Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Государственная служба занимает важнейшее место в системе управления государством. В процессе эволюционного изменения правового регулирования правоотношений в данной сфере происходило формирование комплексного института права, который включает в себя регламентацию деятельности государственного аппарата. Данный институт сформировался как сложное, многоаспектное явление в правовой системе, в связи с чем изучение правовых основ его функционирования является важнейшей задачей для современных исследователей, что и обусловило выбор темы.
Институт государственной гражданской службы является облигатной структурной составляющей государственной системы, образующейся и функционирующей в известной степени независимо от специфики государственного устройства и актуальной политической парадигмы. В условиях современной России вопросы и проблемы модернизации и системы государственного управления относятся к наиболее актуальным, что обуславливается и традиционно значительной ролью государства в жизни страны, и текущим относительно несовершенным состоянием системы государственного управления, и, не в последнюю очередь, с особым характером, свойственным отечественной бюрократии.
Объектом курсовой работы является общественные отношения в сфере государственной службы.
В качестве предмета выступают нормы права, регламентирующие систему государственной службы.
Цель курсовой работы – анализ системы государственной службы.
В соответствии с указанной целью, в работе решаются следующие задачи:
– раскрыть понятие государственной службы;
– исследовать принципы государственной службы;
– рассмотреть государственную гражданскую службу;
– охарактеризовать военную службу;
– проанализировать государственную службу иных видов.
Теоретическую основу курсовой работы составили труды таких авторов, как И.А. Абрамов, В.В. Буянова, С.М. Жукова, М.Ю. Зенков, Д.А. Заякина, Н.А. Попова, Е.В. Толоконникова и другие.
Нормативной основой курсовой работы являются Конституция РФ , Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» , другие нормативные правовые акты.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
1.1 Понятие государственной службы
Государственная служба относится к группе ключевых институтов современного общества, при этом важным свойством данного института является его универсальность и независимость его формирования и развития от особенностей государственного устройства или господствующей политической парадигмы. Ключевой проблемой в данном случае является сложность формирования четкого и полного определения данному институту права, так как его регулирование осуществляется сразу несколькими нормативно правовыми актами. Прежде всего, обратимся к самой дефиниции «государственная служба». На сегодняшний день существуют различные взгляды на данное понятие, разные ученые предлагают свои варианты.
В работах, посвященных теоретическим основам государственной службы существует представление о последней как о совершенно нейтральном в политическом плане инструменте профессионального обслуживания публичных (общественных) нужд и практического воплощения политической воли власти – так называемой «идеальной бюрократии», концептуализированной в работах, прежде всего, М. Вебера.
В своей работе З.М. Бероева отмечает, что под государственной службой необходимо понимать общественно полезную профессиональную деятельность, целью которой является содействие в процессе функционирования того или иного государственного органа, в рамках которого осуществляется служба
В реальности аполитичность государственного управленческого аппарата носит до известной степени формальный характер, поскольку правящие политические силы безусловно заинтересованы в осуществлении управленческой политики, отвечающей их партийным воззрениям. Тем не менее определенная деполитизация государственной службы остается существенным признаком данного института государства. Элементарное определение государственной службы обозначает ее как службу в государственных учреждениях .
Таким образом, данное понятие оформилось в российской практике государственного управления еще в XVIII веке, в процессе оформления указанного института и его дифференциации от службы непосредственно государю (государевой службы). В настоящее время данное определение малоприменимо, в связи с тем, что понятие «государственное учреждение» как в законодательном, так и в повседневно-практическом смысле существенно изменило свой объем и содержание, в связи с чем общая дефиниция государственной службы в современном значении определяет ее как профессиональную деятельность по обеспечению выполнения полномочий государственных органов.
В российском законодательстве определение государственной службы вводится в ст. 1 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации». В соответствии с ней, государственная служба РФ есть профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий РФ, органов государственной власти федерального и регионального уровня, должностных лиц, в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами непосредственно исполняющих полномочия федеральных и региональных государственных органов. Также в данной статье говорится о том, что в анализируемое понятие также входит деятельность лиц, замещающих государственные должности. В связи с этим можно сказать, что в законе употребляется более узкое содержание термина – государственная служба, она определяется как самостоятельный вид деятельности.
Здесь необходимо отметить, что в государственную службу по закону входит деятельность на должностях в Российской Федерации и ее субъектах. Однако деятельность органов государственной власти на территории муниципальных образований в понятие не входит, поэтому правовое регулирование в данном случае осуществляется законодательством этого муниципального образования, а также иными актами, действующими в данной сфере.
Организационная структура системы государственной службы Российской Федерации регламентируется ст. 2 указанного Федерального Закона, согласно которой в нее входят государственная гражданская служба, военная служба, а также государственная служба прочих видов. Также нет единого закона, который бы регламентировал все виды государственной службы. Каждый вид регламентируется собственным комплексом нормативных актов.
По мнению некоторых авторов, в соответствии с функциями государственных органов, «государственная служба как система социальных институтов включает организационно-управленческий, социально-экономический, правовой, информационно-коммуникативный, интеллектуально-духовный институты» .
При этом в качестве системы социальных институтов госслужба взаимодействует с важнейшими институтами общества и во многом воспринимает их влияние через уточнение целей и задач, а также условий своей деятельности.
В числе функций гражданской службы можно выделить организационно-регулирующие, экономические, социальные, политические, стимулирующие, информационно-аналитические, контрольные и воспитательные, регулятивные и охранительные. В современных условиях особую значимость приобретают функции социальной коммуникации и информации.
Таким образом, институт государственной службы регламентируется большим количеством нормативно-правовых актов. Системообразующим законом в данной сфере является Федеральный закон «О системе государственной службы». Именно в данном законе обозначены основные формы государственной службы, определены ее особенности и отличия от других видов.
В то же время каждый вид государственной службы, такие как гражданская, военная и правоохранительная, регулируются самостоятельным комплексом нормативно-правовых актов, что обусловлено спецификой каждого вида службы, различной подчиненностью государственных органов и наличием большого количества подзаконных актов, уточняющих то или иное положение.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 02.06.2003. № 22. Ст. 2063.
3. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 02.08.2004. № 31. Ст. 3215.
4. Албагачиева А.А. Понятие и виды государственной службы в РФ // проблемы и перспективы развития науки и образования в ХХI веке Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции / под общей редакцией А.И. Вострецова. 2019. С. 86-89.
5. Анисимова К.С., Балашкина И.В. Государственная гражданская служба в системе государственной службы Российской Федерации: понятие и основные черты // Социально-гуманитарные и экономические науки: актуальные проблемы, достижения и инновации. 2018. С. 52-55.
6. Бероева З.М. Понятие и система государственной службы // Актуальные вопросы современных научных исследований. 2019. №. 6. С. 62-65.
7. Бестужева К.А. Правовые и организационные основы порядка прохождения государственной службы в РФ // Аллея науки. 2018. Т. 4. № 10 (26). С. 358-362.
8. Бочкарева К.Г., Алехин А.Е. О понятии и правовом регулировании государственной службы иных видов // XLVII Огарёвские чтения Материалы научной конференции. В 3-х частях. Составитель А.В. Столяров. Ответственный за выпуск П.В. Сенин. 2019. С. 508-511.
9. Качаев А.И. Военная служба как вид государственной службы Российской Федерации // Вопросы совершенствования системы государственного управления в современной России. Москва, 2019. С. 133-138.
10. Киселев П.А. Понятие государственной службы и государственных гражданских служащих в Российской Федерации // Государственное управление и развитие России: вызовы и перспективы Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 57-60.
11. Клочко Е.Н., Кравцова Р.Е. Понятие государственной гражданской службы, принципы организации: кадровая работа в органах государственной гражданской службы // Аллея науки. 2018. Т. 4. № 10 (26). С. 271-275.
12. Куликов Ю.Г. Правовые основы института государственной службы // Эпомен. 2020. № 35. С. 166-171.
13. Ломов А.М., Неверов А.Я. К вопросу видового вхождения военной службы в систему государственной службы Российской Федерации // Вестник Уральского финансово-юридического института. 2019. № 1 (15). С. 42-47.
14. Матвеев И.В. Иные виды государственной службы – правоохранительная служба: закон и доктрина // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 35(79). С. 42.
15. Мезенцев И.И., Мезенцев М.И., Бальтанова Г.Ж. Военная служба как составляющая государственной службы // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2018. № S5. С. 20.
16. Прокофьев М.В. Понятие государственной службы иных видов // Евразийский юридический журнал. 2020. № 1 (140). С. 165-166.
17. Седая И.В. Понятие и сущность государственной гражданской службы // Академическая публицистика. 2020. № 3. С. 157-165.
18. Хуако О.И. К вопросу о системе государственной службы Российской Федерации // Проблемы общественных наук в России и за рубежом: история и современность Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Под редакцией Н.М. Швецова. 2018. С. 308-317.