Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы построения сценария жизненного пути современной российской молодежи………………………………………………………………………….7
1.1. Особенности социально-психологической ситуации развития в молодости …………………………………………………………………………7
1.2.Сценарий жизненного пути и временная перспектива……………..14
Глава 2. Прикладные аспекты исследования гендерных различий сценария жизненного пути современной российской молодежи………...20
2.1. Гендерный поход в построении жизненного пути современной российской молодежи…………………………………………………………...20
2.2.Диагностика гендерных различий сценария жизненного пути современной российской молодежи……………………………………………25
Заключение……………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………34
Приложения………………………………………………………………38
Фрагмент для ознакомления
2
работающим женщинам необходимо прилагать максимум личных усилий, чтобы создать конкуренцию мужчинам на рынке управленческого труда.
Критерием эффективности своей социализации у женщин становятся позитивное развитие человеческих ресурсов, у мужчин – достижение общей цели, рациональность и простота решения. Женщины мотивированы личным интересом и отношением к предмету деятельности, мужчины – стараются исключить эмоциональный компонент из взаимоотношений руководитель-подчиненный. Для женщин важен как процесс, так и результат деятельности, для мужчин в большей степени приоритетна успешность результата. Женщины в большей степени неторопливы и скрупулёзны в проработке деталей решения, мужчинам свойственно стремление к сокращению промежуточных звеньев и стремление к общему итогу. Женщины в большей степени склонны врать ответственность на себя, мужчины рассчитывают на группу, в которой осуществляется деятельность. Для женщин в большей степени затруднительно разделить личную и профессиональную жизнь, чем мужчинам.
В итоге, можно констатировать тот факт, что гендерные различия построения сценария жизненного пути современной российской молодежи, обусловлены наличием определенных социальных различий: социальный мужской стиль общения отличает стремление к социальному доминированию, конкуренции, независимости, для него характерна большая авторитарность; женский стиль общения отличает стремление к взаимной зависимости, партнерству и сотрудничеству, для неё характерна большая демократичность. За последние годы в нашей стране, в частности, произошла существенная «метаморфоза» в интерпретации гендерных ролей и стиля поведения мужчин и женщин. Женщины успешно преодолевают гендерные стереотипы и активно входят в деловой мир, долгое время считавшийся только мужским. Принимая основной критерий мужского делового мира, они стремятся к продвижению по служебной лестнице и карьерному росту и добиваются в этом положительных результатов. Для этого женщина вынуждена менять тот традиционный стиль поведения, который был предписан ей патриархатной культурой, искать новые способы взаимодействия. Активная социальная роль требует сочетания «мужского» и «женского» стилей социального поведения.
2.2. Диагностика гендерных различий сценария жизненного пути современной российской молодежи
Для исследования на эмпирическом уровне гендерных различий сценария жизненного пути современной российской молодежи необходимо оформить выборку молодых людей в возрасте 21-30 лет
Предмет исследования: гендерные различия сценария жизненного пути молодежи.
Гипотеза исследования:
1)существуют определенные различия в социально – психологических особенностях мужчин и женщин, которые проявляются в характеристиках личности, особенностях самоотношения, способах социально-адаптивного поведения, особенностях построения жизненной перспективы.
Эмпирические задачи исследования:
- выделить эмпирические признаки мужчин и женщин (эмоциональные, личностные свойства испытуемых, особенности самоотношения, социально-психологической адаптации и т.д.);
- организовать исследование социально-психологических особенностей гендерных особенностей молодежи в группах контрольной групп;
- подготовить выводы в рамках темы исследования.
Были использованы следующие диагностические методики (см.Приложение 1):
1) 16 факторный опросник Кетелла.
2) Опросник самоотношения С.Р.Пантелеева.
3) Методика диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса-Р.Даймонда.
4) «Смысложизненные ориентации (методика СЖО)» Д.А.Леонтьева;
5) «Ценностные ориентации» П.В. Степанова.
Наиболее точно трехкомпонентную структуру жизненной перспективы отразили 15 показателей.
Когнитивно-аналитический компонент (8 показателей):
1. «размытые / четкие цели»,
2. «отсутствие / наличие профессионального интереса» по методике
Тест оценки «Жизненные и временные перспективы личности (ЖВПЛ)»;
3. осмысленность жизни»,
4. «цели в жизни»,
5. «процесс жизни»,
6. «результат жизни»,
7. «локус контроля – Я»,
8. «локус-контроля –
«Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева
Эмоционально-ценностный компонент (4 показателя):
1. «отношение к семье»,
2. «отношение к труду»,
3. «отношение к знаниям»,
4. «отношение к внутреннему миру» по методике «Ценностные ориентации П. В. Степанова
Регулятивно-деятельностный компонент 2 показателя):
1. «уровень конкурентоспособности»,
2. «остановленное / непрерывное саморазвитие».
Помимо стандартизированных методик, использовалось включенное наблюдение.
1) 16 факторный опросник Кеттелла
Методика представлена в виде опросника, где 16-ю независимыми и психологически содержательным факторами, описывается личность. Каждый фактор имеет определенное название и предполагает определенную связь между отдельными чертами личности. Модель факторного опросника для каждого отдельного индивида, отражает особенности индивидуально-психологических свойств его личности и при наложении на групповую модель выборки, в которой находятся данные, демонстрирует личностное своеобразие, позволяет прогнозировать дальнейшее поведение личности в конкретных ситуациях.
Исследование в группе, позволяет применять данную методику как экспресс-методику и сводит к минимуму субъективный фактор, что позволяет повысить надежность исследования.
В данном исследовании использован адаптированный вариант методики (С.Чугунова, 1972), на кафедре социальной психологии МГУ.
Непосредственно методика состоит из опросника, предполагает наличие бланка для ответов и ключа для интерпретации результатов. Вариативность данных находится в пределах 10 стенов, среднее значение которых составляет пять с половиной стена. Оценки в 4,7 говорят о незначительные отклонения характеристики от средних показателей, яркая выраженность качеств связанные с оценками 1-3 и 8-10, учитывая биполярность каждого Фактора.
Непосредственно личностный опросник и инструкция к нему представлены в Приложении 1.
2) Опросник самоотношения С.Р.Пантелеева.
Методика используется для выявления самоотношения личности, выраженности отдельных его компонентов, таких как закрытость,
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Абульханова-Славская К.А.Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. М., 1987. С. 137-145
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания /Б.Г.Ананьев. - СПб.: Питер,2001. - 272 с.
3. Батыгин Г.С. Структурный функционализм Толкотта Парсонса // Вестник РУДН, серия Социология, 2003, №4-5. С. 6-34
4. Бершедова Л.И. Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития как личностное новообразование критических периодов / Л.И.Бершедова. - Диссерт. доктора психол. наук. – М., 1999.- 314 с.
5. Бызова Л.В. Архетипическая обусловленность гендерной идентичности современной женщины// Седьмая волна психологии. Вып.5./Сб. под ред. Козлова В.В., Качановой Н.А.– Ярославль, Минск: МАПН, ЯрГУ, 2008 –с. 180 С.77-81
6. Волков Б.С. Психология юности и молодости / Волков Б.С. – М.: Академический проспект, 2006. - 255 с.
7. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2000.
8. Гендерная социализация и высшее профессиональное образование: материалы науч.-практ. конф. (г. Новосибирск), -Новосибирск: Изд-во НГИ, 2006. - 188 с.
9. Горчакова В. Мифология женской карьеры / В. Горчакова // Управление персоналом. - 2003. - № 3. - с. 17-26.
10. Денисенко М.Б. Сексуальное поведение российской молодежи / Денисенко, М.Б., Далла Зуанна, Ж.П. //Социологические исследования. – СПб., 2001. № 2. - С. 83-87.
11. Евстропов М.Н. Субъективность сущностного одиночества: этюд о Хайдеггере и Бланшо//Вестник Томского государственного университета. 2015. № 391. С. 80-91.
12. Зобков В.А. Личность и деятельность в теории отношения В.Н.Мясищева / В.А.Зобков // Психологический журнал, 2013, № 4, Том 34. - С. 16-29
13. Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И. Феминология и гендерная политика. - M.: Дашков и К, 2007 - 204 с.
14. Идобаева О.А. Психолого-педагогическая модель формирования психологического благополучия личности / О.А.Идобаева. - Автореф. дис. док. психол. наук. – М., 2013. - 24 с.
15. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2005.
16. Карелкин Е.Н. Социально-психологические особенности студенческой молодежи /Е.Н.Карелкин // Вестник Краснодарского университета МВД России, 2014. С.155 - 157
17. Курышева О.В. Психологическая характеристика молодежи как возрастной группы / О.В.Курышева //Вестник волгоградского госуниверситета. – 2014, №1 (21) с.67-75
18. Кон И.С. Сексуальная культура в России / И.С.Кон. - М.: Эксмо., 2018. – 464 с.
19. Котоманова О.В. Особенности профессиональной карьеры женщины//Вестник Бурятского государственного университета.- 2008, №5.
20. Леонтьев Д. А. Внутренний мир личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2000. С.41-55
21. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания: учебное пособие для школьных психологов и педагогов / О.В. Лишин. - М., 1997. - 79 с.
22. Ловягина А.Е. Психические состояния человек / А.Е.Ловягина. – СПб: СПбГУ, 2014. – 120 с.
23. Мамардашвили М. Сознание и цивилизация: Выступления и доклады / М.Мамардашвили. – СПб.: Издательская группа «Лениздат», «Команда А», 2014. - 384 с.
24. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - 5-е изд., стереотип.- М., 2000. - 640 с.
25. Мэй Р. Экзистенциальная психология / Р. Мэй. - М.: Апрель Пресс &ЭКСМО-Пресс, 2001. - 149 с.
26. Мясищев В.Н. Психология отношений: избран. психолог. тр. / В.Н. Мясищев / под ред. А.А. Бодалева. – М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: Модек, 2003. - 363 с
27. Обозов, Н.Н. Возрастная психология: юность и зрелость ЛНПП «Облик»,2002. - 113 с.
28. Павлоцкая Я.И. Соотношение психологического благополучия и социально-психологических характеристик личности / Дисс.канд.психол.наук, Волгоград, 2015
29. Рубинштейн С.Л. Человек и мир /С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2012. – 224 с.
30. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 479 с.
31. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н.И.Сарджвеладзе. - Тбилиси.:Мецниереба, 1989. - 206 с.
32. Самсоненко Л.С. Особенности психолого-педагогического сопровождения формирования жизненной перспективы личности: Учебно-методическое пособие / Л. С. Самсоненко, Л. Ю. Колтырева. – Оренбург: ООО «Агентство «ПРЕССА», 2009. – 88 с.
33. Хьелл Л. «Теории личности. Основные положения, исследования и применение» / Л. Хьелл, Д. Зиглер «Питер», 2003. – 610 с.
34. Шишлова Е.Э. Гендерные аспекты делового и лидерского стилей// Т.А. Жалагина Психология труда и управления в современной России: организация, руководство и предпринимательство: материалы Международной научно- практической конференции, посвященной 20-летию факультета психологии и социальной работы. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2014. – 412 с.С.132-136
35. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М.: Прогресс,1996. - 344 с.
36. Элкинд Э. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни / Э.Элкинд — М.: Когито-центр, 1996. – 367 с.