестник-экономист ЗабГУ (электронный научный журнал). 2014. № 8.
16. Моргунов Е. В. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года // Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН. Глас эксперта - Vox peritus. URL: http://www.isesp-ras.ru/vox-peritus/2030.
17. Паньков В.С. Глобализация экономики: Qualis es et quo vadis? // Мировая экономика и международные отношения. - 2017. - № 1. - С. 16-24
18. Политика безопасности: состояние, проблемы и тенденции /М.Е. Тарасов, Е.Г. Егоров, П.П. Баттахов (под общ. ред. В.Р. Дарбасова). - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2015. - 124 с.
19. Сенчагов В.К. Оптимизация индикаторов и пороговых уровней в развитии финансово-банковских и ценовых показателей в системе экономической безопасности РФ. – М., 2017. - 140 с.
20. Цыганов С. И. Понятие «экономическая безопасность» // Бизнес, менеджмент и право. 2018. № 1. С. 107.
21. Шафиева А.Р. Экономическая безопасность. Факторы, представляющие угрозу экономической безопасности РФ // Вестник современных исследований. – 2019. – № 1.5 (28). – С. 325-328.