Фрагмент для ознакомления
2
В Числ. 18:12 ясно сказано: «Все лучшее из елея и все лучшее из винограда /тирош/ и хлеба, начатки их, которые они дают Господу, Я отдал тебе». В данном понимании термин «вино» представлен вместе с елеем и хлебом.
Термин «яин» часто употребляется для определения вина в Ветхом Завете. Данный термин употребляется там 141 раз. В употреблении данного термина открывается очевидная несовместимость, поскольку часто оно выражает одобрение Бога, а иногда – Его неодобрение. Причина такого употребления станет ясна при анализе примеров, где «яин» - броженое вино, которое вызывает опьянение. В других случаях этот термин – виноградный сок. Роберт Тичоут насчитал 141 ссылку на термин «яин» в Ветхом Завете, 71 раз этот термин употребляется как непереброженный сок винограда и 7 раз – как наброженое вино .
«Яин» в Ветхом Завете – это часто опьяняющее вино. Данный факт конкретизируется во многих фактах последствий греха при употреблении яин. Самым первым примером употребления яин в Священном Писании было опьяняющее влияние броженого вина: «Ной начал возделывать землю, и насадил виноградник. И выпил он вина /яин/, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем» (Быт. 9 9:20-21 ). Другим примером действия опьяняющего вина оказалось событие из жизни дочерей Лота. Из-за страха остаться без детей после того, как не стало Содома, старшая дочь сказала младшей: «Итак, напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя. И напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая, и спала с отцом своим: а он не знал, когда она легла и когда встала» (Быт. 19:32 – 33). Далее история говорит, что в следующую ночь младшая дочь повторила то же.
Греховное влияние вина демонстрирует нам повествование о Навале. Он был богатым человеком, пользующимся преимуществами под защитой Давида. Но в ответ на такие блага Навал отказался оказать помощь – дать пищу людям Давида. Когда же Давид собрал воинов с целью покарать Навала, его жена Авигея приняла решения поспешно, взяла продукты и отправилась к Давиду, защищая своего мужа. После того, как Давид принял ее признание и всю провизию, она возвратилась домой и увидела Навала пьяным: «И пришла Авигея к Навалу, и вот, у него пир в доме его, как пир царский, и сердце Навала было весело; он же был очень пьян; и не сказала ему ни слова, ни большого, ни малого, до утра. Утром же, когда Навал отрезвился, жена его рассказала ему об этом, и замерло в нем сердце его, и стал он, как камень» (1 Цар. 25:36.37).
Существует большое количество других повествований о греховном действии вина. Например, Амнон, убитый слугами своего брата Авессалома в момент алкогольного опьянения. Илти царь Артарксеркс, когда его сердце стало пьяным от вина и он хотел заставить царицу Астинь представть для пристального обозрения пьяной знати дворца царя. Естественно, что данные повествования подчеркивают неодобрительное употребление алкоголя.
Традиционное осуждение употребления опьяняющего вина и описание его последствий также содержат Прит. 23:29 - 35. Соломон, после того как высказал предостережение о горе, которое возникает из-за вина, говорит о том, что даже смотреть на вино запрещается: «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид» (Прит. 23:31-32). Такое предостережение против употребления опьяняющего вина есть в Прит.20:1: «Вино глумливо, сикера - буйна, и всякий, увлекающийся ими, неразумен».
Но, как правило, такие предостережения не принимались во внимание. Со дней пророка Исаии употребление опьяняющего вина стало такой масштабной проблемой, что даже «священник и пророк спотыкаются от крепких напитков; побеждены вином /яин/, обезумели от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются» (Ис. 28:7).
Употребление ойнос как опьяняющего вина мы находим также в Ефес. 5:18: «И не упивайтесь вином /ойнос/, от которого бывает распутство, но исполняйтесь Духом». Говорится, что не нужно употреблять ойнос по причине распутства, то есть крайней мере распущенности. Сила ойнос – это символическое употребление, она уменьшает собственную силу человека.
Наиболее ясно запрещение употребления опьяняющего вина в Библии представлено в Прит. 23:29-35: Мудрый человек говорит: "У кого вой? У кого стон? У кого ссоры? У кого горе? У кого раны без причины? У кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искриться в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное; и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. И скажешь: «Били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же». Рассматриваемое место Писания делится на три части:
1. Описание внутренних и внешних эффектов опьяняющего вина.
2. Категорическое увещание - полностью отказаться от употребления вина.
3. Предостережение - что произойдет, если пренебречь этим увещанием.
В первой части те, кто любят пить опьяняющее вино и крепкие напитки, переживают горе (Прит. 23:29-30).
Чтобы избежать такого стыда, Соломон во второй части говорит о том, что даже смотреть на вино нельзя. Соломон говорит о том, что, даже посмотрев на него, человек делает первый шаг к тому, чтобы его выпить. Алкоголизм начинается с первого стакана. Ка результат опьянения – это «багровые глаза» (Прит. 23:29).
Некоторые говорят о том, что Соломон предостерегает против алкоголизма, а не против умеренного употребления алкоголя. То есть здесь осуждается, скорее, изобильное употребление алкогольных напитков, чем их употребление. Но Соломон разрешает проблему неумеренного пьянства, призывая к полному воздержанию. В алкоголе – причина всех страданий и горя. Причина горя – не в их излишнем употреблении, а именно в самой природе алкоголя. Он может повредить, как укус змеи (Прит. 23:32). Соломон говорит о том, что причина не в том, что эти напитки употребляют, а в самих напитках. Сущность алкоголя состоит в том, чтобы обмануть и нанести людям вред. Значит, не нужно совсем употреблять их.
1.2 Книги Притчей об употреблении алкоголя
Книга Притчей включает в себя места, описывающие употребление алкоголя (Прит. 31: 4-5; 20:1; 23:20; 4:17).
Одним из наиболее ярких мест является Прит.20:1: «Вино /яин/ глумливо, сикера - буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен». Данный текст делится на две части. Согласно первой, природа вина и крепких напитков как способность делать пьяницу шутом в серьезных вопросах, насмешником в добрых решениях. Вторая часть притчи не советует употреблять алкоголь.
Значит, увлекаться алкогольными напитками — неразумно.
Много библейских мест подчеркивают, что употребление алкогольных напитков извращает восприятие реальности. К примеру, пророк Исаия дает яркую картину влияния опьяняющих напитков на умственную и моральную сферу: «Но и эти шатаются от вина /яин/,обезумели от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются» /Ис. 28:7/. В этом месте Писания выделены «священник и пророк», ибо как Божьи представители, они призваны быть образцом чистоты и благочестия.
Вместо этого, пристрастившись к опьяняющему вину и крепким напиткам, они стали помраченными в сознании, ошибающимися в видении и претыкающимися в суждении. Их восприятие реальности извратилось. Они ошибались в видении, ошибочно принимая за божественные воображения своего извращенного восприятия. Они претыкались в суждении, не выполняя своих обязанностей, которые требовали ясного, восприимчивого мышления. Священники, в особенности, употребляя алкогольное вино и сикеру, нарушили свой обет воздержания (Лев.10:9) и осквернили святость своего служения.
Другим наглядным описанием, каким образом опьяняющее вино извращает реальность вещей, мы находим в Прит. 23:33, где Соломон, говоря о любителях вина и крепких напитков, замечает: «Глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное». Здесь влияние алкоголя описано в терминах его вреда на разум и нервную систему, причиняя среди всего другого, ухудшение видения, речи и мыслительного процесса. «Сердце твое заговорит развратное», - будет весьма извращенное представление об окружающем мире.
Важная причина, ради которой в Библии запрещено употребление таких алкогольных напитков как вино, - ибо их употребление ослабит способность мышления, способность различать между справедливостью и несправедливостью и, следовательно, делать ответственные моральные решения.
В Ис.28:7 священники и пророки осуждаются за употребление вина и сикеры, - «в видении ошибаются, в суждении спотыкаются». Талмуд наиболее наглядно излагает эту истину, говоря: «Когда вино входит в систему личности, она теряет смысл, всюду, куда проникаетвино, - там нет понимания» /Мидраш Раббах Носсо, 10, цитировано раввином ИсидоромКопловичем /н.12/ стр. 33/.
Именно, по причине такой заботы, такого интереса, Бог дал это особое наставление Аарону относительно священников: «Вина /яин/ и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого, и научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея» (Лев. 10:9-11).