Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Для современного баскетбола характерными являются постоянный рост спортивного мастерства игроков на фоне неуклонного развития их кондиционной подготовленности, скоростная техника выполнения игровых приемов, повышение результативности технико-тактических действий в нападении на основе совершенствования их надежности и стабильности. Эволюция игры в нападении в свою очередь вызывает необходимость совершенствования компонентов игровой деятельности в защите.
Эффективность соревновательной деятельности тесно связана с уровнем подготовки командных и индивидуальных показателей баскетболистов. Одной из основных причин низкой эффективности нападающих действий, является повышение интенсивности игры и повышение уровня защитных действий баскетболистов. На данный момент одним из актуальной методики обучения игры в баскетболе учащихся старших классов, является вопрос, научить юных баскетболистов рационально использовать технику нападающих действий для реализации основной цели игры – забросить мяч в кольцо соперников.
Цель исследования: изучить особенности методики обучения тактике групповых действий в нападении в баскетболе у учащихся старших классов.
Объект исследования: тактические действия в баскетболе.
Предметом исследования: оценка эффективности процесса ведения тактических действий.
Задачи исследования:
1. Выделить особенности тактически действий в баскетболе.
2. Рассмотреть характеристику групповых тактических действий в нападении в баскетболе.
3. Изучить методику обучения тактике нападения. Командные действия в нападении.
Методы исследования: Анализ и обобщение специальной научно-методической литературы.
Глава 1. Теоретический анализ методики обучения тактике групповых действий в нападении в баскетболе у учащихся старших классов
1.1. Особенности тактически действий в баскетболе
Баскетбол - один из самых динамичных видов спорта, постоянно переживающий существенные изменения в связи с новыми реальностями и проблемами и с учетом глобальных процессов, происходящих в современном спортивном мире [1]. Баскетбол был изобретен в 1891 г. преподавателем физического воспитания Спрингфилдского колледжа в штате Масачусетс США доктором Джеймсом Нейсмитом [2].
Тактика - часть стратегии. Она подчинена ей. Одна из главных задач стратегии - изучение условий и характера предстоящих соревнований, выработка способов и форм подготовки и ведения борьбы. Исходя из этого стратегия должна определить силы и средства, необходимые для достижения цели, а, следовательно, и общее стратегическое направление подготовки команды к соревнованиям. Все эти вопросы стратегия изучает в соответствии с закономерностями развития процесса игры, опытом соревновательной борьбы, взглядами и возможностями основных соперников, и возможностями команды [12].
При подготовке к соревнованиям в круг вопросов, изучаемых в стратегиях, включает:
1) закономерности и тенденции в развитии игры;
2) опыт участия в соревнованиях;
3) основы подготовки команд к соревнованиям;
4) подготовка резервов;
5) условия и особенности конкуренции;
6) взгляды и возможности соперников;
7) основные стратегические направления подготовки и принципы планирования;
8) средства, методы и формы.
9) материально - техническое, научно-методическое и медицинское обеспечение команды.
В период участия в соревнованиях основными вопросами стратегии являются:
1) Основы соревновательных режимов;
2) распределение средств и усилий на приоритетных направлениях;
3) методы оперативного управления [3].
Знание этих моделей позволяет тренеру предвидеть характер и условия предстоящих соревнований и вести команду.
Тактика-это раздел теории и практики, изучающий закономерности развития игры, средства, способы и формы ведения спортивной борьбы, и их рациональное применение против конкретного соперника.
Современная тактика баскетбола имеет много средств, методов и форм ведения игры. Их лучшее использование возможно только с учетом основных факторов, которые реально влияют на этот конкретный матч. Они основаны на всесторонней оценке возможностей своей команды и команды соперника (команда, уровень тренированности игроков, их моральное состояние, техническая и тактическая оснащенность и т. д.) и конкретные внешние условия, в которых происходит встреча (погода, оснащенность и состояние поверхности, особенности оборудования, реакция зрителей и т. д.). Без учета этих факторов команда не может добиться максимального результата.
Средствами борьбы являются приемы.
Не владея техникой, играть практически невозможно. Однако, если техническая подготовка направлена на изучение тактической подготовки вооружает игроков, обладающих знаниями и навыками правильного применения усвоенных приемов в борьбе между двумя командами.
Форма игры называется внешнее проявление действий команды, связанных с решением определенных тактических задач. Он может быть активным или пассивным. В зависимости от применения активных или пассивных форм тактика наступательного или оборонительного характера [4].
Построение психической подготовки связано с использованием определенных принципов [7].
Принцип сознательности означает, что любые средства психической подготовки могут быть продуктивными лишь в том случае, если спортсмен применяет их сознательно, с верой в то, что данный прием соответствует его индивидуальности и будет полезным в данной конкретной ситуации. Нельзя насаждать средства психического воздействия административными методами. Более того, спортсмен должен не просто 30 верить "на слово" в эффективность этих средств; осознанность - это знание механизмов их воздействия, владение навыками самоконтроля и самоанализа.
Принцип систематичности. Успех приносит лишь систематическое, целеустремленное, последовательное применение системы психических средств с учетом всех сопутствующих факторов. Систематичность предусматривает работу по плану и преемственность, когда каждoe новое воздействие содержит влияние предшествующих и готовит к будущим. Принцип всесторонности. Необходимо, чтобы средства и методы психической подготовки увязывались в единую структуру, обеспечивающую единство общей и специальной подготовки спортсмена, т.к. сами психические воздействия дают гораздо больший эффект, когда 12 предусматривается воздействие не на одну узкую сферу, а на всю психику: направленность личности спортсмена, его нейродинамический статус, психомоторику, интеллект.
Принцип согласованности относится к технологии психической подготовки, организации ее мероприятий во времени. Мероприятия психического воздействия должны планироваться в увязке с другими мероприятиями, логически составляющими систему спортивной подготовки. Например, психорегулирующая тренировка (ПРТ) должна согласовываться с тренировочными занятиями и в зависимости от частных задач занимать самостоятельное место до занятий, после них или в перерывах (если предусматривается применение сокращенного варианта ПРТ).
Принцип индивидуализации требует от психолога или тренера всестороннего знания особенностей спортсмена с последующим выбором таких психических воздействий, которые соответствуют всем его индивидуальным свойствам и качествам.
Психологическая совместимость взаимодействующих партнеров в совместно выполняемой спортивной деятельности выступает важным фактором, обусловливающим срабатываемость спортсменов, и проявляется в быстроте овладения новыми упражнениями, стабильности их выполнения, оптимизации игрового взаимодействия, повышении результативности соревновательной деятельности команды [8].
Психические качества баскетболистов можно разделить на следующие группы: - психомоторные, связанные в основном с наличием способности точно и быстро выполнять моторные действия в относительно однозначных ситуациях: “увидел - сделал”;
- перцептивные качества, относящиеся к особенностям проявлений механизмов восприятия обстановки (быстрота восприятия информации, свойства внимания, объем поля зрения);
- интелектуальные, определяющие эффективность решения тактических задач (быстрота и точность оперативного мышления, объем
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев, В.А. Биосоциальные основы физической культуры: учеб- методическое пособие [Текст] /В.А. Ананьев, Д.Н. Давиденко, В.Ю. Карпов и др. - Самара: СГПУ, 2019. - 400с.
2. Балабасов, Н.О. Баскетбол в школе/ М.: Издательство «Эксмо», 2011.- 212 с.
3. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ.высш. учеб.заведений [Текст]/ И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. -528с.
4. Вальтин, А.И. Проблемы современного баскетбола [Текст]/ А.И. Вальтин. - К.: Здоровья, 2013. - 150 с.
5. Василега, Д.С. Тактическая подготовка в баскетболе в контексте тактического мышления как системообразующего компонента [Текст] / Д. С. Василега, Н. О. Балабасов // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы : материалы IV Междунар. науч. - практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 347-349.
6. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность баскетболистов. Методический конструктор: [Текст]/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов/ пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011. -114 с.
7. Джим, Кэррол. Дневники баскетболиста [Текст] / Джим Кэррол.- М. Издательство: «АСТ»,2014.- 309 с.
8. Егорова, Н.Е. Общеобразовательная программа баскетбол [Текст]/ СПб. СпортАкадемПресс, 2015. - 30 с.
9. Кулибаба, В.Д. Баскетбол: своя философия игры [Текст] / В.Д. Кулибаба, А.А. Тиняков, ТД. Арабаджи, А.И. Золотоус - М.: Точка, 2011. - 240 с.
10. Леонтьева, Т.Н. Физическая культура и спорт как инструмент патриотического воспитания [Текст] /Дополнительное образование и воспитание. М. -№1, 2014.- 38 с.
11. Максименко, A.M. Основы теории и методики физической культуры: [Текст]/ Учеб.пособие для студ. вузов.- М.: 4-й филиал Воениздата, 2010. - 319с.
12. Ульянов, В.А. Баскетбол. Первые шаги. [Текст]/ В.А. Ульянов.- Физкультура в школе.-2000.- №1- с 37-40.
13. Федосеев, В.В. На уроках баскетбола[Текст]/ В.В. Федосеев.- Физкультура в школе, 2000.- №2-с.26-27.
14. Шерстюк, А.А. Баскетбол: основные технические приемы, методика обучения в группах начальной подготовки: [Текст]/ А.А. Шерстюк.-Учебное пособие, - Омск, 2010.-60с.
15. Хмелик, Н.А. Постарайся попасть в кольцо [Текст]/ Н.А. Хмелик.- М.: Физкультура и спорт, 2005.-70с.
16. Яхонтов, Е.Р. Баскетбол [Текст]/ Е.Р. Яхонтов, В.А. Генкин/ - М.: Физкультура и спорт, 2000.-45с.